23 мая 2016

МИСТИКА И РЕАЛИЗМ: 125 лет со дня рождения М. Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 г. в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены, преподавателя женской прогимназии, Варвары Михайловны. В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1956), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).

В 1909 г. Михаил Булгаков окончил Первую Киевскую гимназию  и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один — в Москве, другой — в Варшаве и оба хорошо зарабатывали. Кстати, Н. Покровский – известный московский врач-гинеколог, стал прототипом профессора Преображенского  из повести «Собачье сердце».  В 1913 г. М. Булгаков женился на Татьяне Лаппа. Денежные трудности начались уже в день свадьбы и преследовали их все годы семейной жизни.

31 октября 1916 года Булгаков получил диплом об утверждении «в степени лекаря с  отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

После начала 1-ой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме. Там,        с 1917 г.  Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции, затем приём морфия стал регулярным. Избавиться от наркотической зависимости Булгакову удалось путем  постепенного уменьшения дозы.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 г. М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики. Затем был мобилизован в Белые Вооруженные силы Юга России и был назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка, служил  на Северном Кавказе. Во время отступления Добровольческой армии  в начале 1920 г. был болен тифом и поэтому не покинул страну.

            1 февраля 1921 г. он писал двоюродному брату: «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать».

Нищий, неустроенный, 30-летний Булгаков осенью 1921 г. приезжает в Москву. Одно он твердо знает, что будет только писателем. Начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами и журналами.  С 1922 по 1926 гг. в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов  М. Булгакова. В Москве Булгаков жил в коммунальной квартире, и, будучи беспощадным сатириком, этот новый советский быт ненавидел, обливал его «яростью и злостью». Сталин заметил по поводу запрещения в 1931 г. пьесы       Н. Эрдмана «Самоубийца»: «Мелко берет, поверхностно. Вот Булгаков! Тот здорово берет. Против шерсти берет! Это мне нравится». Булгаков вообще нравился вождю – своим талантом, дерзкой свободой.

В 1923 г. М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. Михаил Булгаков, никому не известный провинциал, избрал в литературе самый опасный путь — путь сатирика, остро, смело ядовито изображающего советскую действительность. В середине 20-х написаны абсолютно крамольные по тем временам его сочинения: «Багровый остров», «Роковые яйца», «Собачье сердце».

В 1926 г. ОГПУ провело у писателя обыск, в результате которого изъяты рукопись повести «Собачье сердце» и личный дневник. Спустя несколько лет дневник был ему возвращён, после чего Булгаков его сжег. Но дневник дошёл до наших дней благодаря копии, снятой на Лубянке.

С октября 1926 г. во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину, который смотрел её более 14 раз. В своих выступлениях Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года), и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось. Сталин отмечал, что впечатление от пьесы, в конечном счёте, было положительное для коммунистов.

Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова. Булгаков, сам себя называвший «затравленным волком» в литературе (как он подсчитал, из 301 критического отзыва на его творчество – лишь 3 положительных), был более всех беспощаден к себе сам. Из его записок: «Рвань всё…. Всё делаю наспех. В душе моей печаль», «Порвать, сжечь… от людей скрыть». Булгаков всю жизнь судил себя и свое творчество исключительно с высшей точки зрения – совести и вечности.

В прессе началась кампания «Долой булгаковщину!». «Роковые яйца» заклеймили как «наглейший, возмутительный поклеп на Красную власть». Запрещены «Записки на манжетах», «Мольер», «Белая гвардия». Булгакова перестают печатать вообще, его пьесы изымались из репертуара театров. Запрещены к постановке «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров».

В 1929 г. Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей, последней женой.

Первый вариант романа «Мастер и Маргарита», написанный в 1928-1929 гг., Булгаков сжег – и последующие 10 лет неотступно думал о романе: «я погребен этим романом». Сказать, что текст романа создавался мучительно тяжко, — ничего не сказать. Булгаков выстрадал этот роман. Он шифровал, его, прятал, диктовал уже смертельно больным, превозмогая ужасные боли, борясь с ускользающим порой рассудком. И умер со словами о романе: «Чтобы знали. Чтобы знали». Взял с жены Елены Сергеевны слово, что она сохранит рукопись, и роман увидит свет.

Роман вышел через 26 лет после смерти автора – в 1966 г. И с тех пор многократно истолкованный и переведенный на сотни языков роман живет, о нем спорят – ученые и экстрасенсы, философы и священнослужители.

В 1930 г. Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе.  Вообще, с 1928 по 1938 гг. он написал шесть писем властям, пять из них лично Сталину. После одного из них, 18 апреля  1930-го года Сталин сам позвонил опальному писателю. О том звонке говорила вся Москва. Работу Булгакову дали – он работал во МХАТе с 1930 по 1936 гг. в качестве режиссёра-ассистента. Опыт работы во МХАТе отразился в произведении «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.

В 1934 г. Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Союз советских писателей.

Спектакль «Кабала святош» («Мольер») увидел свет в феврале 1936 г., — после почти пяти лет репетиций. И хотя премьера  прошла с громадным успехом, — после семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» появилась разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После этой статьи Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1937 г.  М. Булгакову предложили поработать над пьесой об И. Сталине. В сознании Булгакова сформировался образ Сталина, как жесткого правителя, вечно ведущего борьбу с различными группировками. Совершенно естественно, что показать Сталина таким, каким его видел писатель, в пьесе не было никакой возможности. Именно поэтому Булгаков не брался за работу над пьесой: показывать Сталина в пьесе как тирана было невозможно, но и льстить власти ради того, чтобы завоевать её расположение, Михаил Афанасьевич тоже не мог. В конце концов, взяться за работу над пьесой о Сталине «Батум» Булгаков решился лишь после того, как возникла идея показать вождя не на вершине власти, а в начале революционного пути. Показав Сталина молодым, можно было не изменять кодексу чести и,  в то же время,  не вызвать гнева вождя народов. Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе.

С этого момента здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова  наследственную болезнь почек. Булгаков снова начал употреблять морфий,  с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». Следы морфия были обнаружены на страницах рукописи спустя три четверти века после смерти писателя.

С февраля 1940 г.  друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 г.  Михаил Афанасьевич Булгаков скончался  от той же болезни, что и его отец (гипертонический нефросклероз), сам себе поставив диагноз, и с поразительной точностью предсказав дату своего ухода. Он умер в Прощеное воскресенье, накануне Великого поста.

М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н.В. Гоголя.

В честь М. А. Булгакова сотрудниками Крымской астрофизической обсерватории названа малая планета 3469 Bulgakov, открытая 21 октября 1982 г.

 

 

КГБУК «ХКСБС» предлагает вниманию своих читателей книги по данной теме, имеющиеся в фонде библиотеки

 

Книги  по  Брайлю

 

Булгаков, М. А. Белая гвардия [Шрифт Брайля] / М. А. Булгаков. — М. : Репро, 2000. – 11 кн. – Перепеч.: М. : Худож. лит., 1989.

Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита [Шрифт Брайля] / М.А. Булгаков. — М. :  МИПО «Репро», 2010. — 13 кн. — Перепеч.: М.: Худож. лит.,1990.

Булгаков, М. А. Собрание сочинений [Шрифт Брайля] / М.А. Булгаков. – 13 кн. –  М. : «МИПО РЕПРО», 2007. — Перепеч. : М. :Худож. лит., 1989. 

Булгаков, М. А. Собрание сочинений [Шрифт Брайля] / М. А. Булгаков. —  М. :  МИПО «Репро», 2011. — 14 кн. — Перепеч.: М.: Худож. лит., 1990.

 

«Говорящие» книги на кассетах

 

Булгаков, М. Роковые яйца [Звукозапись] / М. Булгаков ; читает Р. Киселев. — СПб. , 2000. — 2 мфк. (3ч 30мин) : 4,76 см/с, 4 дор.

Действие происходит в будущем. Главный герой этого произведения разрабатывает некий луч жизни. Это изобретение может ускорять развитие всего живого. По сути это изобретение может быть очень полезно. Но воспользоваться им можно как в хороших целях, так и плохих…

Булгаков, М.  Собачье сердце [Звукозапись] / М. Булгаков ; читает Р. Киселев. – СПб., 2000. – 4 мфк. (4ч) : 4,76 см/с, 2 дор.

Повесть «Собачье сердце» – одно из самых известных и запоминающихся произведений в творчестве Михаила Булгакова. С неподражаемым сарказмом и юмором Булгаков описал небывалый рискованный эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека, создав великолепную пародию на парадоксальную обстановку Советской России 30-х годов. 

 

Аудиокниги на дисках

 

Булгаков, М. А. Бег. Восемь снов [Электронный ресурс] : пьеса в 4-х действиях / М. А. Булгаков ; читает И. Прудовский. – Электрон. дан. – М. : Ардис, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) :  3 час.30 мин.

Пьеса «Бег» — это изображение последнего этапа гражданской войны, пронизанного болью поражения белой армии. Перед нами — судьба первых русских эмигрантов, выброшенных волной революции за пределы родной страны и страдающих в разлуке. Экранизация пьесы стала одной из вершин советского кинематографа.

Булгаков, Михаил. Белая гвардия [Электронный ресурс] : роман / М. Булгаков ; читает В. Самойлов. – Электрон. дан. – М. : Ардис, 2011. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : 11 час.14 мин. – (ХХ век. Русская проза).

«Белая гвардия» — не просто роман, это своеобразная хроника времени — хроника, увиденная через призму восприятия «детей страшных лет России». Судьба издерганной дворянской семьи, задыхающейся в кровавом водовороте гражданской войны, под пером Булгакова обретает черты эпической трагедии всей русской интеллигенции — трагедии, отголоски которой доносятся до нас и теперь…

Булгаков, М. А. Записки юного врача [Электронный ресурс] : рассказы / М. А. Булгаков; читает В. Самойлов. – М. : Студия АРДИС, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) :  8 час. – С изд. : М. : Худож.  лит, 1989. – (ХХ век. Русская литература).

Булгаков, М.  Записки покойника [Электронный ресурс] : театральный роман / М. Булгаков ; читает В. Самойлов. – М. : Студия АРДИС, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : 6 час 41 мин. – С изд. : М. : Худож. лит, 1990.

Это неоконченный роман Михаила Булгакова. Написанный от первого лица, от имени некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова, роман рассказывает о театральном закулисье и писательском мире. Полный интриг, загадок и тайн, живущий по своим законам театральный мир еще никогда не был показан так иронично и откровенно.

Булгаков, Михаил. Мастер и Маргарита. Собачье сердце [Электронный ресурс] / М. Булгаков ; читает В. Самойлов. – Электрон. дан. – М. :  Ардис, 2009. – 2 эл. опт. диска (CD-ROM) : 27 час 55 мин.

Роман «Мастер и Маргарита» – визитная карточка Михаила Афанасьевича Булгакова. Более десяти лет Булгаков работал над книгой, которая стала его романом-судьбой, романом-завещанием.

Булгаков, М. А. Собачье сердце [Электронный ресурс] : повесть / М. А. Булгаков ; читает Г. Валиев. – М. : МедиаКнига, 2002. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : 3 час 42 мин.

Булгаков, М. А. Собачье сердце [Электронный ресурс] / М. А. Булгаков ; читает С. Зайцев. – М. : ИПТК «Логос» ВОС, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : 7 час 40 мин.

 

Плоскопечатные книги

 

Булгаков, М. А. Багровый остров [Текст] : ранняя сатирическая проза / М. А. Булгаков. – М. : Худож. лит., 1990. – 470 с.

Булгаков, Михаил. Белая гвардия [Текст] : роман / М. А. Булгаков  ; компьют. верстка Г. П. Грачева ; корректор О. А. Виноградова. — М. : ИПТК Логосвос, 2012. — 480 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих). — Перепеч. : М. : Современник, 1987.

Булгаков, М. А. Кабала святош [Текст] : роман, пьесы, либретто / М. А. Булгаков. – М. : Современник, 1991. – 361 с.

Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита [Текст] : роман / М. А. Булгаков. – М. : Худож. лит., 1988. – 399 с.

Булгаков, М.  Собачье сердце. Роковые яйца [Текст] / М. Булгаков. — М. : Логос, 2009. — (Издание для слабовидящих).

Булгаков, Михаил. Собачье сердце [Текст] : повести и рассказы / М. А. Булгаков. — М. : Профиздат, 2011. — 304 с. — (Литературные шедевры).

 

Литература о М. Булгакове

 

Блохин, Р. Михаил Булгаков на Кавказе [Текст] / Р. Блохин // Дальний Восток. – 2013. — №3. – С. 176-202.

Булгакова, Е.  Дневник Елены Булгаковой [Электронный ресурс] / Е. Булгакова ; читает В. Лебедева. — Электрон. дан. — М. : Логосвос, 2013. — 1 фк. : зв.  (19 час 49 мин).

 Булгакова Елена Сергеевна (урожденная Нюрнберг, по первому мужу — Неелова, по второму мужу — Шиловская) (1893-1970). Дневник Е.С. Булгаковой охватывает последний период жизни и творчества великого писателя и драматурга (1 сент. 1933 — 19 февр.1940 г.). В нем зафиксирована повседневная жизнь писателя, его интересы, творческие планы, рабочие и дружеские встречи с деятелями искусства и литературы, подробно отражен процесс работы над романами. 

Мурзина, М.  «Чтобы знали!»  [Текст] : к 125-летию М. Булгакова / М. Мурзина // Аргументы и факты. — 2016. — №19. — С. 20.

Россинская, С.В. Михаил Булгаков и Елена Шиловская : шаг в вечность [Текст] / С.В. Россинская // Новая библиотека. – 2011. — №11. – С.9-27.

Шенталинский, Виталий. Мастер глазами ГПУ. За кулисами жизни Михаила Булгакова [Электронный ресурс] / В. Шенталинский ; читает Е. Терновский. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2014. — 1 фк. : зв.  (2 час 55 мин).

 

 

28 ноября 2022

«Охотничьи тропы Сергея Кучеренко»

беседа-обзор, книжно-иллюстративная выставка
Читать далее