Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
БАМ – магистраль в будущее
В 2024 году исполняется 50 лет со дня строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) – одной из крупнейших железнодорожных магистралей мира. Но история БАМа своими корнями уходит в конец ХIХ века, когда начал разрабатываться проект тихоокеанской железной дороги, но в то время это оказалось невыполнимой задачей. Так что вплотную к этому вопросу подошли только в 1926 году, когда началась топографическая разведка местности.
В 1932 году выходит постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», создается Управление строительства БАМ, ведутся проектно-изыскательские работы. В 1937 году принято решение о строительстве магистрали от Тайшета до Советской Гавани. Строительство началось в 1938 году.
В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, эта дорога сыграла важную роль в битве за Сталинград. К этому времени уже была построена часть путей. Проложенные рельсы были сняты в связи с нехваткой металла в стране и направлены на строительство Волжской рокады. В 1943-1945 годах построена железная дорога Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.
Началом современной истории БАМа принято считать выход постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Именно к этой дате и приурочено празднование 50-летия БАМа. Подъем строительства начался в 1974—1984 годы. Особое место в сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали занимает участие советской молодежи, Ленинского комсомола. На многие годы она стала главным адресом ударного комсомольского строительства. Молодежь горячо откликнулась на призыв правительства страны принять активное участие в сооружении БАМа. Байкало-Амурская магистраль стала символом трудовой доблести, массового героизма и мужества молодежи 70-х годов прошлого столетия. Работали бригады из разных регионов: из республик СССР, отряды добровольцев из Болгарии, Венгрии, Монголии. Например, Тынду (столицу БАМа) строили москвичи, Улькан и Ангою — азербайджанцы, станции Кюхельбекерскую и Звездную — армяне, Северобайкальск — ленинградцы, Алонку — молдаване.
В августе 1974 года состоялось торжественное вручение комсомольских путевок 85 бойцам Хабаровского первого краевого комсомольско-молодежного отряда «БАМ-74».
Байкало-Амурская магистраль проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, ее протяжённость 4324 км. Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты. БАМ пересекает 11 полноводных рек и 7 крупных горных хребтов. На трассе дороги пробито 8 туннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Прокладка самого сложного участка – Северомуйского туннеля – продолжалась с перерывами 26 лет и была завершена в конце 2003 года. Это самый крупный в России железнодорожный туннель протяженностью более 15 км. Его ввод в эксплуатацию дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжеловесных грузовых поездов. В 2012 году был закончен новый Кузнецовский тоннель. С помощью строительства БАМа планировали освоить богатства Иркутской области, Бурятии, Забайкалья, Якутии, Амурской области и Хабаровского края. Именно здесь имеются крупнейшие в мире неразработанные месторождения большей части таблицы Менделеева.
Использованная литература:
БАМ (Байкало-Амурская магистраль) – панорама всенародной стройки. Вып. 4-й. – Благовещенск: Амурское отд. Хабаровского кн. изд. – 1978. – 368 с.
Байкало-Амурская магистраль //100 Чудес Дальнего Востока. – М.: PressPass. – 2014. – С. 206-209.
Хабаровский комсомол в документах и иллюстрациях. – Хабаровск: Кн. изд. – 1978. – 400 с.
Интернет ресурсы:
https://muzeisamsonova.ru/eychane—stroiteli-bama/