`
23 июня 2022

Образ Петра I и его эпоха в отечественном кинематографе

«А Петр Великий, который один есть целая всемирная история!»
А.С. Пушкин

В 2022 году Россия торжественно отпразднует 350-летие со дня рождения Петра Великого – первого Императора Российского государства. Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, крупный преобразователь и одна из самых противоречивых исторических фигур в России – Петр I оставил глубокий след в истории.

На протяжении нескольких столетий образ императора волновал лучшие умы творческой части человечества и находил отклик во многих произведениях искусства, литературе, кинематографе. Спустя 350 лет со дня рождения Петра Великого о нем не перестают снимать документальные и художественные фильмы, каждый из которых высвечивает грани его яркой индивидуальности.

Первый фильм «Петр Великий» был снят в 1909 году. Немой художественный короткометражный фильм сняли режиссеры Кай Ганзен и Василий Гончаров. На экраны он вышел 6 (19 января) 1910 года. За давностью лет до наших дней он дошел не полностью. Фильм иллюстрирует основные этапы биографии Петра Первого: от командования одним из своих «потешных полков» до его смерти. В роли Петра I выступил Пётр Воинов.

Артист Леонид Леонидов, который создал кинообраз императора в фильме «Царевич Алексей», был довольно похож на царя Петра. Снят фильм был в 1918 году, но, к сожалению не сохранился.

Политическая обстановка в мире конца 1930-х годов усилила внимание к петровскому времени в творчестве любимого советскими читателями А.Толстого: в это время (1937-1938 гг.) на киноэкраны вышла монументальная историческая  картина В. Петрова «Петр Первый», снятая  на базе киностудии «Ленфильм». Вокруг сценария с самого начала возникли ожесточенные споры, как следует показывать образ царя. Конец им положил И. В. Сталин, одобривший виденье авторов. В 1965 году фильм был восстановлен, но  подвергся сильным изменениям: несколько сцен было вырезано; многие сцены были переозвучены; текстовые вставки частично убраны и заменены закадровым текстом; титры перемонтированы. Роль Петра I исполнил Николай Симонов. Актер был отмечен за эту работу Сталинской премией I степени. Пробы на роль Петра Великого проходили многие выдающиеся советские актеры, включая Николая Черкасова, однако именно его решил утвердить Петров, которого не смутило даже отсутствие сходства Николая Константиновича с дошедшими до нас портретами императора. Симонов обладал богатырским телосложением, но рост актера составлял «всего» 184 сантиметра, в то время как Петр I был выше двух метров. Костюмеры изготовили для Николая Константиновича сапоги на высокой подошве с подложенной внутрь прокладкой из пробки, благодаря которым актер, находясь в кадре, неизменно возвышался над окружающими.

В 1972 году режиссер Игорь Усов на киностудии «Ленфильм» снял музыкальную комедию о Петре I «Табачный капитан» по мотивам пьесы Н. А. Адуева. Петра Великого сыграл Владлен Давыдов.

В 1976 году режиссёр Александр Митта снял мелодраму «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» по мотивам неоконченного произведения А. С. Пушкина «Арап Петра Великого» на киностудии «Мосфильм». В роли царя выступил Алексей Петренко. А. Митта не просто ставит императора  Петра в центр сюжета и выносит его имя в заглавие фильма, но и собирает в своей картине одних из самых популярных советских артистов — А. Петренко, В. Высоцкого,  М. Кокшенова, О. Табакова и В. Золотухина.

Для советского кинематографа конца семидесятых: историческая тематика не была характерна, на экранах доминировали картины, посвященные современности. Тем не менее, именно в эпоху застоя были сняты пять фильмов о Петре Первом.

Одной из самых известных работ стала историческая дилогия «Юность Петра / В начале славных дел» С. Герасимова, вышедшая на экраны в 1980 году. Картина повествует о юности, взрослении Петра, становлении его как личности, формировании окружения юного царя, его восхождении на престол и укреплении во власти, а также выборе пути, по которому государство.

В 1980 году на экраны вышла дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел», поставленная на Киностудии имени М. Горького совместно со студией DEFA (ГДР) по роману Алексея Толстого «Петр I». Эти два фильма стали последней монументальной работой великого советского режиссера Сергея Герасимова, имя которого сегодня носит ВГИК. Петр Первый в обеих картинах был сыгран 22-летним дебютантом, выпускником Школы-студии МХАТ Дмитрием Золотухиным (позже ставшим учеником Герасимова на режиссерском факультете ВГИКа). Его прочтение образа царя было настолько впечатляющим, что Золотухин был назван лучшим актером 1981 года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».

В 1981-1982 годах режиссёр Илья Гурин снял 9-серийный телевизионный художественный фильм «Россия молодая» по одноимённому роману Юрия Германа. Действие фильма разворачивается на Русском Севере, в последние годы XVII века, и заканчивается событиями 1702 года. Помимо Петра Великого в центре сюжета находятся судьбы трёх человек: капитана-командора Сильвестра Иевлева, поручика таможенного войска Афанасия Крыкова и кормщика-помора Ивана Рябова. Кто сыграет Петра, вопрос не стоял. Петра I в фильме вновь играет Дмитрий Золотухин. В 1985 году за роль царя в этих трех картинах Золотухин получил Государственную премию РСФСР.

«Петр Великий» (1985 г.) – советско-американский исторический мини-сериал, снятый на заре перестройки Марвином Чомски и Лоуренсом Шиллером и показанный в США на канале NBC. В основу сериала лег роман «Петр Великий. Его жизнь и его мир», принесший его автору Роберту Масси Пулитцеровскую премию. Петр Первый фигурирует в сериале в трех возрастных отрезках. 10-летнего царя сыграл Грэм Макграт, молодого – Ян Никлас, а зрелого – известный австрийский актер, 55-летний (при том, что Петр прожил всего 52) обладатель «Оскара» Максимилиан Шелл. Съемки проходили в основном в Суздале — там «построили» Москву. Также некоторые сцены снимали в Вене и Москве.

Режиссер Ярополк Лапшин в 1983 году снял фильм «Демидовы» о роде богатейших русских предпринимателей Демидовых, которые выдвинулись благодаря созданию оружейных и горнодобывающих предприятий в Туле и на Урале. В основу сюжета первой серии легла история взаимоотношений Демидовых с Петром I, по указанию которого один из главных героев — Акинфий Демидов — наладил производство чугуна и пушек, что позволило России одержать ряд исторических побед. В роли Петра I выступает Александр Лазарев.

«Царевич Алексей» (1997 г.). В центре кинокартины — отношения Петра I с сыном. Сын Петра 1 Алексей Петрович показан тихим и богобоязненным человеком, который хочет жить обычной жизнью, и не желает смерти Петру I, а также смены власти в России. Но в результате дворцовых интриг он был оклеветан и замучен своим отцом, а его товарищи были казнены. Режиссер создает деспотичный образ Петра, в котором борются человек и правитель. В основу сюжета фильма положено произведение Д.С. Мережковского  «Петр и Алексей», ставшее частью религиозно-философской трилогии «Христос и Антихрист». В роли Петра I — Виктор Степанов.

Николай Караченцов выступает в роли Петра I в фильме 2002 года «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» — монументальный исторический сериал Светланы Дружининой, в который входят 8 фильмов, снятых и вышедших на телеэкраны в период с 2000 по 2011 год. При этом он охватывает период со смерти Петра Первого в 1725 году до 1736 года, когда бесплодная Анна Иоанновна решила передать корону еще не рожденному сыну своей племянницы Анны Леопольдовны.

«Слуга государев» (2007 г.) Режиссер Олег Рясков снял фильм плаща и шпаги за 100 дней. По сюжету во время Великой Северной войны в 1709 году король Франции Людовик XIV отправляет двух дуэлянтов (графа Антуана де ля Буш — к Карлу XII, а его соперника шевалье Шарля де Брезе — к Петру Первому) с заданиями передать личные письма и быть наблюдателями при враждующих монархах. В роли Петра I — Андрей Сухов.

Юрий Пронин и Александр Капнинский вместе создали мультфильм о Петре I «Петр и Петруша» (2005 г.). Однажды встретились царь Петр Великий и простой солдат, оказавшийся полным тезкой Государя–императора, да еще и земляком. Не узнав императора, солдат опекает и «вразумляет» молодого гвардейца, а тот, в свою очередь, не подает вида и «на ус мотает» солдатскую науку.

Режиссер Владимир Бортко снял мини-сериал «Петр Первый. Завещание»  в 2011 году по мотивам романа Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». Фильм рассказывает о двух последних годах жизни Петра Первого, о его последней любви. На закате своей жизни император полюбил женщину моложе его на 30 лет, княжну Марию Кантемир, одну из самых образованных дам своего времени. В роли Петра I — Александр Балуев.

Режиссер Василий Ливанов снял фильм о создании памятника Петру I «Медный всадник России» (2019 г.). По приглашению императрицы Екатерины II скульптор Этьен-Морис Фальконе приезжает из Франции для работы над монументом. Благодаря кропотливому труду и мучительным творческим поискам мастера памятник стал не просто произведением искусства, а одним из символов России.

«Тобол» (2019 г.). Фильм снят по мотивам одной из сюжетных линий романа «Тобол. Много званых» российского писателя и сценариста Алексея Иванова. Режиссер Игорь Зайцев. В роли императора Петра Великого в этой истории хоть и небольшой по хронометражу, но для сюжета ключевой выступает Дмитрий Дюжев.

«Тайна печати дракона» (2019 г.). Российско-китайский фильм в стиле фентези. Режиссер — Олег Степченко. В основу сюжета легли три легенды (тайна человека в Железной маске, возникновение Великого чайного пути, древнее сказание о мёртвом казаке и характерниках) и один исторический факт о Великом посольстве Петра Первого в Европу и связанные с этим слухи о подмене Петра. В фильме снялись Павел Воля, Арнольд Шварценеггер, Джеки Чан.В роли Петра I — Юрий Колокольников.

«Петр Великий. История с французским акцентом» (2021г.) Фильм создан к 300-летию со дня присвоения Петру I титула императора и к 350-летию с его дня рождения и рассказывает о том, как советник императрицы Елизаветы Петровны Иван Иванович Шувалов убедил главного вольнодумца Европы Вольтера написать биографию Петра Великого. О том, как происходило это написание, и какой предстала Россия в этой книге.

Все  образы  Петра Первого, созданные нашим кинематографом, отражают его основную сущность — он умеет смотреть за горизонт,  перспективно мыслить. Правитель страны — сильный, энергичный, но не лишенный человеческих слабостей. Ему не чужды болезни, переживания, вспышки оправданной агрессии, страсть, любовь, импульсивные решения. Погружаясь в трудности, с которыми сталкивается государь, мы прощаем ему все ошибки, потому что никто, кроме него, не способен взять на себя огромную ответственность за народ и принять единственно правильное решение в сложный для государства момент. Такой гений у власти в России — величайший дар свыше, который необходимо беречь.

Использованные ресурсы:

https://spbcult.ru/articles/iskusstvo-i-kultura/filmyi-o-petre-i;

https://zen.yandex.ru/media/id/5db3d5153639e600af581179/obrazy-petra-velikogo-v-sovetskom-kinematografe-5fa14d31feef0b1a81e18a65;

https://www.pravmir.ru/tobol-drakony-i-arap-10-filmov-o-petre-i/;

https://smotrim.ru/article/2789371;

https://www.kp.ru/daily/25684.3/888529/;

https://www.vokrug.tv/listing/filmy_pro/filmy_pro_petra_i/;

https://infourok.ru/statya-lichnost-petra-pervogo-i-ego-epoha-v-otechestvennom-kinematografe-5760486.html;

https://tbilisskayacbs.tk/petrovskaja-jepoha-v-literature-i-kinoiskusstve/;

https://kinoreporter.ru/10-akterov-igravshih-petra-i/.

29 марта 2024

Этика взаимодействия с инвалидами и организация чтения инвалидов по зрению

Краевой методический информационно-обучающий вебинар
Читать далее
29 марта 2024

В гостях у библиотеки

Экскурсия для студентов 2 курса магистратуры заочного отделения кафедры "Библиотечно-информационная деятельность"
Читать далее