`
25 января 2023

Грани таланта: к 85-летию со дня рождения, русского актёра, поэта и певца В. Высоцкого

Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был очень талантливым и разносторонним человеком, кумиром миллионов. Он блестящим актёром театра и кино, не говоря уже о неповторимом исполнении своих композиций.

Его песни переписывали на магнитофонные пленки, жили в народе. Их пели и под гитару у костра, и на вечеринках в компании.

Песни Высоцкого до сих пор поют и слушают, проводят концерты его песен. Фильмы с его участием « Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль» и другие до сих пор смотрят с большим интересом.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. С началом Великой Отечественной войны отец отправился на фронт, а мать с сыном переехали в Оренбургскую область. В 1949 году Высоцкие вернулись в СССР и поселились в Москве, в Большом Каретном переулке. Его детские воспоминания о районе, где он жил и учился, позже легли в основу многих текстов.

После окончания школы в 1955 году Владимир Высоцкий хотел поступать в театральный институт, но семья не поддержала его. Он стал студентом инженерно-строительного института МИСИ. Однако уже после первого семестра отчислился и стал готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ.

Летом 1956 года Высоцкого приняли в Школу-студию МХАТ. На втором курсе он стал пробовать себя в прозе – сочинил первую зарисовку из жизни молодых актеров «О жертвах вообще и об одной – в частности…», затем – цикл рассказов про «собаку Рекса, который был значительно умнее своего хозяина», рассказ про человека, уволенного с работы.

Владимир Высоцкий: «Я однажды на магнитофоне услышал при­ятный голос, удивительные по тем временам мелодии. Это был Булат Окуджава. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструмен­том и мелодией. Я попробовал это сделать сразу: взял гитару и увидел, что это даже рабо­тать помогает, т. е. сочинять с гитарой. Поэтому многие люди на­зывают это песнями. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару».

Параллельно с песенным творчеством Высоцкий продолжал искать «свой театр». Он с перерывами служил в Театре Пушкина, играл в Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник». Наконец, в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке, где и остался до конца жизни. Здесь он сыграл свои лучшие роли. Первая заметная из них – Галилей в спектакле «Жизнь Галилея». В этой постановке Высоцкий играл без сценического грима, а все возрастные и душевные изменения ученого передавал актерски. Затем артист исполнил роль каторжника Хлопуши в драматической поэме Сергея Есенина «Пугачев». Критик Наталья Крымова назвала сцену с Высоцким «в силу особого дарования актера кульминационной».

В этот же период Владимир Высоцкий начал публично выступать со своими песнями. Со временем география и репертуар концертов стали расширяться. Выступления проходили в институтах и домах культуры, в альпинистских лагерях и шахтах.

Популярность пришла к актеру в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль». Писатель Николай Андреев отмечал, что после выхода киноленты «известность Высоцкого рванула… вертикально вверх». В газетах стали печатать тексты песен из картины, а через год появилась гибкая грампластинка с самими песнями.

Карьеру Высоцкого подорвала публицистическая кампания против его песен. Сначала газета «Правда» раскритиковала актера, «сипло причитающего дикие блатные песенки и смакующего воровской жаргон». Затем газета «Советская Россия» опубликовала разгромную статью о песнях из репертуара Высоцкого, «что крутят по вечерам в подворотнях». Чуть позже в этой же газете напечатали материал «О чем поет Высоцкий»: «Под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных». В «Тюменской правде» Высоцкого нарекли исполнителем «грязных и пошлых песенок», «подделок-речитативов под два-три затасканных аккорда».

Владимир Высоцкий: «Я играю очень примитивно и часто слышу упреки в свой адрес по поводу этого. Примитивизация эта нарочная: я специально делаю упрощенные ритм и мелодию, чтобы это входило сразу моим зрителям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст».

Первой супругой Владимира Высоцкого стала актриса Иза Жукова. Однако семейная жизнь продлилась недолго. Из-за работы они мало времени проводили друг с другом, и в итоге пара распалась.

В 1961 году во время съемок в картине «713-й просит посадку» Владимир Высоцкий познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой. Вскоре у них начался роман. Несколько лет они прожили в неофициальном браке и в 1965 году Высоцкий и Абрамова поженились. К тому времени у них было уже два сына – Аркадий и Никита.

Третьей женой Владимира Высоцкого стала иностранная актриса Марина Влади. Они познакомились в 1967 году. Влади вспоминала, что когда она услышала, как он поет, «забыла обо всем на свете. Видела и слышала только его, чудесным образом моментально преобразившегося из простоватого парня в незаурядного творца». Несколько лет артисты виделись урывками, живя на две страны – Францию и СССР. Зарегистрировали брак Высоцкий и Влади в 1970 году. Актриса стала музой и надежной опорой мужа.

Одним из самых значимых событий в творческой биографии Высоцкого стала работа над образом Гамлета в Театре на Таганке. Шекспировскую классику режиссер Юрий Любимов представил в современном прочтении: аскетичные декорации, костюмы – свитера и джинсы. Гамлет с гитарой в исполнении Высоцкого напоминал парня из соседнего двора.

Роль Гамлета повлияла не только на Высоцкого-артиста, но и на Высоцкого-поэта. Так появилось стихотворение «Мой Гамлет», в котором автор рассказал о себе и своем сценическом герое. Под влиянием шекспировского персонажа Высоцкий сочинил «Песню конченого человека» и «Мои похорона».

Продолжал Владимир Высоцкий писать и на военную тему – в этот период появились «Черные бушлаты», «Мы вращаем Землю», «Тот, который не стрелял». В своих произведениях автор чаще стал обращаться к детским и юношеским воспоминаниям. Они легли в основу стихов «Из детства», «В младенчестве нас матери пугали…», «Баллада о детстве».

В 1970-х годах у Высоцкого появились кинороли, которые, по мнению критиков, отличались «сложным психологизмом игры». Среди них – зоолог Николай фон Корен из фильма «Плохой хороший человек». В 1974 году благодаря этой картине актер получил приз «За лучшую мужскую роль» на итальянском Фестивале наций. Еще одним знаменательным образом в карьере Высоцкого стал Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя». За этого персонажа в 1987 году артисту посмертно присудили Государственную премию СССР. Последним героем Высоцкого в кино стал Дон Гуан из «Маленьких трагедий».

В 1975 году Высоцкий играет роль купца Ермолая Лопахина в пьесе Чехова «Вишневый сад». Сам артист считал ее второй по важности в своей карьере после Гамлета. В трактовке режиссера Анатолия Эфроса сквозной темой постановки стала многолетняя любовь Лопахина к Раневской. Эта трактовка раскрыла по-новому чеховскую пьесу.

В 1980 году Владимир Высоцкий попросил Юрия Любимова предоставить ему творческий отпуск на один год. В это время артист планировал работать над фильмом «Зеленый фургон» в качестве режиссера и соавтора сценария. Однако до начала съемок Высоцкий не дожил. Здоровье артиста с годами все больше стало его подводить.

25 июля 1980 года Высоцкий умер. Похоронили его на Ваганьковском кладбище. После смерти артиста возле Театра на Таганке несколько дней стояли люди – с Высоцким пришла проститься вся Москва.

По материалам прессы

«Говорящие» книги из базы данных TalkingBook, доступные для скачивания на флеш-карты

Высоцкий В. Нерв [Электронный ресурс]  / В. Высоцкий ; читает В. Герасимов. – Электрон. дан. – ООО «ИПТК «Логосвос», 2021. – Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный. – (04 ч 47 мин 15 сек) : зв.

Высоцкий В. Роман о девочках [Электронный ресурс]  / В. Высоцкий ; читает С. Чонишвили. – Электрон. дан. – ООО «ИПТК «Логосвос», 2021. – Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный. – (01 ч 45 мин 41 сек) : зв.

Книги по Брайлю

Высоцкий, Владимир. Стихотворения [Шрифт Брайля] / В. С. Высоцкий ; ред. Е. О. Маленкова ; ред. по Брайлю Н. М. Аничкова. — Изд. по Брайлю 1-е. — СПб. : Чтение, 2013. — 3 кн. — С изд. : М. : ЭКСМО, 2011. — (Всемирная библиотека поэзии).

«Говорящие» книги в электронном формате

Высоцкий, В.  Я, конечно, вернусь… [Электронный ресурс] : стихи и песни / В. Высоцкий ; читает В. Герасимов. — Электрон. дан. — М. : ИПТК «Логосвос», 2012. — 1 ед. : зв. — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : М.: Книга, 1988.

Ему не суждено было дожить даже до маленького сборника стихов, в то время как рожденные ночами строки со скоростью звука облетали необъятную страну. Он знал, что такое слава, но не был — при жизни — признанным поэтом. А ведь именно Поэтом ощущал себя более всего. Этот сборник наиболее полно представляет поэтическое наследие Высоцкого, и даже представленная здесь проза — это типичная проза Поэта.

Плоскопечатные книги

Высоцкий, Владимир. Вот и сбывается всё, что пророчится… [Текст] : стихотворения / В. Высоцкий  ; сост. П. Фокин. — СПб. : Амфора ; СПб. : ТИД Амфора, 2012. — 127 с. : фотогр.

Высоцкий, Владимир. Песни. Стихотворения [Текст] / В. С. Высоцкий. — М. : Издательство «Э», 2016. — 640 с.

Владимира Высоцкого нет с нами уже 35 лет.  В этой книге лучшие поэтические произведения Высоцкого сопровождаются обширным комментарием, который поможет оценить, насколько верно великий бард отразил свою эпоху — и вместе с этим вечные проблемы бытия.

Высоцкий, Владимир. Мне есть что спеть [Текст] / В. С. Высоцкий. — М. : Издательство АСТ, 2017. — 256 с. — (Стихи о любви).

Владимир Высоцкий — феноменальное явление в русской поэзии. Высоцкому-поэту удалось уловить пульс истории, самому стать нервом, болевой точкой эпохи, вобрать в себя огромный словарь своего народа, подхватить ритм своего времени, отразить самые насущные проблемы второй половины XX столетия. В его лирике нашлось место и беспощадному социальному гротеску и изобретательной стилизации.

Статьи в периодических изданиях

Лушникова, С. В. Одаренный поэт с обнаженной душой [Текст] : литературно-музыкальный вечер к 85-летию со дня рождения В.С. Высоцкого для старшеклассников / С. В. Лушникова // Читаем, учимся, играем. — 2022. — № 10. — С. 6-12.

Жукова, Т. С. «Ты идешь по кромке ледника» [Текст] : литературно-музыкальный вечер, посвященный В.С. Высоцкому для старшеклассников / Т. С. Жукова // Читаем, учимся, играем. — 2019. — №1. — С. 41-45.

Прилепин, Захар. Высоцкий как наш современник [Текст] / З. Прилепин // Наш современник. — 2018. — №3. — С. 161-170.

Обзор творчества на фоне истории страны.

Рогова, М. С. «Поэты ходят пятками по лезвию ножа…» [Текст] / М. С. Рогова // Читаем, учимся, играем. — 2018. — №1. — С. 84-92.

Театрализованный рассказ о жизни и творчестве актера, поэта и барда В.С. Высоцкого для школьников старших классов.

03 марта 2024

«Король и сказочник Ю. Олеша»: к 125-летию со дня рождения писателя

Аудиобеседа из цикла "Учись быть читателем"
Читать далее
01 марта 2024

Шедевры по обмену

экскурсия в Дальневосточный художественный музей
Читать далее