`
17 апреля 2024

Журналы «Дефектология» и «Коррекционная педагогика: теория и практика»: обзор статей

Уважаемые читатели! Предлагаем вам обзор статей журналов «Дефектология» и «Коррекционная педагогика: теория и практика» из фонда нашей библиотеки.

Научно-методический журнал «Дефектология» № 1, 2024 г.

Журнал Дефектология» издается с 1969 года и является ведущим научным журналом в области дефектологии. В нём публикуются статьи по различным аспектам изучения, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Журнал выходит 6 раз в год и предназначен для специалистов в области дефектологии, психологии, педагогики и медицины.

Головчиц, Л.  Еще раз о терминологии: «сложные, комплексные, множественные, тяжелые множественные нарушения развития…» [Текст] / Л. Головчиц // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 3-11.

В статье дан ретроспективный анализ терминологии по отношению к лицам, имеющим сочетание нескольких первичных нарушений. Рассматриваются работы, в которых «сложный дефект» определяется как сочетание двух или более первичных дефектов, каждый из которых имеет характерные вторичные и последующие отклонения.

Николаева, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст] / Т. В. Николаева // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 12-23.

Представлены материалы экспериментального сравнительного исследования детей 4-го года жизни с нарушенным и нормальным слухом, проведенного с использованием специально разработанного набора заданий. Комплект заданий включал изучение социально-коммуникативного, физического, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребенка, определение уровня развития игровой деятельности. Условно выделены группы детей с нарушениями слуха, различающиеся по уровню социально-коммуникативного, физического, познавательного, художественно-эстетического развития, уровню развития игровой деятельности. Уровень развития дошкольников каждой из выделенных групп оценивался по степени отставания от детей четвертого года жизни с нормальным слухом. Обобщены и систематизированы полученные данные по каждой выделенной группе.

Болдинова, О. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития компенсаторных способов действий у детей с нарушениями зрения [Текст] / О. Г. Болдинова // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 24-33.

В статье представлены содержание и структура психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей развития компенсаторных способов действий у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Проанализированы данные исследования особенностей становления навыков самообслуживания, пространственной ориентировки, зрительного контроля и осязательного обследования у тотально слепых, слепых с остаточным зрением и слабовидящих младших школьников.

Фатихова, Л. Ф. Способности к безопасному поведению и качества личности безопасного типа поведения подростков с сохранным и нарушенным интеллектом [Текст] / Л. Ф. Фатихова // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 34-43.

Статья посвящена сравнительному анализу способностей подростков с сохранным и нарушенным интеллектом к распознаванию, прогнозированию последствий и избеганию опасных для жизни, здоровья и социального благополучия ситуаций, а также качеств личности безопасного типа поведения этих групп подростков. Результаты исследования могут быть использованы для организации дифференцированного подхода к формированию безопасного поведения у подростков в зависимости от наличия/отсутствия у них интеллектуальных нарушений.

Выродова, И. А. Модель повышения квалификации воспитателей младенческих групп дома ребенка [Текст] / И. А. Выродова // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 44-55.

В статье представлена модель повышения профессиональной квалификации воспитателей дома ребенка, ориентированная на изменение представлений воспитателей о детях и своей профессиональной деятельности; формирование навыков и умений взрослых налаживать и развивать личностно-ориентированное взаимодействие с младенцами-сиротами с нарушениями психического развития.

Корниенко, Т. Ю. Трудности семьи, связанные с обучением и воспитанием ребенка с нарушением зрения: объем, содержание и динамика [Текст] / Т. Ю. Корниенко // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 56-67.

Данная статья подготовлена по итогам анализа всероссийского онлайн опроса, проведенного в 2021 г. ФГБНУ «ИКП». На основе ответов 484 родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения разной степени выраженности, был проведен анализ субъективного восприятия родителями основных причин, по которым тот или иной период в жизни ребенка был особенно сложным для семьи, а также описаны изменения в субъективном восприятии родителями трудных жизненных ситуаций по мере взросления ребенка.

Ильина, С. Ю. Особенности пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Ильина // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 68-76.

В статье отражены результаты экспериментального исследования представлений детей с ЗПР в возрасте 3,5-4 лет о схеме тела и расположении предметов с точкой отсчета от себя, которые в онтогенезе развития ребенка формируются одними из первых. Установлено, что у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР четвертого года жизни диапазон сформированности пространственных представлений достаточно широк – от крайне низких показателей до относительно высоких. Выявленные качественные особенности пространственных представлений дошкольников с ЗПР четвертого года жизни, поступивших в дошкольное образовательное учреждение, следует учитывать при построении программ целенаправленной коррекционно-образовательной работы.

Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика»  № 1, 2024 г.

Журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» основан в 2008 году и посвящён пропаганде научных достижений в области организации учебного и воспитательного процесса для людей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Журнал издаётся 4 раза в год и предназначен для специалистов, работающих в области специальной педагогики: логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и методистам детских садов, родителям, воспитывающим особенного ребенка.

Гусейнова, А. А. Современные подходы к реализации предметной области «Технология» в условиях инклюзивного образования [Текст] / А. А. Гусейнова, Е. А. Салтыкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 12-21.

В статье представлен анализ научных работ, посвященных трудовому обучению обучающихся с ОВЗ в рамках образовательной области «Технология». Автор поднимает вопросы доступности образования для обучающихся данной категории, обсуждает позитивные аспекты инклюзивного образования, рассматривает специфику и особенности преподавания предмета «Технология» обучающимся с ОВЗ.

Джафар-заде, Дарья Авсаф-кызы Особенности профориентации лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Дарья Авсаф-кызы Джафар-заде // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 22-26.

В статье рассматривается вопрос профориентации и социализации лиц с ТМНР. Важно брать во внимание тот факт, что классические механизмы профориентации не подходят для данной категории людей. Автор предлагает свои методические рекомендации по работе в этом направлении.

Скребец, Т. В. Изучение творческих письменных работ учащихся начальных классов [Текст] / Т. В. Скребец // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 27-36.

В статье описано исследование, целью которого стало проанализировать и изучить творческие работы младших школьников по критериям и показателям сформированности письменной речи. Анализ результатов исследования носит качественно-количественный характер и позволяет определить направления коррекционно-педагогического воздействия учителей и специалистов сопровождения, работающих в 4 классе.

Скира, Е. В. Состояние умений учащихся третьего класса с легкой умственной отсталостью решать составные арифметические задачи [Текст] / Е. В. Скира // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 37-41.

В статье представлены результаты исследования, направленные на выявление особенностей решения арифметических задач обучающихся с легкой умственной отсталостью. Выявленные в ходе эксперимента типичные ошибки при решении задач позволили определить наиболее эффективные педагогические условия, способствующие лучшему решению составных арифметических задач.

Ларина, Е. А. Специфические письменные ошибки у учащихся с нарушениями интеллекта [Текст] / Е. А. Ларина, П. Е. Кириленко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 42-50.

В статье анализируются  и обобщаются специфические письменные ошибки у учащихся с нарушением интеллекта на фоне системного недоразвития речи.

Парамонова, Г. В. Диагностика и коррекция сенсорного развития детей с двигательной церебральной патологией [Текст] / Г. В. Парамонова, Е. А. Полосухина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 51-59.

В статье представлен авторский инструментарий психолого-педагогической диагностики и коррекции сенсорного развития детей с ДЦП. Освещены полученные результаты комплексного обследования детей дошкольного возраста с различными формами церебрального паралича. Даны рекомендации по использованию комплекта диагностических и коррекционных пособий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушениями двигательного развития.

Егорова, З. Р. Нейропсихологическое исследование дошкольников с разным уровнем эмоционального интеллекта, имеющих нарушения речи [Текст] / З. Р. Егорова, Л. В. Артищева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 60-77.

Проблемы диагностики эмоционального интеллекта, его взаимосвязи с нейропсихологическим статусом ребенка имеют особое значение для детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Показано, что у детей с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше сформированы некоторые психические функции, определяющие их нейропсихологический статус. Но при этом, отсутствуют значимые различия в сферах социального и когнитивного развития.

Королева, Е. П. Адаптация детей с нарушением слуха [Текст] / Е. П. Королева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 78-86.

Данная статья посвящена адаптации детей с нарушениями слуха. Автором подробно представлен опыт работы с детьми обозначенной категории в Луганской специальной (коррекционной) школе.

Хвастунова, Е. П. Применение дидактических игр на занятиях по развитию изобразительной деятельности для дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] / Е. П. Хвастунова, Я. С. Демиденко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 87-94.

В статье представлены результаты обобщения современных научных исследований, диагностического обследования, коррекционной работы по проблеме изучения особенностей применения дидактических игр в процессе развития предметной, декоративной, сюжетной изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта. Даны методические рекомендации при организации занятий по изобразительной деятельности в условиях ДОУ компенсирующей направленности.

Степанищева, Н. И. Роль цифровых технологий и дистанционной формы обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР [Текст] / Н. И. Степанищева, И. Е. Полякова, О. В. Пищулина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 1. — С. 95-98.

В статье рассмотрены основные особенности дистанционного обучения детей с тяжелой умственной отсталостью. Представлены формы организации дистанционного обучения, методы и приемы, применяемые педагогами во время проведения онлайн-уроков.