Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
Дорогие друзья!
Мы представляем для вас подборку приемов и методик по изобразительному искусству, собранных незрячей художницей из Санкт-Петербурга Ларисой Павловой, в помощь незрячим людям, желающим научиться рисовать. На сайте www.pavlova.ws можно посмотреть и видеоролики с некоторыми техниками. Для нашего сайта материал подготовила Евгения Сосновская – незрячий специалист Хабаровской краевой специализированной библиотеки для слепых.
МАТЕРИАЛЫ ИСКУССТВА, ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И
ПРИЁМЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ
(МЕТОДИКИ)
1.Рисунок на бумаге цветными карандашами
или шариковыми ручками
На лист плотной гладкой резины толщиной более 2 мм. укладывается лист
плотной белой бумаги или ватмана и на нём, цветными карандашами или
шариковыми ручками, выполняется рисунок. Образуемая при этом бороздка
позволяет незрячему левой рукой осуществлять контроль за изображением в
процессе работы. Рисунок может быть линейным, а можно изображение
закрашивать восковыми мелками, карандашами, шариковыми ручками,
фломастерами, акварельными красками и др. Рисунок можно выполнять цветными
карандашами или шариковыми ручками по картону. В этом случае подкладывать
под картон резину не обязательно.
Для того, чтобы незрячий художник во время работы мог обходиться без
посторонней помощи, карандаши, ручки и мелки необходимо размещать в
специальных подставках, в которых каждый цвет занимает определённое место,
известное художнику. Рациональнее всего подставки делать в виде вращающихся
палитр, где место каждого цвета определяется в соответствии с законами
цветообразования. При этом незрячий получает представление об основных и
дополнительных цветах. Для их отыскания на палитре не обязательно обозначать
каждый цвет — достаточно обозначить один из основных цветов (например,
жёлтый). Палитра может быть выполнена в виде шестиконечной звезды
достаточной толщины, в каждом углу которой просверливаются отверстия по
диаметру карандаша (ручки, мелка) для установки в них соответствующего
карандаша. В связи с тем, что обычные карандаши очень часто ломаются, для
занятий изобразительным творчеством незрячих лучше использовать толстые
карандаши (например, «Великан»). В качестве подставок под такие карандаши
можно использовать пластмассовые коробки из-под пластилина на 12 цветов
(например, производства фабрики «Луч»). Удалив из них продольные
перегородки, получите в каждой коробке 6 ячеек по размеру карандашей.
Соответственно, для набора из 12 карандашей необходимо подготовить 2 такие
подставки, из 18 карандашей — три подставки. Для того, чтобы подставки
всегда занимали определённое положение, на одной из сторон (например, левой)
лейкопластырем, насечками, либо каким-либо другим образом, обозначить
порядковый номер подставки, а последовательность расположения цветов
запомнить или отразить в записной книжке.
- Процарапывание эмульсионного слоя
В последнее время в некоторых салонах художественных материалов и
специализированных магазинах появился материал под названием «Сплендорлюкс»,
который представляет из себя белый картон с нанесённым на его поверхность
глянцевым либо матовым полимерным слоем. Острой иголкой, закреплённой для
удобства на карандаше, ручке или круглой палочке соответствующей длины и
диаметра, процарапывая полимерный слой(до белого) и контролируя изображение
пальцами левой руки, получают белое штриховое изображение на цветном фоне.
Резину под «Сплендорлюкс» подкладывать не надо. Для закрепления иголки лучше
всего использовать деревянные шпажки для шашлыков, которые вставляются в
корпус шариковой ручки с соответствующим диаметром внутреннего канала. Конец
шпажки затачивается на конус с тем, чтобы диаметр шпажки в месте выхода из
кончика ручки соответствовал выходному отверстию. Выступающий из ручки
кончик шпажки стачивается напильником или наждачным бруском. Противоположный
конец шпажки должен упираться в запорный колпачок с тем, чтобы шпажка
сохраняла неподвижность в процессе работы. В месте выхода шпажки на кончике
ручки иголкой, которую вы не будете использовать для рисования, наметить
гнездо для установки рабочей иголки, после чего от рабочей иголки отломить
кусочек нужной длины и при помощи плоскогубцев установить его в
подготовленное гнездо. Выступающий кончик иголки не должен быть длинным с
тем, чтобы можно было использовать для защиты острия иголки стандартного
колпачка от этой же ручки. Так как внутренний диаметр ручек разный, можно
использовать для ручек подходящего диаметра палочки, применяемые в цветочных
магазинах для поддержки орхидей и других высоких растений. «Сплендорлюкс»
выпускается разных цветов, однако, механические характеристики полимерного
слоя у них тоже разные. Поэтому, при использовании цветного «Сплендорлюкса»,
прежде, чем приобретать большое количество его необходимо опробовать с тем,
чтобы приобретенный материал был подходящим для работы по механическим
показаниям и результат его использования устраивал в художественном плане.
«Сплендорлюкс» чёрного цвета не только подходит по механическим
характеристикам, но и оптимально обеспечивает высокую эстетику изображения.
В случае отсутствия в продаже «Сплендорлюкса» выполнять рисунок этим
методом можно на фотобумаге, которую (засвеченную или нет) предварительно
обрабатывают в растворе проявителя и закрепителя, как обычно в
фотографическом процессе. В зависимости от интенсивности засветки и
продолжительности проявления, цвет фотобумаги будет варьировать от чисто
белого до абсолютно чёрного. По подготовленной указанным образом фотобумаге
рисунок выполняется таким же образом, как и по «Сплендорлюксу», только
рисунок на белой и светло-серой фотобумаге протирается графитовым порошком
выбранного художником цвета, нанесённым на ватный тампон. При этом
процарапанные участки окрашиваются, а к нетронутому эмульсионному слою
порошок не пристаёт. Следует заметить, что результат процарапывания на
фотобумаге по качеству значительно уступает «Сплендорлюксу». Кроме этого
процесс значительно усложняется из-за необходимости обрабатывать фотобумагу.
Если её предварительно не обработать в проявителе и закрепителе, то в
процессе хранения готового произведения эмульсионный слой от неравномерного
засвечивания и взаимодействия с окружающей средой становится пятнистым, в
результате чего произведение выглядит крайне неэстетичным. Эту же методику
можно использовать, процарапывая внутреннюю поверхность картонных коробок
из-под молочных продуктов. В связи с небольшим размером коробок, их можно
использовать для упражнений и для изготовления изделий
декоративно-прикладного искусства, для чего необходимо удалить оба днища и
одну из боковых стенок (на которой располагается склейка) и обрезать уголки
каждой из оставшихся стенок. Заполнив каждую стенку рисунком, закрашенным
графитовым порошком, получите нечто, напоминающее складень.
В условиях изостудии описанным способом можно создавать офорты, используя
для этого стандартные материалы и принадлежности. Кроме обеспечения
разнообразия в творчестве, использование офортной техники позволит
тиражировать эти произведения.
- Рисунки чёрным карандашом по ткани
По наколоченной на планшете фанере или оргалиту выстилается слой пластилина
толщиной 5-7мм. Пластилин должен быть достаточно пластичным, так как в
холодном помещении это качество скажется на трудоёмкости процесса. Сверху на
пластилин укладывается белая простынная ткань, которая обжимается по
периметру надвинутой на эту конструкцию рамкой. Придерживая ткань левой
рукой, зажатым в правой руке мягким чёрным карандашом наносим рисунок на
ткань. Образуемая при этом бороздка (довольно глубокая) помогает
контролировать процесс создания изображения. После окончания работы ткань
снимают с пластилина (бороздка при этом, естественно, исчезает) и закрепляют
на оргалите или картоне, по размеру соответствующему рамке, для чего
свободные края ткани заводятся на тыльную сторону оргалита (картона) и там
приклеиваются. После высыхания клея картина вставляется в рамку. При этом
методе изображения получается и с лицевой стороны (след от карандаша) и с
изнаночной (от прилипших частиц пластилина). Так что для показа можно
использовать как лицевую, так и изнаночную сторону изображения, в
зависимости от того, какое изображение получилось интереснее в
художественном аспекте. Если ткань недостаточно плотная, частицы пластилина,
через мелкие отверстия ткани, проникают на лицевую сторону и подмешивают к
чёрному рисунку тонкие цветные включения, что оживляет изображение,
усиливает его эстетику и придаёт произведению теплоту и задушевность.
4. Рисунок пластилином
Для рисования пластилином используется разного типа картон и,
предпочтительно, флуоресцирующие сорта пластилина, так как они очень яркие и
пластичные. Флуоресцирующий пластилин производства московской фирмы «Гамма»
привлекателен по своим колористическим характеристикам, но чрезмерная
пластичность несколько затрудняет работу с ним, так как он сильно липнет к
пальцам. Поэтому желательно к нему подмешивать флуоресцирующий пластилин
ярославского предприятия «Луч», который, не ухудшая колористических
характеристик, помогает получить для работы пластилин оптимальной
пластичности. Для рисования можно использовать локальные цвета, а можно их
смешивать в пропорциях, определяемых опытным путём, исходя из ощущений
цвета, которые с наработкой практического опыта становятся точнее и тоньше.
Техника выполнения рисунка пластилином заключается в следующем: набрав
нужное для изображения одного цвета количество пластилина, тщательно
разминают и перемешивают его, отщипывают от него небольшой кусочек,
раскатывают в тонкую «колбаску». Прижимая пальцем левой руки кончик
«колбаски» к картону в нужном месте, укладывают её по контуру будущего
рисунка, слегка прижимая к картону, чтобы пристала. И таким образом
продолжают процесс до окончания формирования контура изображения. Полученное
изображение можно в этом виде и оставить (получится рельефное линейное
изображение, либо преобразовать его в плоское, сдвигая верх валика,
образующего контур, внутрь изображения и разглаживая пластилин до получения
плоского изображения. Незакрашенные места заполняют пластилином из остатка
от заготовленного куска. Участки изображения, ограниченные контуром, можно
заполнять шариками или кусочками пластилина какой-нибудь другой формы.
Некоторые художники закрашивают эти места фломастерами, акварельными
красками, мелками и т.д. Здесь приводится один из примеров техники нанесения
пластилина на картон, но она может быть различной, в зависимости от
пристрастий рисующего. Некоторые, например, наносят пластилин пальцем,
широкими, свободными мазками, что придаёт рисунку нарочитую небрежность,
демонстрирует свободную, раскованную манеру.
В настоящее время в продаже имеется много типов картона, что позволяет
значительно разнообразить творчество и избегать однообразия и скуки в
экспозициях выставок. Пивной картон, в связи с тем, что его лицевая
поверхность имеет несколько грубоватую фактуру, лучше перед употреблением
закрасить восковыми мелками, создав тем самым определённый цветной фон. За
равномерностью окраски фона можно особенно не следить — пропуски между
штрихами оживят будущее произведение. Для создания рисунка пластилином на
белом фоне лучше приобрести белый картон с глянцевой лицевой поверхностью.
Очень эффектно выглядят рисунки флуоресцирующим пластилином на плакатном
картоне (производства Германии), который имеет матовую бархатную поверхность
разных цветов, чистых и глубоких по тону, либо на «Сплендорлюксе».
Приобретая пластилин, следует иметь в виду, что некоторые зарубежные
производители выпускают пластилин, который не липнет. Такой пластилин удобен
для занятий детей лепкой, но для рисования не пригоден.
Для удобства работы пластилин раскладывают в определённом порядке в
использованные пластмассовые коробки из-под пластилина производства
предприятия «Луч». Одну из сторон как-либо обозначают, а порядок
расположения цветов фиксируют в записной книжке.
- Рисунок восковыми мелками
Положить лист плотной меловой бумаги или белого картона на твёрдое гладкое
основание. Рисовать мелками, контролируя изображение левой рукой по следу,
оставляемому мелком. След мелка ощущается с трудом, так что занятие это
достаточно утомительное. Мелки можно использовать для закрашивания
изображений, выполненных карандашами или шариковыми ручками, а также для
закрашивания фона. Для закрашивания фона при большом формате изображения
лучше использовать крупные мелки с вязкой маслянистой структурой.
Выполненный мелками рисунок можно окунуть в кювету с чернилами. Чернила,
скатываясь с участков, закрашенных мелками, окрасят только фон, оставляя
рисунок в первозданном виде. При содействии педагога можно, наклоняя
рисунок, усилить художественные достоинства произведения, добиваясь, чтобы
перекатывающиеся по картинной плоскости капли чернил скапливались в
определённых местах.
- Рельеф по вспененному полистирол
По белой гладкой (без узоров) моющейся потолочной плитке выполняется
рисунок металлическим стержнем диаметром около 1мм., укреплённым для
удобства на каком-либо держателе, либо шариковой ручкой с полностью
удалённой из стержня пастой. Металлический стержень можно закрепить внутри
карандаша (вместо грифеля). Для этого от карандаша отрезают кусок нужной
длины и расщепляют его вдоль. В одной из половинок карандаша просверливают
отверстие диаметром, равным диаметру металлического стержня. Один конец
стержня загибают под прямым углом с тем, чтобы образовался выступ длиной
около 2мм., который вставляют в высверленное в карандаше отверстие (чтобы
зафиксировать положение стержня в карандаше). Если диаметр стержня меньше
диаметра внутренней полости карандаша (где ранее располагался грифель), его
можно увеличить, намотав на стержень полоску пищевой фольги. В качестве
стержня можно использовать сломанную иголку для сухого валяния.Половинки
карандаша скрепляют, туго намотав по длине карандаша изоленту. Выступающий
из карандаша кончик металлического стержня затачивают напильником или
наждачным бруском, степень заточки определяют опытным путём — стержень
должен легко продавливать материал плитки, но не прорезать его. Длина
держателя должна обеспечивать удобство пользования им, положение отверстия ,
предназначенного для фиксации стержня, определяется длиной стержня и
располагается примерно в четверти длины карандаша от его торца.
В итоге получается белый рельефный рисунок на белом фоне. Для большей
выразительности штриховку необходимо разнообразить как при создании разных
произведений, так и в рамках одного. Изображение достаточно легко
контролируется и выглядит очень эстетично, но для просмотра требует
организации освещения..
В продажу поступает плитка размером 50х50см., но при использовании большого
количества плитки (в изостудиях, школах), с производителями можно
договориться об изготовлении в индивидуальном порядке плиток любого формата
и размера.
Под контролем педагога можно некоторые работы выполнить шариковой ручкой,
стержень которой наполнен чёрной пастой. Иногда лёгкое окрашивание рисунка
делает его достаточно выразительным.
Представляет определённый интерес использование описанной выше методики для
создания произведений декоративно-прикладного искусства путём нанесения
рельефного рисунка на дно одноразовой посуды, изготовленной из такого же
материала, что и потолочная плитка.
7. Тиснение по алюминиевой фольге
Работа незрячих с фольгой принципиально ничем не отличается от нормы.
Для тиснения применяется фольга, которая продаётся в хозяйственных
(строительных) магазинах, в рулонах различных размеров. Она предназначена
для облицовки стен (пароизоляции). Фольга для запекания продуктов из-за
недостаточной толщины и прочности для тиснения не годится. Следует иметь в
виду, что и для облицовки стен сауны магазины часто предлагают фольгу очень
тонкую и непрочную. Поэтому, перед тем, как купить фольгу, необходимо её
опробовать на предмет пригодности для тиснения.
Положив лист фольги на лист плотной гладкой резины и продавливая её
специально изготовленным инструментом, выполняют рисунок. Инструмент для
тиснения можно изготовить из черенка использованной зубной щетки (лучше
всего для этого подходят плоские черенки или полоски пластмассы толщиной
3-5мм. и шириной 10-15мм.), заострённого с одной стороны в виде острия
карандаша (для изображения линий) и в виде полусферы с другого конца (для
выдавливания поверхностей изображения, ограниченных линиями контура).
Некоторые художники для выдавливания поверхностей предпочитают использовать
ногти или подушечки пальцев рук. Выполненные работы закрепляются на листе
картона, оргалита или фанеры соответствующего размера, для чего по контуру
листа фольги оставляются поля достаточной ширины, которые загибаются на
тыльную сторону картона.
8. Тиснение по меди и латуни
Перед тем, как приступить к созданию произведений, листы латуни или меди
(не слишком толстые) необходимо основательно отжечь и остудить на воздухе
(на горячий металл не должны попадать капли воды, так как в этих местах
металл станет жёстким). Они станут мягкими и пластичными. Инструмент для
тиснения такой же, как и при тиснении по алюминиевой фольге, только
изготавливается он не из пластмассы, а из стали. Лучше всего сделать его из
старого плоского напильника. Напильник обтачивается на наждаке таким
образом, чтобы конец его оказался заострённым, а второй — в виде полусферы.
Заострённым концом выдавливаются контуры изображения, а другим — плоскости.
Работа производится на листах латуни или меди, уложенных на лист плотной
гладкой резины. Законченное произведение закрепляется на листе картона,
оргалита или фанеры так же, как и при тиснении по алюминиевой фольге.
- Мозаика
Для создания мозаичных произведений используют кусочки кирпича, осколки
фаянсовой и керамической посуды, облицовочной плитки, разноцветные камешки и
пр. В некоторых художественных салонах продаются специальные наборы для
занятий мозаикой, однако, стоимость их довольно высока. В форму (желательно
сборно-разборную) слоем толщиной 10-15мм. настилают глину или цементный
раствор. (Можно использовать гипсовый или алебастровый раствор, однако,
быстрое затвердевание создаёт определённые неудобства для использования его
в данных целях). Затем, утапливая в глину элементы мозаики (камешки, осколки
посуды и др.), создают мозаичное произведение. После высыхания глины или
затвердевания раствора форму разбирают. До заполнения формы раствором или
глиной на её дно можно уложить две петельки из проволоки, которые
впоследствии послужат для подвешивания готовой работы на стену. Для усиления
глиняной или цементной основы её можно проармировать металлической сеткой
или отдельными проволочными прутами, уложенными в ряды через определённые
промежутки и перпендикулярно нижележащему ряду.
Для хранения заготовленных деталей мозаики изготавливают так называемую
палитру, которая представляет из себя отпиленный от торца бревна круг
толщиной 20мм., на поверхности которого располагают гнёзда (секторы), в
каждое из которых укладывают заготовки одного цвета, а на торце палитры
против каждого сектора наклеивают бумажку, на которой обозначают по Брайлю
цвет заготовок. Для удобства пользования палитрой её насаживают на ось и при
работе поворачивают к себе необходимой стороной. Диаметр палитры должен быть
достаточно большим.
Для упрощения задачи можно использовать бисер. Для этого на лист плотного
картона заданного формата настилают слой пластилина толщиной 3-5мм. и,
притапливая в нём бисеринки, формируют изображение. Свободные участки
картинной плоскости (фон) можно заполнить бисеринками подходящего цвета. В
данном случае цвет слоя пластилина значения не имеет. В другом варианте
можно ограничиться основным изображением, в качестве фона используя слой
пластилина, заранее согласуя его цвет с цветами будущего изображения.
- Лепка из пластилина
Пластилин не является материалом искусства, поэтому изделия из него не
имеют самостоятельного значения, а используют его для выполнения учебных
упражнений либо как промежуточный вариант с дальнейшим переводом готового
изделия в бронзу или гипс. Для лепки удобнее использовать одноцветный
пластилин, который поступает в продажу в виде брусков весом 0,5кг. или
1,0кг. Если пластилин разминается с трудом, его размягчают, погрузив в
тёплую воду. В последнее время в продаже появились одноцветные наборы
пластилина из Чехии и других стран. Они более удобны для лепки, чем
отечественные, так как такой пластилин не липнет к рукам, что значительно
повышает удобство работы и качество произведений.
- Скульптура из глины
Изготовление скульптуры из глины незрячими принципиально ничем не
отличается от нормы.
Сухую глину складывают в ёмкость (ведро, бак), заливают почти до верха
водой и так оставляют на несколько дней. Когда глина размокнет, её разминают
и, если она получилась более жидкой, чем требуется, выкладывают небольшими
комками на подстилку из полиэтилена. Когда глина подсохнет до кондиции, её
складывают обратно в ёмкость. Для того, чтобы глина не пересыхала, её
тщательно укрывают влажной тряпкой, поверх которой укладывают кусок
полиэтилена. Для придания глине большей пластичности в неё добавляют немного
олифы. Камешки и другие посторонние включения удаляют, просеивая глину в
сухом виде через сито, либо выбирая вручную из размокшей глины при её
разминании и других операциях.
Для обеспечения монолитности необходимо скульптуру лепить из цельного
комка, для чего набирают комок глины, достаточный для полного окончания
работ, уплотняя его, неоднократно ударяя об стол. Добавлять к скульптуре
кусочки глины в процессе работы недопустимо, так как это разрушает ощущение
монолитности готового изделия и в дальнейшем может привести к отваливанию
этих «приклеенных» кусочков. На время перерывов в работе скульптуру укрывают
влажной тряпкой и поверх неё полиэтиленом. Законченную скульптуру, для
предохранения от растрескивания, сушат под слоем полиэтилена. После полного
высыхания скульптуру обрабатывают (шлифуют) наждачной бумагой. Только при
этом необходимо быть внимательным, чтобы невзначай не уничтожить
каких-нибудь мелких деталей. Достаточность такой обработки должен определять
автор, исходя из творческой задачи. Для работы с глиной пригодится стек или
нож типа сапожного.
С неизменным успехом незрячие занимаются также керамикой. Нормально видящий
педагог обеспечит соблюдение техники безопасности при пользовании гончарным
кругом м печью обжига, а также, в случае необходимости, поможет незрячему
художнику-керамисту раскрасить изделие и освоить особенности этого вида
творчества. Занятия керамикой незрячих в принципе ничем не отличаются от
нормы.
12.Линогравюра
Для работы над линогравюрой незрячие художники используют те же материалы,
принадлежности и приёмы, что и нормально видящие. Необходимо только не
забывать, что на линолеуме изображение получается «негативное»
(промежуточное), то есть резцом выбираются участки, соответствующие фону, а
нетронутые участки линолеума будут соответствовать собственно изображению.
Кроме обеспечения возможности тиражировать произведения, работа над
линогравюрой развивает у художника тонкое чувство композиции и др. Оттиск с
линогравюры выполняется следующим образом: на плотное гладкое основание
укладывается лист белой бумаги, на середину его лицевой стороной, равномерно
смазанной чёрной типографской краской, укладывается линогравюра. Затем
резиновым валиком, который используется при фотопечати, линогравюра плотно
прикатывается к листу бумаги, оставляя на нём чёткий отпечаток изображения.
чтобы нанести равномерный слой краски на изображение на линолеуме,
типографскую краску в небольшом количестве выкладывают на стекло и затем
резиновым валиком раскатывают по стеклу. К этой окрашенной поверхности
стекла прижимают на мгновение линогравюру и затем прикатывают её к листу
бумаги, как это описано выше. Если необходимости в тиражировании нет, на
линолеуме можно получить «позитивное» изображение, используя линогравюру как
самостоятельное произведение.
Следует иметь в виду, что для изготовления линогравюры используются остро
заточенные инструменты, что требует предельной осторожности. И лучше всего
линогравюрой заниматься в присутствии и под руководством педагога. Последнее
замечание справедливо также при занятиях резьбой по дереву, которая в
принципе также доступна незрячим.
13.Рисунок при помощи прибора для письма по Брайлю
При помощи грифеля и прибора для письма по Брайлю можно изображать
несложные сюжеты, накалывая в соответствующих местах «брайлевскую» бумагу.
Хотя изображение получается прямолинейным, у некоторых приверженцев этой
методики рисунки выходят очень привлекательными. Для повышения
изобразительных возможностей можно соединить два прибора, что позволит
соответственно увеличить формат и возможность свободнее оперировать деталями
изображения, создавая довольно сложные композиции. Для участия в серьёзных
выставках такие работы не подходят, однако, использование данной методики
позволяет развивать и совершенствовать у себя чувство композиции. Для
разнообразия можно обратную сторону рисунка протереть заштрихованной чёрным
карандашом бумагой, что , закрашивая следы грифеля, усилит изображение, а
обозначив более интенсивным закрашиванием мест, где требуется акцент, можно
усилить выразительность изображения. Соединить два прибора можно самому или
подыскать спаренный прибор в специализированных магазинах.
Заниматься по этой методике лучше после того, как ученик овладеет техникой
обычного рисунка. Начинать надо с изображения отдельных простых фигур
(прямоугольник, квадрат, ромб и др.). Затем, после освоения методики, можно
переходить к более сложным композициям (группа домов, деревья и др.) и даже
изображениям биологических объектов.
14.Бисероплетение
Бисероплетение вполне доступно инвалидам по зрению, однако, процесс
обучения необходимо проводить с участием педагога. Несмотря на то, что в
настоящее время приобретение соответствующей литературы не вызывает проблемы
и Интернет изобилует различными материалами по бисероплетению, материалы эти
не адаптированы к особенностям мировосприятия незрячих, а техническая
сложность построения конструкций из бисера не позволяет воспринимать суть
этих публикаций на слух. Однако, наглядный показ технических приёмов и
особенностей бисероплетения делает эти занятия вполне доступными инвалидам
по зрению.
Не имеет смысла вдаваться в технические тонкости бисероплетения в данной
публикации, так как любой инвалид по зрению, желающий заняться
бисероплетением, получит возможность освоить этот вид творчества в любом
реабилитационном центре. Какой-то специальной техники для инвалидов по
зрению не существует. Что же касается доступности инвалидам по зрению
занятий вышивкой из бисера, то мнения занимающихся бисероплетением незрячих
разделились. Однако некоторые из них занимаются и этим достаточно успешно.
15.Сухое валяние
Сухое валяние предполагает изготовление различных фигурок из непряденой
шерсти с использованием специальных иголок. Суть дела заключается в том, что
специальная игла, пронизывая комок шерсти нанесёнными на её рёбра засечками,
захватывает волокна шерсти и спутывает их. Многократные повторения этих
движений создаёт в комке шерсти участки, уплотнённые до состояния фетра. Для
изготовления изделия набираете соразмерный, с учётом уваливания, будущему
изделию объём шерсти, обминая его руками, придаёте комку шерсти
приблизительную форму будущего изделия, а затем, используя толстые иглы,
производите первичную обработку изделия, то есть доводите плотность изделия
до заданной. После этого выполняете мероприятия по приданию изделию
необходимой формы. Места, где намечаются впадины, подвергаются более
длительному воздействию иглы, а для формирования мелких впадин используют
специальные иглы и приёмы. В местах намечаемых выпуклостей, в необходимых
случаях, шерсть добавляют и вышеуказанным воздействием иглы приваливают к
общей массе. Во избежание поломки иглу при валянии необходимо направлять
перпендикулярно к поверхности изделия. Ножки, ушки, хвостики и другие далеко
выступающие детали валяют отдельно, а затем приваливают в нужные места. Если
приваливать эти детали иглами с прямым направлением зубцов неудобно,
используют иглы с обратным направлением зубцов, для чего протыкают изделие
насквозь и при обратном ходе иглы захватывают волокна приваливаемых деталей
и, спутывая их с волокнами туловища, присоединяют детали к изделию. Носы и
глаза можно обозначать бисером, бусами или приваливать комочки шерсти
нужного цвета. Эти детали можно также приобрести в магазине.
Работы по валянию выполняют на подкладке из плотного поролона. Заниматься
валянием без подкладки, держа заготовку на весу в руках, не рекомендуется,
во избежание травм от уколов острой иголкой.
Для снижения затрат рекомендуется первичную обработку изделия выполнять на
синтепоне, а для окончательной отделки использовать шерсть, акрил, вискозу,
шёлк, бамбук, крапиву и др., которые приваливаются соответствующими иглами к
основе из синтепона и придают изделию нарядный вид.
Иглы для валяния классифицируются по размеру, конструкции и назначению:
— иглы треугольные (с зазубринами на трёх рёбрах) размером №19 (совсем
грубая и толстая), №25 (очень грубая), №32 (грубая), №34 (толстая), №36
(толстоватая) — используются для первичного валяния крупных изделий из
грубой шерсти; размером №38 (средняя) — может применяться на всех этапах
валяния; размером №40 (тонкая), №42 (супертонкая) и «43 (ультратонкая) —
применяются на окончательном этапе валяния.
— существует ещё две разновидности треугольной иглы №40. Игла №40А
(аккуратная) имеет по две зазубрины улучшенной формы на каждом ребре,
которая аккуратно захватывает волокна и формирует поверхность высокого
качества, оставляя малозаметные отверстия — наиболее пригодна для
приваливания шерсти к тканям. №40Б (быстрая) имеет по две зазубрины активной
формы на каждом ребре, что способствует интенсивному уваливанию поверхности
при формировании выемок и вмятин для глаз, ушей, ноздрей и др. при
сохранении хорошего качества обработки поверхности. Её также можно
использовать для приваливания шерсти к тканям.
— иглы «Звёздочка» имеют четырёхгранное сечение и по две насечки (зубца) на
каждой грани: №38 (средняя) и №40 (тонкая). Этот тип иголок эффективнее
треугольных, на окончательном этапе они приглаживают поверхность изделия и
не оставляют дырочек. Игла №38 универсальная и может использоваться на всех
стадиях валяния.
— игла «Звёздочка кручённая» значительно эффективнее обычной «Звёздочки» за
счёт того, что зубцы у неё расположены по всему диаметру, а не в ряд по
каждой грани, и количество зубцов 16, а не 8, как у обычной «Звёздочки».
Дырочки от иглы менее заметны, чем при использовании треугольной или обычной
«Звёздочки». В продажу поступает размер №36 — он предназначен для первичных
работ. Игла кручённая треугольная №40 используется на окончательном этапе
валяния.
— иглы «Корона» №38 (средняя), №40(тонкая) и №42 (супертонкая) имеют
насечки только у кончика иглы, что позволяет им работать только на
поверхности изделия, не утапливая шерсть, а лишь фиксируя её. Используется
для формирования «шевелюры» кукол и лохматых зверей.
— иглы обратные треугольные №32 (грубая) и №40 (тонкая). №32 имеет по три
зубца обратного направления на каждом ребре, позволяет валять с обратной
стороны изделия, проткнув его насквозь (для приваливания мелких деталей в
труднодоступных местах и полостях); также позволяет «начёсывать» шерсть с не
очень плотно свалянной поверхностью или перемешивать глубоко лежащие волокна
с поверхностными (другого цвета). Игла №40 имеет по два обратно направленных
зубца. Назначение то же, что и №32. Используется для окончательной отделки
изделий и формирования волосяного покрова у фигурок животных.
Приобретая иглы для сухого валяния следует учитывать, что в данном описании
приведена классификация игл иностранных производителей, классификация игл
большинства отечественных производителей отлична от классификации игл
иностранного производства. Иногда у номера иглы проставляется индекс 2 или
3(например №36-2), что обозначает количество зубцов на каждом из рёбер иглы.
Для удобства работы иглы закрепляются в специальные держатели. В продаже
попадаются держатели для разного количества игл. Держатели для нескольких
игл, как правило, разборные, что позволяет в необходимых случаях производить
замену игл. Такие держатели используются для обработки больших поверхностей,
В связи с тем, что чаще всего для одиночных игл в продаже попадаются
неразборные держатели (в комплекте с иглой) и учитывая связанные с этим
неудобства и удорожание процесса, целесообразнее держатели для одиночных игл
делать самому из карандашей, как это описано в разделе «Рельеф по
вспененному полистиролу».
Сухое валяние можно использовать также для изготовления бижутерии, растений
и цветов, одежды, обуви, женских сумочек и др. При желании можно найти в
продаже, для изготовления крупных изделий, заготовки фетра.
Соответствующие программы в интернете предлагают методики занятий мокрым
валянием и изготовлением при помощи валяния картин, однако, информацией по
использованию предлагаемых методик инвалидами по зрению автор не
располагает, но имеются основания предположить, что, используя за основу
отрезы фетра, сукна и других плотных тканей и приваливая к ним в нужных
местах шерсть подходящего цвета, как это предусмотрено техникой сухого
валяния, незрячий вполне способен создавать картины и другие аналогичные
изделия.
В данном разделе с максимальной полнотой обобщена представленная в
интернете информация обо всех аспектах сухого валяния, с подробным описанием
ассортимента и технических характеристик используемых материалов и
принадлежностей с тем, чтобы занявшийся этим видом деятельности инвалид по
зрению имел реальную возможность решить: искать ли ему настойчиво конкретно
те изделия, которые необходимы ему для решения определённой творческой
задачи, собирать ли весь существующий в природе набор принадлежностей, либо
обходиться, без заметного снижения качества конечного результата, тем
минимальным набором принадлежностей, приобретение которых не связано с
особыми затруднениями. Возможно описание в данном разделе техники сухого
валяния покажется, на первый взгляд, недостаточно понятным, хочу заверить
читателя, что уже первые практические пробы внесут полную ясность в этот
вопрос — такова специфика сухого валяния.