`
01 февраля 2024

Между историей и утопией: к 140-летию со дня рождения Евгения Замятина, русского писателя

Евгений Иванович Замятин — русский писатель, критик и публицист, киносценарист. Родился 1 февраля 1884 в г. Лебедяни Тамбовской губернии. Отец его был православным священником, мать – пианистка.

В 1902 году окончил гимназию с золотой медалью. Продолжить учёбу решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института. «В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума».

В это время Замятин увлёкся социалистическим учением, вступил во фракцию большевиков РСДРП и принимал активное участие в жизни революционной студенческой молодёжи. Тогда же он встретил свою будущую жену Людмилу Усову. В 1905 году Замятина арестовали за революционную деятельность, но благодаря усилиям матери вскоре выпустили. Летом того же года Замятин случайно оказался свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», был снова арестован и выслан в Лебедянь. В том же году он тайно вернулся в Петербург, где до 1911 года жил на нелегальном положении.

В 1908 году Замятин окончил институт и написал свой первый рассказ — «Один». Два года начинающий автор преподавал на кораблестроительном факультете, работал инженером и одновременно заканчивал рассказ «Девушка». В 1911 году Замятина за нелегальное проживание выслали в Лахту. Он пишет свою первую повесть «Уездное», где с горечью изобразил полный инертности мир русской провинции. Это произведение привлекло внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького.

Во время Первой мировой войны Замятин выступал с антивоенных позиций. В повести «На куличках» (1914) он «в самом отталкивающем виде» описал внутренний быт небольшого военного отряда на Дальнем Востоке, за что был привлечён к суду и сослан в Кемь. Однако критики высоко оценили повесть начинающего писателя.

В марте 1916 года Замятин, как опытный инженер, был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Он был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», получившего после Октябрьской революции имя «Ленин». Замятина поразила разница между Россией и Англией, переход «от лопухов и малинников Лебедяни – к грохочущим докам Нью-Кастла».

Он хорошо изучил английский язык. Во время командировки создаёт повести «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (опубликована в 1921) — тонкую сатиру на английский быт, а также начинает повесть «Север», написанную на основе впечатлений северной ссылки и опубликованную в «Петербургском альманахе».

В сентябре 1917 года Замятин вернулся в Россию. После Октябрьской революции, с которой он связывал немалые надежды, печатается запрещённая ранее повесть «На куличках». В петроградском Доме Искусств им был организован класс художественной прозы, из которого выделилась группа молодых одарённых писателей «Серапионовы братья». Её членами были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и другие.

В 1918-1924 годах был членом редколлегии «Всемирной литературы» и заведующим редакцией в издательстве. В 1924 году участвовал в издании независимого литературно-художественного журнала «Русский современник».

Замятин входил в Правление Всероссийского союза писателей, в Комитет Дома литераторов и Совет Дома искусств, был председателем ленинградского отделения Всероссийского союза писателей.

Первые годы после революции Замятин печатался под псевдонимом «Мих. Платонов». В своих статьях он анализировал отдельные моменты деятельности большевиков: цензуру, красный террор, отмену смертной казни в России и другое. Оставаясь убеждённым социалистом, Замятин критиковал политику большевистского правительства во время Гражданской войны.

В 1920 году Замятин заканчивает работу над знаковым романом «Мы», с которого начинается расцвет жанра антиутопии. Он описывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью, свои представления о развитии и будущем периода военного коммунизма. Этот замысел он вынес из «машинизированной» Англии.

Как считал Замятин, сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке.

В 1921 году рукопись романа «Мы» была отправлена автором в Берлин для публикации издательством, с которым Замятин был связан договорными отношениями. Но советская цензура усмотрела в романе прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения.

Роман «Мы» был издан в Нью-Йорке на английском языке в 1925 году, а затем на чешском (1927) и французском (1929) языках. Эти переводы заметно повлияли как на европейскую литературную жизнь, так и на судьбу автора. На волне жёсткой критики и травли Замятин в 1929 году заявляет о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года пишет письмо И.В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж.

Замятин пишет статьи для французских газет, основная тема – это состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Он продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом пишет сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне» (экранизации пьесы Горького).

В июне 1934 года по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни сохранил советское гражданство.

Замятин скучал по родине до своей смерти. Писатель скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на парижском кладбище в Тье.

Роман «Мы». В начале романа один из многих нумеров (так называют людей), инженер Д-503, с восторгом описывает основанную на математике организацию жизни в городе-государстве под властью всемогущего «Благодетеля». Он и не задумывается о том, что можно жить по-другому: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и «Благодетеля». Но после встречи с I-330 он входит в группу революционеров, стремящихся к продолжению революции и уничтожению существующего в городе строя.

На русском языке полный текст романа «Мы» впервые был опубликован в 1952 году в американском издательстве имени Чехова (Нью-Йорк), в России — лишь в 1988 году в журнале «Знамя». Последующие произведения Замятина, в том числе несколько пьес, не были допущены советской властью к отечественной публике.

Замятин — блестящий стилист, оказавший сильное влияние на многих русских писателей. В стремлении Замятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование.

Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию  книги, имеющиеся в фонде библиотеки.

«Говорящие» книги в электронном формате

Замятин, Е.  Бич божий [Электронный ресурс] : повести / Е. Замятин ; читает В. Герасимов. — Электрон. дан. — М. : Логосвос, 2013. — 1 фк. : зв.  (14 час.15 мин.). — На фк. 7 книг. — Записано с ориг. ООО «ИПТК «Логосвос».

Повесть посвящена завоевателю Атилле. Рождённый кочевником, он попадает в каменную реку Рим. Повесть похожа на мозаику, в которой есть место Приску, писателю-современнику Атиллы, обывателям Рима, а также императору и его двору.

Замятин, Е.  Блоха. Игра в четырех действиях [Электронный ресурс] : пьеса / Е. Замятин ; читает И. Мурашко. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2018. — 1 фк. : зв.  (2 час.3 мин.). — На фк. 5 кн. — Общее время звучания 55 час 06 мин.

Опыт воссоздания русской народной комедии. Материалом для построения её послужил бродячий народный сказ о туляках и блохе и прекрасный рассказ Н.С. Лескова «Левша», представляющий собой литературную обработку этого народного сказа.

Замятин, Е.  Избранные произведения [Электронный ресурс] : повести и рассказы / Е. Замятин ; читает И. Мурашко. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2018. — 1 фк. : зв.  (29 час.24 мин.). — На фк. 5 кн. — Общее время звучания 55 час 06 мин.

В настоящем сборнике собраны лучшие произведения Евгения Ивановича Замятина, одного из интереснейших русских советских писателей, оказавшего влияние как на развитие орнаментальной прозы 20-х годов, так и на последующее развитие советской прозы, а также на творчество некоторых зарубежных писателей, как, например, Оруэлла.

Замятин, Е.  Мы [Электронный ресурс] : роман / Е. Замятин ; читает И. Мурашко. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2018. — 1 фк. : зв.  (7 час.26 мин.). — На фк. 7 кн. — Общее время звучания 56 час 10 мин.

«Мы» — роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры. Действие разворачивается приблизительно в тридцать втором веке. Этот роман описывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на тейлоризме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

Замятин, Е.  Мы [Электронный ресурс] : роман / Е. Замятин ; читает В. Герасимов. — Электрон. дан. — М. : Логосвос, 2011. — 1 ед. : зв. — Загл. из сопр. документации. — С изд. : // Знамя. — 1988, № 4, 5. — 88.00 р.

Замятин, Е.  Сказки [Электронный ресурс] / Е. Замятин ; читает И. Мурашко. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2018. — 1 фк. : зв.  (2 час.36 мин.). — На фк. 7 кн. — Общее время звучания 56 час 10 мин.

Написанные ровно сто лет назад Сказки не так известны. Радостно встретив революцию, Замятин почти сразу разглядел в ней ростки тоталитаризма. По его мнению, самые передовые идеи не могут привести к процветанию общества, в котором не изжито рабское сознание и вирус мракобесия.

14 июня 2024

Над травой порхает … бантик?

Мастер-класс с элементами викторины к Международному Дню бабочек
Читать далее
13 июня 2024

Знакомимся, читаем

списки новых книг, поступивших в библиотеку
Читать далее