`
09 февраля 2023

«Небу бескрайнему окна распахнуть…»

Двадцатые годы прошлого века стали началом развития гражданской авиации. Всего за несколько десятилетий отечественный воздушный флот прошёл большой путь: от деревянного биплана до сверхзвукового пассажирского самолёта. Авиалайнеры, спроектированные и построенные нашими конструкторами, заслужили мировую славу.

Уважаемые читатели! Предлагаем вам вспомнить главные события истории отечественной гражданской авиации.

2013 год

 

По образу самолёта «Русский витязь», родоначальника всех многоместных пассажирских самолётов, Игорь Сикорский спроектировал биплан «Илья Муромец» – первый в мире пассажирский самолёт с отоплением, электрическим освещением, спальной комнатой и туалетом.

Игорь Сикорский (1889–1972). С 1919 года работал в США, развивая область вертолётостроения.

1922

Открыта первая международная регулярная воздушная линия СССР Москва – Кёнигсберг.

1923

9 февраля Совет труда и обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Эта дата стала считаться днем рождения гражданской авиации СССР.

В том же году образовалось первое авиатранспортное предприятие СССР. Общество с акционерным капиталом «Добролет» – Российское общество добровольного воздушного флота, предшественник Аэрофлота.

Открыта первая в СССР регулярная пассажирская линия с главного аэропорта страны на Ходынском поле: Москва – Нижний Новгород. Для полетов использовался немецкий самолет «Юнкерс Ф-13», получивший название «Промбанк» (так назывался ключевой акционер «Добролета»). Этот перелет протяженностью 420 км занимал четыре часа полета и проходил только днём и над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.

1924

В ОКБ Туполева начинаются испытания первого металлического самолета конструкции Андрея Туполева АНТ-2. Это первый русский цельнометаллический самолет. Его планер и гофрированная обшивка была сделана целиком из кольчугалюминия.

Кольчугалюминий – это алюминиевый сплав, дюралюминий с добавкой 0,5% никеля и иным содержанием меди и марганца. Первые образцы кольчугалюминия были получены в 1922 году в городе Кольчугино Владимирской области, по имени которого и был назван сплав.

Андрей Туполев (1888–1972). Выдающийся авиаконструктор, под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах было установлено 78 мировых рекордов. Совершено 30 всемирно известных перелетов.

1925

По проекту Николая Поликарпова построен пятиместный самолет ПМ-1, который совершал перелёты на линиях Москва – Ленинград и Москва – Берлин. Вся конструкция самолёта была деревянная.
ПМ-1 – большой одномоторный пассажирский самолет-биплан с крыльями разного размаха. Верхнее крыло присоединялось непосредственно к своду фюзеляжа. Пилот располагался в открытой кабине, находившейся прямо перед передней кромкой крыла, а закрытая кабина вмещала пять пассажиров.

Николай Поликарпов (1892–1944). Авиаконструктор. Был одним из основоположников советской школы русского самолетостроения. Основатель отечественной истребительной авиации. Разработал более 80 самолётов разных типов. Созданные под его руководством многоцелевые самолеты У-2 (По-2) и Р-5 были одними из лучших в своем классе.

1928

В Берлине на международной авиационной выставке впервые представлены российские самолеты АНТ-3, У-2, К-4.

У-2 (По-2) — Один из самых массовых самолетов в мире, получивший в простонародье название «Кукурузник». Выпускался он серийно вплоть до 1953 года, всего было построено 33 000 машин. Переименован в По-2 в честь его создателя в 1944 году после смерти Николая Поликарпова.

1929

Завершились испытания первого многоместного пассажирского самолета АНТ-9 конструкции Андрея Туполева.

АНТ-9 (ПС-9 или «Крылья Советов») — ближнемагистральный трехдвигательный самолет, ставший одним из первых советских многоместных пассажирских самолетов, разработанных в СССР. Борт позволял взять на борт до 9 человек.

В ноябре выполнен сверхдальний, исключительный по сложности полет на самолете АНТ-4 «Страна Советов» по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский — Сан-Франциско — Нью-Йорк, который преодолел больше 20 тысяч километров за примерно 140 летных часов.

1931

В Москве на центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле открыт первый в стране аэровокзал.

1932

Образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), позже учреждено официальное наименование советской гражданской авиации — «Аэрофлот».

1934

7 мая был создан самостоятельный отряд для управления и руководства воздушной линией Ленинград-Москва, на базе которого в дальнейшем сформировалась авиакомпания «Россия».

1935

К этому году 100% воздушного флота страны составили самолёты советского производства.

1937

Первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс на самолёте АНТ-25. Российские пилоты Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков на самолете АНТ-25 первыми совершили трансполярный беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс. При выполнении этого перелета был установлен мировой рекорд дальности по прямой линии (10 148 км) и мировой рекорд дальности по ломаной линии (11 500 км).

1939

День начала работы Эльзы Городецкой – первой стюардессы в истории российской авиации. Бортпроводник обслужила пассажиров рейса Москва – Ашхабад, выполненного 21-местным воздушным судном ПС-84.
Данный рейс длился 13 часов и проходил с двумя посадками. В течение двух месяцев 20-летняя москвичка была единственной стюардессой в стране. При этом ей самостоятельно приходилось обеспечивать закупку и доставку на борт продуктов и посуды.

1940

Построено 150 аэропортов, протяженность воздушных линий России достигла 150 000 километров.

1941

Открылся аэропорт Внуково имени А.Н. Туполева.

1947

Начало эксплуатации поршневого самолёта Ил-12 — первого отечественного пассажирского самолёта для массовых перевозок, разработанного под руководством С. В. Ильюшина.

Ил-12 цельнометаллический двухмоторный низкоплан традиционной компоновки с поршневыми двигателями и трехопорным шасси с носовым колесом.

Сергей Ильюшин (1894–1977). Советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолета в истории — штурмовика Ил-2. Под его руководством созданы разные типы штурмовиков, бомбардировщиков и пассажирских самолетов.

1948

Начало эксплуатации многоцелевого самолёта Ан-2 конструкции О. К. Антонова. Использовался на сельскохозяйственных работах, для перевозки пассажиров и обслуживания полярников в Арктике и Антарктиде.

Ан-2 универсальный легкий самолет который, как и У-2 (По-2) тоже получил народное имя «Кукурузник», а также «Аннушка». Взлет и посадка на неподготовленных полосах, перевозка небольших грузов, работа в сельском хозяйстве, освоение Крайнего Севера, доставка пассажиров и грузов на территории Сибири, Дальнего Востока, — все это стало доступным благодаря этому самолету.

Олег Антонов (1906–1984). Выдающийся советский авиаконструктор. Он создал 52 планера и 22 самолета. Особое внимание конструктор уделял экономичности и взлетно-посадочными характеристиками.

1956

Зарождение эры реактивной техники в истории гражданской авиации. В сентябре открыты первые регулярные пассажирские полеты на самолете Ту-104 конструкции Андрея Туполева по маршруту Москва — Иркутск.


Советские самолетостроители совершили революцию в гражданском флоте – первыми в мире разработали реактивный лайнер Ту-104. Самолет оборудовался радиолокаторами и работал на керосине.

1957

Ту-114 — дальнемагистральный самолёт с более экономичными турбовинтовыми двигателями совершил свой первый полёт. Это был самый большой в мире скоростной пассажирский лайнер. Мог разместить на борту до 200 человек.

1959

На регулярные рейсы вышел Ил-18 конструктора Сергея Ильюшина.

Ил-18 – пассажирский самолет для авиалиний дальней протяженности, выполненный по схеме четырехмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров. Наступила эра, когда самолеты стали удобными и комфортными, появилось отопление салона, кухня и холодильники.

Также в эти годы состоялся первый регулярный пассажирский рейс на самолете Ту-114 Андрея Туполева из Москвы в Хабаровск.

Ту-114 – советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет, который был рассчитан на 170 пассажиров, развивал скорость до 850 километров в час, мог пролететь без посадки больше любого другого воздушного судна. На Ту-114 было установлено целых 32 рекорда мира.

1960

Открыт международный аэропорт Шереметьево.

1964

Вступил в эксплуатацию московский аэропорт Домодедово.

1965

Впервые поднялся в небо крупнейший транспортный самолёт мира того времени Ан-22 «Антей».

1967

Начало полетов флагмана гражданской авиации самолета Ил-62, созданного конструкторским бюро С.В. Ильюшина. Новый самолет пришел на смену турбовинтовому ветерану Ту-114 и заменил Ил-18.

1968

Состоялся первый полет самого массового самолета отечественного производства Ту-154.

Отечественный трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер с высотой полета 11-12 километров для авиалиний средней протяженности, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров был разработан в 1960-х годах в СССР в ОКБ Туполева.

1970

Вступление СССР в члены Международной организации гражданской авиации (ICAO). Аэрофлот вышел на международную арену. Его экипажи летали в 59 стран мира.

1975

Состоялся первый полет Як-42 разработанный в ОКБ Яковлева.

Як-42 — среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, который пришел на смену технически устаревшего Ту-134. Як-42 стал первым советским пассажирским самолетом, оснащенным турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности.

Александр Яковлев (1906–1989). Авиаконструктор. Под его руководством соз­да­но бо­лее 100 се­рий­ных ти­пов и мо­ди­фи­ка­ций са­мо­лё­тов.

Под руководством Яковлева в конструкторском бюро было выпущено свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. На самолетах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

1976

Совершили испытательные полёты самолёты нового поколения: широкофюзеляжный 350-местный лайнер Ил-86 (аэробус), спроектированный в ОКБ Ильюшина.

Состоялся первый испытательный полет самого массового советского пассажирского широкофюзеляжного самолета Ил-86, созданного ОКБ Ильюшина.

1977

Начало эксплуатации первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Открыта новая эра в гражданской авиации.

Начало эксплуатации первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.


Первый рейс под номером №499 этот авиалайнер выполнил по маршруту Домодедово — Алма-Ата. Расстояние в 3260 км, разделявших Москву и Алма-Ату, лайнер преодолевал за полтора часа на высоте 16 тысяч метров со средней скоростью 2200 км/час. Всем, кто летал на Ту-144, ставили штамп в паспорте: «летал на Ту-144».

1980

Аэрофлот — официальный перевозчик Олимпийских игр. Было перевезено более 460 тысяч советских и иностранных туристов.

1985

На сверхгрузовике Ан-124 «Руслан» экипаж установил абсолютный рекорд по подъему груза — 171,2 т на высоту 10 750 м.

Ан-124, разработанный в ОКБ Антонова вернул СССР лидерство в тяжелой транспортной авиации, лишив американский Lockheed C-5 Galaxy титула самого большого самолета в мире.

В этом году на самолете Ан-124 «Руслан» был установлен 21 мировой рекорд, в том числе по грузоподъемности (171 219 кг на высоту 10 750 м), а в мае 1987 года был установлен мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту (20 150,92 км).

1988

В аэропорту Шереметьево открылся первый в СССР магазин беспошлинной торговли Duty Free.

1989

На испытания вышел гигантский шестидвигательный самолёт Ан-225 «Мрия», самый большой в мире. Его основным назначением была транспортировка космического корабля «Буран» и блоков ракеты-носителя «Энергия».

Самолет Ан-225 «Мрия» совершил полет с грузом 156,3 тонны, который одновременно установил сразу сто девять мировых авиационных рекордов.

Вес самолета составляет 250 тонн, длина — 84 метра, а размах крыла — 88,4 метра. Он создавался для перевозки компонентов ракетоносителей «Энергия» и космического корабля «Буран».

1991

После распада СССР начался новый период в истории гражданской авиации – переход к рыночным отношениям. Началось развитие конкуренции, стали образовываться новые авиакомпании, появилось несколько десятков самостоятельных авиакомпаний.

1992

В России начинают эксплуатацию иностранных самолетов — Аirbus A310 и Boeing 767.

1993

Начало эксплуатации самолёта Ил-96 — первого отечественного дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта, рассчитанного на 300 пассажиров. В историю мировой гражданской авиации вошёл как самый безопасный пассажирский самолёт.

Ил-96 — отечественный пассажирский широкофюзеляжный самолет для авиалиний средней и большой протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов.

2004

Образовано Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация».

2006

9 октября была сформирована «Государственная транспортная компания «Россия» на базе ФГУАП «Пулково», правопреемником которой стала авиакомпания «Россия».

2011

В авиакомпании поступил «Сухой Суперджет-100». Первый самолёт, разработанный в России после распада СССР.

Авиакомпании страны начали приобретать «Сухой Суперджет-100». Первый самолет, который был разработан в России после распада СССР.

Superjet 100 — российский ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3050 или 4600 км. Разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого» (с 17 февраля 2020 года является филиалом ПАО «Корпорация Иркут» — «Гражданские самолеты»).

ГТК «Россия» преобразована в Открытое акционерное общество, а в дальнейшем в течение этого же года стала частью Группы Аэрофлот.

2014

Запуск первого бюджетного перевозчика — авиакомпании «Победа».

2020

Состоялся первый полёт перспективного среднемагистрального самолёта МС-21-310, оснащённого новейшими двигателями российского производства ПД-14.

МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. Программа семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в ее состав ОКБ Яковлева.

Резкое падение показателя пассажирооборота в 2020 году связано с эпидемией коронавируса. Во всем мире введены ограничения на авиасообщение.

2021

Часть ограничений на авиасообщение в мире были сняты, новые вводились из-за сильных вспышек заболеваемости в отдельных странах. До полёта пассажиры из части стран должны были сдать ПЦР-тест, а по прибытии — пройти двухнедельный карантин. Без теста и вакцины из России можно было попасть, например, в Абхазию, Албанию и Доминикану.

2022

По состоянию на декабрь 2022 в парке самолетов авиакомпании «Россия» насчитывается 74 самолета Superjet 100 – это самый большой парк самолетов отечественного производства в стране.

Первый самолет МС-21, принадлежащий Корпорации «Иркут» (ОАК Госкорпорации Ростех), получил ливрею авиакомпании «Россия». Лайнер покрашен в ливрею авиакомпании в Ульяновске с использованием краски российского производства.

Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию  книги, имеющиеся в фонде библиотеки.

«Говорящие» книги в электронном формате

Мушкетова, Таисия. Лётчик Николай Зуев [Электронный ресурс] / Т. Мушкетова ; читает А. Леонов. — Электрон. дан. —  М. : ИПТК Логосвос, 2016. — 1 фк. : зв.  (5 час.43 мин.). — На фк. 4 книги. — Общее время звучания 43 час 13 мин.

Книга-воспоминание о военном летчике-испытателе Луховицкого машиностроительного завода Николае Сергеевиче Зуеве, совершившем впервые в мире в практике испытательных полетов катапультирование из разрушенного самолета в стратосфере на скорости 25000 км/ч. Книга о летчике и, следовательно, об авиации, но не только… В сущности, она о России, о русских людях, о Москве. Написана книга с единственной целью — чтобы он жил на Земле. Пусть в слове.

Байдуков, Георгий. Чкалов [Электронный ресурс] / Г. Байдуков ; читает И. Мурашко. — Электрон. дан. —  М. : ИПТК Логосвос, 2016. — 1 фк. : зв.  (14 час.16 мин.). — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий). — На фк. 5 книг. — Общее время звучания 54 час 5 мин.

Имя Чкалова навсегда вошло в историю советской авиации, в историю нашей страны. Валерий Чкалов испытывал самолеты и не одному из них дал путевку в долгую жизнь. Он внес много нового в тактику воздушного боя, и его маневры применяли наши летчики на фронтах Великой Отечественной войны. Чкалов первым совершил беспосадочные перелеты через Ледовитый океан на Дальний Восток и в Северную Америку. Книга написана другом Валерия Чкалова, членом его экипажа во время перелетов на остров Удд и через Северный полюс Героем Советского Союза Георгием Байдуковым.

Чуев, Феликс. Ильюшин [Электронный ресурс] / Ф. Чуев ; читает Н. Савицкий. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2014. — 1 фк. : зв.  (15 час.56 мин.). — На фк. 6 книг. — Общее время звучания 49 ч 56 мин.

Книга посвящена выдающемуся авиаконструктору, академику АН СССР, генерал-полковнику инженерно-технической службы, трижды Герою Социалистического Труда, деятельность которого была связана с созданием штурмовой, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации. Автор, известный публицист и поэт, не ограничиваясь чисто биографическими рамками, ярко, увлекательно и эмоционально рассказывает о своем герое, прошедшем сложный жизненный путь от простого рабочего до генерального конструктора, создавшего свою школу в самолетостроении.

«Говорящие» книги из базы данных TalkingBook, доступные для скачивания на флеш-карты

Плоскопечатные книги

Микоян, С. А. Воспоминания военного летчика-испытателя [Текст] / С. А. Микоян. — М. : Центрполиграф, 2014. — 607 с.

Бодрихин, Николай. Туполев [Текст] / Н. Г. Бодрихин ; вступ. статья А. П. Бобрышева. — М. : Молодая гвардия, 2011. — 456 с. : фот. — (Жизнь замечательных людей).

Статьи в периодических изданиях

Бреднева, М. В. Пётр Нестеров и Валерий Чкалов: маршруты судьбы [Текст] : квест, посвященный российским летчикам для учащихся 7-10 классов / М. В. Бреднева // Читаем, учимся, играем. — 2022. — № 5. — С. 75-83.

Карнизова, Н. В. Летчик, не ведавший страха [Текст] : рассказ о М.В. Водопьянове для старшеклассников / Н. В. Карнизова // Читаем, учимся, играем. — 2020. — №4. — С. 74-78.

Силенко, Д. В. Чкаловским маршрутом (9 декабря — День героев Отечества) [Текст] : беседа для учащихся 5-7 классов / Д. В. Силенко // Читаем, учимся, играем. — 2019. — №9. — С. 66-71.

Глушкова, Ю. В. Первым делом — самолеты! [Текст] / Ю. В. Глушкова // Читаем, учимся, играем. — 2016. — №8. — С. 98-103.

Сценарий и викторина об истории авиации для учащихся 5-7 классов.

Лекомцев, Д. Г. Как человек ветер приручал [Текст] : история изобретений воздушного транспорта для учащихся 8-11 классов / Д. Г. Лекомцев // Читаем, учимся, играем. — 2018. — №6. — С. 55-62.

23 апреля 2024

По историческим местам города Хабаровска

23 апреля состоялась очередная встреча в рамках краеведческого клуба «Под знаком Амура»
Читать далее