`
15 августа 2024

Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 3 и «Дефектология» № 3 за 2024 г. : обзор статей

Уважаемые читатели! Предлагаем вам обзор статей журналов по коррекционной педагогике из фонда нашей библиотеки.

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. — № 3.

Ткачева, В. В. Особенности самооценки и уровня притязаний молодых лиц с умственной отсталостью и комплексными нарушениями в условиях трудовой деятельности [Текст] / В. В. Ткачева, С. А. Груцкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 10-22.

В статье представлены результаты изучения особенностей самооценки и уровня притязаний у молодых людей с умственной отсталостью и комплексными нарушениями с помощью методики исследования самоотношения Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (адаптированный вариант).

Соломатина, Г. Н. Особенности проведения логопедического обследования произносительной стороны речи у детей раннего возраста [Текст] / Г. Н. Соломатина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 25-34.

В статье рассматриваются технологические основы проведения логопедического обследования произносительной стороны речи ребенка раннего возраста. Выявленные особенности данного обследования в рассматриваемой возрастной категории будут способствовать организации диагностической и коррекционной работы. Выявленные особенности логопедического обследования в рассматриваемой возрастной категории будут способствовать организации диагностической и коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Пономарева, Л. М. Использование инструментария для экспертной оценки качества адаптации первоклассников с задержкой психического развития в работе школьного психолога [Текст] / Л. М. Пономарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 35-44.

В статье описаны возможности использования опросников для педагогов и родителей по оценке качества школьной адаптации первоклассников с задержкой психического развития в практической деятельности педагога-психолога. Представлены варианты стратегии адресного психолого-педагогического сопровождения школьников с ЗПР на начальном этапе обучения.

Алпатова, О. Б. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом сказкотерапии [Текст] / О. Б. Алпатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — № 3. — С. 45-53.

В статье актуализирована необходимость применения метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Рассмотрены отечественные исследования разных авторов. Описаны принципы, лежащие в основе метода сказкотерапии, виды сказок, используемых в формировании у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-коммуникативных навыков, необходимых для выстраивания межличностного взаимодействия с окружающими их людьми. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом сказкотерапии.

Набокова, Л. А. Обучение глухих детей языку в начальной школе Китая в сравнении с российской системой. Часть 2. Анализ учебников [Текст] / Л. А. Набокова, С. А. Шустова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 54-62.

В статье представлен сравнительный анализ практики обучения языку глухих обучающихся на уровне начального общего образования в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. Во второй части статьи проводится сравнение учебников, реализующих положения и требования соответствующих нормативных документов и используемых в реальной практике обучения глухих детей языку в России и КНР. Рассмотрены отличительные аспекты содержания зарубежных пособий, разделы и темы, не встречающиеся в отечественных учебниках.

Зыкова, М. А. Проектирование адаптированных программ по математике для обеспечения качественного начального образования обучающихся с нарушением слуха. Часть 1. Научно-методические основы разработки рабочих программ [Текст] / М. А. Зыкова, Е. А. Жеребятьева, И. Л. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 63-69.

В статье рассматриваются вопросы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика» (варианты 1.2 и 2.2 для обучающихся, получающих образование в пролонгированные сроки). В первой части статьи раскрываются научно-методические основы разработки рабочих программ в аспектах специфики получения математического образования обучающимися с нарушением слуха на этапе начального образования.

Микляева, Н. В. Развитие социального интеллекта у детей с задержкой психического развития: методические аспекты [Текст] / Н. В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 3. — С. 70-79.

Описание специфики работы по развитию социального интеллекта у дошкольников с ЗПР, которая заключается в формировании навыков участия в совместных действиях в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей, развитии интеллектуальных операций с приобретением опыта переживания, сострадания и содействия, формирования элементов социального поведения.

Дефектология. — 2024. — № 3.

Махнач, А. В. Жизнеспособность семьи: подходы к изучению и методы диагностики [Текст] / А. В. Махнач // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 3-13.

В статье представлены особенности концептуализации понятия «жизнеспособность семьи» в российской психологии, описаны основные факторы риска и защиты, формирующие эту интегративную характеристику человека и семьи. Выделены основные направления современных исследований жизнеспособности семьи: с детьми с особыми потребностями, со старшим и молодым поколениями, военнослужащих, мигрантов. В статье кратко описаны методики психологической диагностики жизнеспособности семьи.

Королева, И. В. Оценка сформированности процессов слухового анализа у детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты (Часть 1) [Текст] / И. В. Королева // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 14-25.

В работе рассматривается авторский подход к сурдопедагогической диагностике сформированности процессов слухоречевого анализа у детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Диагностика включает оценку адекватности и эффективности слухопротезирования, сформированности процессов слухового анализа и использования слуховых навыков в ежедневных ситуациях, выявление центральных нарушений слуха. Описывается процедура оценки эффективности слухопротезирования, определены основные процессы слухового анализа, необходимые для спонтанного развития речи у ребенка, критерии их сформированности.

Богданова, Т. Г. Развитие связной речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста с использованием мобильного приложения [Текст] / Т. Г. Богданова // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 26-35.

Цель исследования – обоснование целесообразности использования мобильного приложения в коррекционной работе по развитию связной речи детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста. В рамках исследования, на основе анализа эмпирических результатов, описаны особенности связной речи детей с расстройствами аутистического спектра: импрессивной, диалогической и монологической. Разработана методика развития связной речи у детей указанной категории на основе использования мобильного приложения, выделены уровни ее развития, описана методика педагогической работы, определены перспективы дальнейших исследований в данном направлении.

Федосеева, А. М. Развитие коммуникативных навыков подростков с ОВЗ в тренажерно-обучающей системе виртуальной и дополненной реальности: модель и функциональные возможности [Текст] / А. М. Федосеева // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 36-49.

В статье обсуждается использование технологий виртуальной и дополненной реальности с целью развития коммуникативных навыков подростков с ОВЗ. Раскрываются теоретические основания разработки модели коммуникативного тренажера для подростков с ОВЗ. Дается характеристика специфических затруднений в развитии коммуникативных навыков как области жизненной компетенции подростков с ОВЗ. Описывается модель обучающей системы: ее функции, режимы функционирования, позиции в трудной коммуникативной ситуации. Определяются направления разработки системы в соответствии с особыми образовательными потребностями подростков с ОВЗ разных нозологий.

Выродова, И. А. Работа педагога-музыканта системы ранней помощи с родителями [Текст] / И. А. Выродова // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 50-60.

В статье сформулированы задачи педагога-музыканта системы ранней помощи в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ младенческого и раннего возраста. Обозначены условия, необходимые для оказания эффективной коррекционно-развивающей помощи. Раскрыты методы взаимодействия с родителями. Показана роль близких взрослых в развитии и воспитании ребенка первых лет жизни с ОВЗ средствами музыки.

Акулина, А. В. Педагогическая характеристика вариантов развития детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / А. В. Акулина // Дефектология. — 2024. — № 3. — С. 61-68.

В статье обосновывается необходимость дифференцированного подхода к проектированию специальных образовательных условий для дошкольников с ЗПР. На основе принципов психолого-педагогической дифференциации задержки психического развития приводится развернутое педагогическое описание трех типологических вариантов ЗПР в старшем дошкольном возрасте. Обозначены основные направления использования предложенной характеристики дошкольников с ЗПР в образовательной практике.