Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
Огонь вещей: к 145-летию со дня рождения Алексея Михайловича Ремизова, русского писателя: беседа-обзор
Алексей Михайлович Ремизов русский писатель, драматург, художник, каллиграф. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе. Один из виднейших представителей русского модернизма.
Родился 24 июня (6 июля н.с.) в Москве в купеческой семье.
Получил хорошее домашнее образование. С детских лет Алексей Ремизов был большим выдумщиком и фантазёром.
В возрасте семи лет он записал со слов няни рассказ о пожаре в деревне — это был его первый реалистический рассказ. Сильная близорукость помешала ему получить системное музыкальное образование, но повлияла на развитие фантазии. Тогда же он решил стать писателем.
Учился в коммерческом училище, после окончания которого поступил на физико-математический факультет Московского университета. Интересовался работами Герцена, Чернышевского, Михайловского, читал марксистскую литературу.
В 1896 был арестован за участие в студенческих беспорядках, выслан в Пензенскую губернию под надзор полиции. В пензенской ссылке Ремизов познакомился с Вс. Мейерхольдом, который стал его другом на всю жизнь.
За попытку организовать рабочий союз был арестован вторично. Провел 6 лет в тюрьмах и ссылках.
В начале 1905 года он переехал в Петербург, где началась его настоящая литературная жизнь.
Первая оригинальная книга Ремизова – «Лимонарь, сиречь: Луг духовный» (1907) — пересказ преданий, легенд, попытка реставрировать язык. Следующие произведения тоже были написаны в этом ключе.
Впечатления от поездок по глухим углам России нашли отражение в романе «Часы» (1908), повестях «Пятая язва» и «Неуемный бубен» (1909).
Октябрьскую революцию Ремизов встретил враждебно. В произведениях этого периода звучит боль за «святую Русь». В годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петрограде, хотя политически был настроен антибольшевистски (сам он был близок к кругам эсеров). Летом 1921 года Ремизов выехал на лечение в Германию — «временно», как верил писатель, однако вернуться обратно ему было не суждено.
Сначала жил в Берлине (до 1923 г.), затем переехал в Париж.
Фото А. М. Ремизов за рабочим столом
В эмиграции Ремизов продолжал много писать (наиболее известными стали его художественные воспоминания о жизни в Петербурге и революции — «Взвихрённая Русь», и «Подстриженными глазами»), однако печататься становилось с каждым годом труднее. Ремизов участвовал в издании журнала «Версты» (Париж, 1926-1928), в котором публиковались некоторые его произведения.
Фото А.М. Ремизов. Париж, 1938 г.
С 1931 года публикация книг Ремизова почти совсем прекратилась. Его друзья и поклонники основали специальное небольшое издательство «Оплешник» в 1953 году, позволившее писателю издавать новые книги.
В последние годы проявлял интерес к жизни СССР. В конце жизни получил советское гражданство. Умер 26 ноября 1957 в Париже.
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Ремизов Алексей Михайлович всю жизнь продолжал считать себя частью России. В годы Второй мировой войны активно сопереживал Советскому Союзу. Годы эмиграции стали очень продуктивными для писателя. Много пишет, продолжает рисовать, в 30-е годы даже зарабатывает рисунками средства для пропитания.
«Живой сокровищницей русской души и речи» называла его творчество Марина Цветаева. Его отличает чрезвычайно яркое и образное восприятие мира.
Работами Ремизова-художника восхищались Марк Шагал, Василий Кандинский, Пабло Пикассо. В годы войны А. М. Ремизов вёл «графический дневник», в котором отражались сны, портреты современников и волновавшие его события.
В творчестве Ремизова особое место занимают сны. Его циклы снов таят в себе глубокий художественный синтез современных реалий и культурных традиций.
Ремизов творил всю свою жизнь. Во многом его произведения являются автобиографичными.
Так Александр Куприн отзывался о Ремизове в рецензии на роман «Часы»:
«Ремизов искренен до наивности, он ворожит, нашептывает, приговаривает, он владеет тайной странного очарования, возбуждающего в читателе ужас, тоску и те кошмарные грезы, которые владели нами в детстве, во время лихорадок…».
«Взвихрённая Русь» — первая книга автобиографической эпопеи Ремизова, которая заняла основное место в его эмигрантском творчестве и в которой писатель охватил свою жизнь, — «Иверень» (1897-1905), «Петербургский буерак» (1905-1917), «Взвихрённая Русь» (1917-1921), «Учитель музыки» (1923-1939), «Сквозь огонь скоробей» (1940-1943). Автобиографическая проза Ремизова во многом отличается от привычных форм данного жанра: реальные факты переплетены с авторской фантазией, композиция не линейно-хронологична, а мозаично-последовательна, подчинена лирическому импульсу.
В последних книгах писателя переосмысливаются наиболее значительные памятники нескольких тысячелетий русской и мировой культуры («Тристан и Изольда», «Савва Грудцын», «Круг счастия», «Павлиньим пером» и др.).
Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию книги, имеющиеся в фонде библиотеки.
«Говорящие» книги в электронном формате
Ремизов, А. Взвихрённая Русь [Электронный ресурс] / А. Ремизов ; читает Т. Середина. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2014. — 1 фк. : зв. (15 час.9 мин.). — На фк. 3 книги. — Общее время звучания 48 ч 23 мин.
Опубликованная отдельным изданием в Париже в 1927 г., книга А. М. Ремизова «Взвихренная Русь» принадлежит к числу значимых произведений мастера. Сам Ремизов хорошо осознавал, что именно в этой книге ему суждено было высказаться о себе и о пережитом его родиной в полный голос. «Эту книгу я писал, как отходную — исповедь мою перед Россией. Передо мною была легенда о России — образ старой Руси и живая жизнь Советской России. Со старым я попрощался, величая, а с новым — я жил, живу и буду жить. И еще в этой книге революция…»
Ремизов, А. Повести и рассказы [Электронный ресурс] / А. Ремизов ; читает Н. Козий. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2019. — 1 ффк. : зв. (24 час.42 мин.). — На фк. 4 кн. — Общее время звучания 58 час 29 мин.
В книгу повестей и рассказов Алексея Михайловича Ремизова (1877-1957) включены произведения 1908-1913 гг., в которых нашла своеобразное отражение русская жизнь начала ХХ века: повести «Часы», «Неуемный бубен», «Крестовые сестры», «Пятая язва», рассказы «Петушок», «Бабушка» и др.