Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
«Дорогой моему сердцу край»: к 160-летию со дня рождения Н.Л. Гондатти, генерал-губернатора Приамурского края
Николай Львович Гондатти (3 декабря 1860 – 5 апреля 1946) — русский государственный деятель, исследователь Северной и Северо-Восточной Сибири. Шталмейстер Двора Его Императорского Величества Николая II, действительный статский советник. Член многих русских учёных обществ. Первый гражданский генерал-губернатор Приамурского края (1911-1917).
Николай Гондатти родился в Москве в семье итальянского профессионального скульптора Людвига Гондатти и русской дворянки из Тулы (источники не дают ни её имени, ни девичьей фамилии). В 15 лет Николай поступил в Нижегородский Александровский институт, заведение с классическим гуманитарным образованием. В 1881 г. окончил его с золотой медалью.
Хотя после окончания университета Гондатти жил в Москве, занимаясь преподавательской и ученой деятельностью, он ежегодно совершал экспедиции с целью сбора антропологического и этнографического материала, а также изучения шелководства. Он побывал на Обском Севере, в Таврической губернии, Франции, Сирии, Египте, Австрии, Италии, в Закаспийском крае Туркестана, на Цейлоне, в Японии и Северной Америке.
В 1893 г. он был приглашен на должность начальника Анадырской округи, его заинтересовали широкие возможности для изучения этнографии чукчей, коряков и других народностей. Гондатти оказался истинным подвижником науки, вместо договорных трех лет он прослужил начальником Чукотки четыре года, зарекомендовав себя к тому же отличным администратором. За чукотскую эпопею 1893-1897 гг. он получил золотую медаль.
15 сентября 1908 г. был назначен томским губернатором. При его участии в городе Томске открыты Высшие женские курсы, в 1909 г. участвует в совещании в Петербурге о нуждах Сибири. Почётный гражданин города Новониколаевска (ныне — Новосибирск). Звание присвоено 3 мая 1910 г. за многочисленные заслуги в деле оказания помощи городу при пожаре случившемся в мае 1909 г. Вот как об этом говорится на официальном сайте города Новосибирска:
11 мая 1909 года в Новониколаевске случилось страшное бедствие — большой пожар, начавшийся в центральной части города, который быстро распространился в сторону Оби. Город горел четыре дня. По данным городской управы выгорело 794 двора. Без крова осталось 8 тыс. человек. Для осмотра пожарища прибыл крупный администратор, исследователь Северной и Северо-Восточной Сибири, а в то время Томский губернатор Николай Львович Гондатти, который учинил следствие причин катастрофы и спрос с городских руководителей. После разбирательства губернатор принял действенные меры: оказал содействие в получении страховки, участвовал в организации отпуска из казны строительных материалов на восстановление города, помогал городской управе в осуществлении градостроительной политики. За эти заслуги Н. Л. Гондатти стал Почётным жителем города. Город скоро восстановился и продолжал расти с ещё большей быстротой.
В 1910 г. назначен начальником Амурской экспедиции. Амурская экспедиция под руководством Гондатти стала последней научной акцией дореволюционной России, причём результаты получились весьма значительные. На посту Приамурского генерал-губернатора (1911-1917) он много сделал для экономического, социального и культурного развития края, твёрдо отстаивал его от экспансии Японии и Китая.
Н. Л. Гондатти последовательно проводил политику сильной России, всеми средствами укреплял ее позиции на Дальнем Востоке, причем особое внимание обращал на изучение природных ресурсов края, его производительных сил. Уже в июне 1911 г. он утвердил «Правила о производстве охоты в заказных и казенных землях», в январе 1915 г. — «Постановление о дополнениях в действующие правила по рыбному промыслу».
Н. Л. Гондатти стал основателем города Алексеевска (ныне Свободный Амурской области). В Приморской области Гондатти основал первые на Дальнем Востоке дачный поселок Сад-город и заповедник Кедровая Падь (1916), который стал четвертым подобным природоохранным и научно-исследовательским учреждением в России.
Он поощрял проведение съездов сельских хозяев в Амурской области и Приморской области, причем принимал в них личное участие, старался реализовать идеи Столыпина. В 1914 г. при активной поддержке Гондатти в Хабаровске открыли учительский институт, в сёлах строились школы.
Особое внимание Гондатти уделял жизни коренного населения Приамурья, запретил продажу в стойбищах спиртных напитков. Знаток этнографии, он считал нецелесообразным вмешиваться в уклад жизни местных народностей, за исключением, к примеру, обязательного оспопрививания (бесплатного) и борьбы с трахомой, поощрял сельских старост — помощников русской администрации, воздерживался от каких-либо насильственных действий по отношению к аборигенам.
Понятно, что Гондатти не мог глубоко вникать во все стороны жизни края, однако он не препятствовал организации различных обществ, число которых только в Хабаровске перевалило за тридцать. Примечательным следует считать постановление Н. Л. Гондатти, вышедшее в январе 1914 г., о поведении обывателей в общественных местах, которое, в частности, запрещало появляться в нетрезвом виде под угрозой трехмесячного лишения свободы или штрафа до 3 тысяч рублей, а также циркуляр № 8335 «О борьбе с пьянством».
Он был непосредственным участником и главным радетелем строительства уникального моста через р. Амур (по которому в октябре 1916 г. прошел первый пассажирский поезд) и Амурской железнодорожной магистрали, благодаря которым Приамурский край преодолел свою изолированность и получил возможность стать частью экономической системы России. Ему удалось реализовать планы соединения Уссурийской железной дороги с Амурской железной дорогой с выходом на Забайкальскую железную дорогу.
Он инициировал сооружение Владивостокского порта и расчистку устья Амура у Николаевска, всячески поощрял развитие торговли, промыслов, сельского хозяйства и промышленности. Отрицательно относясь к влиянию Китая, Кореи и Японии на русском Дальнем Востоке, он вместе с тем был сторонником привлечения в край иностранного капитала.
Вне его внимания не остались и такие жизненно важные вопросы, как развитие ветеринарной службы и становление метеослужбы в крае, организация широких землеустроительных работ и дачного посёлка под Владивостоком, создание первого заповедника и отдела российского общества востоковедения.
Будучи первым гражданским генерал-губернатором, к тому же обладавшим огромным интеллектуальным потенциалом, Н. Л. Гондатти оказал благотворное влияние на нравственную атмосферу в крае, на развитие здесь науки, образования, культуры. «Дорогой моему сердцу край», — так он определил своё отношение к Приамурскому краю в одной из статей в газете. Действительно, он, как и Н. И. Гродеков, сердечно относился к краю, к его населению. 16 напряжённых и плодотворных лет посвятил он дальневосточной окраине России. Для стиля работы генерал-губернатора были характерны инициативность, настойчивость в отстаивании интересов края перед правительством, изучение состояния дела на месте, требовательность к подчиненным.
В 1911 г. ему было присвоено звание почётного гражданина города Хабаровска.
Карьера Гондатти закончилась в марте 1917 г. с отречением Николая II от престола. Комитет общественной безопасности, избранный в Хабаровске, постановил арестовать Гондатти, как только тот на поезде прибудет из служебной командировки. Гондатти был арестован и отправлен под конвоем в Петроград, в Чрезвычайную комиссию по расследованию беззаконий и злоупотреблений, совершённых царскими министрами и крупными сановниками. Комиссия не нашла каких-либо злоупотреблений властью со стороны Гондатти, и он был отпущен на свободу. В конце мая 1917 г. Гондатти ушёл в отставку и некоторое время, по приглашению Гельсингфорского университета (Хельсинки), читал лекции по этнографии.
Осенью 1918 года бывший приамурский генерал-губернатор Н. Л. Гондатти вместе с женой Маргаритой Мечиславовной, дочерьми Ольгой и Татьяной прибыл в Харбин. В июле 1922 г. Приамурский земский собор выдвинул Гондатти на пост Временного правителя Приамурского государства, но Гондатти снял свою кандидатуру. Доподлинно известно, что Гондатти отказался стать знаменем контрреволюции на Дальнем Востоке.
В справочнике «Весь Харбин» за 1925 г. сообщается, что Н. Л. Гондатти с 1918 г. возглавляет научно-земельный отдел Китайско-Восточной железной дороги и снимает довольно скромную квартиру в угловом доме по Большому проспекту. Целый район Харбина ещё долгое время именовался как «Гондаттиевка».
В Харбине Н. Л. Гондатти вёл активную общественную и научную работу. Он вскоре становится председателем ОРО (Общества русских ориенталистов), старейшего в Маньчжурии русского научно-исследовательского объединения. В 1920 г. было организовано «Общество по учреждению Русско-китайского техникума в городе Харбине», которое возглавил генерал-лейтенант Д.Л. Хорват, а председателем правления был назначен Н. Л. Гондатти. Техникум постепенно развивал свою техническую оснащённость и упрочил свой авторитет. 2 апреля 1922 г. русско-китайский техникум был преобразован в Русско-китайский политехничекий институт (РКПИ) — первое в Харбине высшее техническое учебное заведение.
С помощью Н. Л. Гондатти в Модягоу в августе 1924 г. был заложен Казанско-Богородский мужской монастырь. В конце 1924 г. он был председателем «Маньчжурского сельскохозяйственного общества», ставившего своей главной задачей распространение сельскохозяйственных знаний и работу по улучшению местного животноводства и сельскохозяйственных культур Северной Маньчжурии. Таким образом, находясь в эмиграции, Н. Л. Гондатти занимал большие административные и общественные посты, делая всё возможное для блага русских людей, оказавшихся не по своей воле в чужой стране.
5 апреля 1946 г., спустя год после освобождения Маньчжурии от японской оккупации, в Харбине в скромной квартире на улице Скобелевской умер русский эмигрант «первой волны» — Николай Львович Гондатти. В конце своей жизни Гондатти испытывал большую нужду и распродавал потихоньку свой личный архив, собранный в научных экспедициях. Когда советские войска пришли в Харбин и предложили бывшему генерал-губернатору вернуться на Родину, обещая обеспеченную и спокойную старость, Н.Л. Гондатти отказался. «Николай Львович умер нищим, смиренно и безропотно, — говорил архиепископ Нестор на погребении, — никого не обвиняя и никому не жалуясь на свою судьбу. Были и есть люди, которые пытались считать состояние Николая Львовича в его кармане, но пусть они знают, что у Николая Львовича ничего нет, т. е. ни гроша денег, и его семья и его лечение стоили трудной продажи книг и имущества. Он ушёл в вечность никому не должным и не обязанным». Н.Л. Гондатти был похоронен 8 апреля 1946 г. на Новом кладбище в Харбине. Во времена культурной революции в Китае надгробие последнего дальневосточного генерал-губернатора было уничтожено, а на месте кладбища ныне разбит парк.
За службу Гондатти был награждён орденами Св. Владимира IV и III степеней, Св. Станислава II и III степеней, в том числе один — за изучение сибирских окраин, Св. Александра Невского, и бронзовой медалью «За труды» по первой Всеобщей переписи населения 1897 г.
В 1898 г. Русское географическое общество наградило Гондатти Большой золотой медалью имени Ф.П. Литке по этнографии (за все труды, перенесённые им во время пребывания среди чукчей и за обнародованные уже исследования). В 1901 г. Императорская Академия наук — Большой золотой медалью им. академика Бера.
Награды иностранных государств: японский орден Золотого коршуна, китайский орден Двойного Дракона, бухарский орден Золотой Звезды, французский Орден Почетного легиона.