`
19 апреля 2017

Основоположник русской тифлопедагогики: информационная беседа к 190-летию со дня рождения тифлопедагога А. И. Скребицкого

Скребицкий Александр Ильич, писатель, врач-окулист, общественный деятель и историк, родился 2 мая 1827 г.  в Белостоке. Там же учился в гимназии.

В 1849 г. окончил курс в Санкт-Петербургском университете на юридическом университете, но, не находя при тогдашних условиях удовлетворения в практической деятельности юриста, поступил в 1853 г. вольнослушателем на медицинский факультет Дерптского университета. К занятиям медициной А.И. Скребицкий чувствовал склонность с юношеских лет. В 1859 г. получил степень доктора медицины, защитив диссертацию по теме «О влиянии и действии панкреатического сока на жиры и белки».

К этому времени А.И. Скребицкого все больше интересует офтальмология и он уезжает за границу для стажировки в клиниках Европы. Ему посчастливилось совершенствовать свои знания у самых знаменитых окулистов того времени: Гельмгольца. Донлерса и Грефе. Вернувшись на Родину, А.И. Скребиций открыл глазную лечебницу в Санкт-Петербурге и стал заниматься врачебной практикой. Финансовая независимость позволяла ему сочетать профессиональные обязанности с научно-исследовательской и общественной деятельностью.

Юридическое образование пригодилось ученому, когда Великая княгиня Елена Павловна предложила Скребицкому обработать материалы редакционных комиссий по подготовке крестьянской реформы 1861 г. В результате получился фундаментальный труд «Крестьянское дело в царствование Императора Александра II», являющийся подробным историческим комментарием ко всем статьям «Положения 19 февраля 1861 года». По цензурным соображениям эта книга была напечатана в Германии и только в 1870 г. была допущена к ввозу в Россию, а в 1871 г. удостоена Петербургской академией наук премии графа Уварова.

Одновременно с работой над этим трудом Скребицкий находился за границей и  продолжал изучать глазные болезни, а также занимался изучением вопросов воспитания и образования слепых Европы. Эти наблюдения легли в основу объемного труда, опубликованного в 1903 году.

Вернувшись в Россию, Скребицкий в 1879-80 гг. был командирован главным Попечительством для оказания врачебной помощи ослепшим солдатам, число которых во время русско-турецкой войны оказалось необычайно большим. Состояние осмотренных глаз солдат дало понять, что лишь 5% из них лишились зрения во время войны. Остальные оказались жертвами недугов, принесенных из деревень.

В то время особо распространены были такие заболевания, как трахома, гнойное воспаление соединительной оболочки новорожденных, глаукома, случайные повреждения острыми предметами и, как следствие, сочувственное воспаление здорового глаза, развившегося со стороны потерянного. Трахома – это специфическое заразное заболевание. Заразиться можно через предметы общего пользования, из-за нарушения санитарно-гигиенических правил, плохого ухода за детьми и низкого экономического уровня. Все эти неблагоприятные факторы имели место в каждой деревне. Особенно много народу заражалось в помещениях (школы, казармы) Так как большая семья жила в одном маленьком доме, то если один из членов семьи заболевал, заболевали и другие.  Скребицкий доказал, что в России больше слепых, чем в любой евро­пейской стране из-за тяжелейших социальных условий жизни народа и отсутствия медицинского обслуживания. Результаты этих исследо­ваний были опубликованы им в работах «Между слепых солдат», «О распространенности слепоты и распределении слепых в разных мест­ностях России» и вызвали большой общественный резонанс.

Также А.И. Скребицкий утверждал, что профилактика глазных заболеваний состоит  в:

— ознакомлении населения, начиная со школьной скамьи, с опасностью таких заболеваний путем самой широкой огласки печатью;

— в увеличении контингента знающих повитух;

— в устройстве густой сети глазных лечебниц;

— в обязательном ознакомлении с этой темой всех студентов-медиков (не зависимо от направления обучения);

— издании закона, строго карающего утайку, или запоздалое оповещение о появлении в семье заразной глазной болезни.

Скребицкий говорил, что, пока такие меры не будут приняты, Россия будет и дальше занимать первое место в Европе по распространенности слепоты.

В августе 1879 года после окончания первого объезда солдат, он, не возвращаясь в Петербург, отправился за границу. Там Скребицкий посещал институты для слепых, учился у их руководителей, изучал интересовавшие его вопросы в области офтальмологии.

В 1881 году А.И. Скребицкий вместе с государственным и общественным деятелем К.К. Гротом основал Попечительство о сле­пых, названное в честь императрицы — Мариинским, а также принял активное участие в организации Санкт-Петербургского училища для слепых детей. Скребицкий являлся членом-учредителем новооткрытого общества. Занимая этот пост, он готовил сообщения, посвященные проблемам слепоты, члены совета поддерживали его предложения. Но когда предстояло решать вопросы практически, возникали решения, прямо противоположные тем, которые были предложены в его сообщениях. Во всем личном составе совета из 14 человек оказывались только трое-четверо поддерживающие его предложения. Из-за постоянных затруднений, в феврале 1884 года Скребицкий вышел из совета. Однако он продолжал работать над вопросами воспитания и образования слепых и проблемами борьбы со слепотой в России.

А.И. Скребицкий поставил вопрос о необходимости создания глазных лечебниц не только в больших городах, но и в деревнях, где люди наиболее нуждаются в помощи. Он утверждал, что для действительного уменьшения слепоты в России, обусловленной заразными заболеваниями, необходимо сделать врачебную помощь общедоступной для населения, как по времени, так и по расстоянию.

Были созданы «летучие отряды» врачей, на короткие сроки появляющиеся в разных местностях России. Но Скребицкий говорил, что этого недостаточно, так как эти отряды не задерживаются долго на одном месте. Он не видел иного способа одолеть заболевания, исключая создание широкой стационарной местной врачебной помощи больным. В 1899 году руководителем «летучих отрядов» был сделан вывод, что всего за 7 лет 174 отрядами было принято около 275 тысяч глазных больных. Из 4-х больных одному необходимо делать операцию. Своевременная врачебная помощь на местах в 40% случаев сделала бы излишним операции, спасла бы зрение у большей части неизлечимо слепых, которым никакая операция уже не могла возвратить зрение.

Во время своих зарубежных поездок Скребицкий обращает внимание не только на устройство школ для слепых, но и на печатание рельефом. К этому его побудили недостатки изданий, осуществляемых Санкт-Петербургским институтом для слепых Человеколюбивого общества: книги печатались на бумаге низкого качества, шрифт был загроможден деталями и с трудом воспринимался осязанием, многие страницы были продырявлены, а некоторые изображали настоящее решето.

Тогда А.И. Скребицкий решил создать собственный вариант рельефно-линейного шрифта, более удобный для восприятия осязанием. Молодой художник, к которому он обратился, сделал необходимые изменения и исправления очертаний алфавита. По изготовленным чертежам шрифт был отлит в Вене в 1881 г. и в конце января 1882 г. прибыл в Петербург. Оставалось приступить к печатанию, подходящая бумага была также выписана Скребицким из-за границы. Частные типографии отказывались от печатания рельефом. Только благодаря содействию Ф.Ф. Винберга, управлявшего Экспедицией заготовления государственных бумаг, и Ю.И. Гребке, который заведовал в ней типографией, «унциалом» Скребицкого были напечатаны две книги: «Детский мир» К.Д. Ушинского (300 экз.), который был напечатан шрифтом высотой в 10 мм (для начинающих обучаться чтению), и «Евангелие от Матфея» (400 экз.), напечатанное для более подготовленных, владеющих навыками чтения (высота шрифта — 7 мм). Цель А.И. Скребицкого состояла в том, чтобы доказать, что хорошо отпечатанные книги для слепых можно издавать и в России, не прибегая к иностранцам, которые заламывали баснословные деньги за подобные работы.

Но будущее принадлежало не унциалу, а выпуклому шеститочию Луи Брайля. Понимая это, Скребицкий активно содействовал со­зданию специальной типографии рельефного шрифта русской просве­тительницы А.А. Адлер, в которой была напечатана первая книга по системе Брайля – «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер».

В 1886 г. Скребицкий издает книгу «Создатель методов обучения слепых Валентин Гаюи в Петербурге», посвященную деятельности французского педагога, организовавшего в 1807 г. первое училище для слепых детей в России. За два года перед этим он побывал в Париже на праздновании столетия начала обучения слепых и познакомил французских тифлопедагогов со своими архивными изысканиями о жизни  В. Гаюи в Петербурге (1806-1817).  В своей работе А.И. Скребицкий подробно осветил подвижническую деятельность замечательного французского педагога и ученого, рез­ко критикуя бюрократические преграды, которые пришлось преодоле­вать Гаюи во время создания Санкт-Петербургского института сле­пых.

Взгляды А.И. Скребицкого на просвещение незрячих получили от­ражение и в другом его труде — «Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе». Это фундаментальное исследование, ос­нованное на его личных наблюдениях и материалах из зарубежных источников, писалось более   22    лет и составило более тысячи страниц, не считая чертежей и таблицы. Много места в этой книге заняли проблемы книгопечатания для слепых, рельефных изданий. Указывая на исключительную роль самостоятельного чтения книг в жизни слепых, А.И. Скребицкий выступал против распространенного тогда предрассудка, что чтение не представляет для слепых никакой практической пользы. И у слепых, утверждает Скребицкий, наблюдается жажда знания и умственных интересов. Не каждый из них довольствуется чужим чтением, если даже и найдутся услужливые люди. Вот почему необходимо, по мысли А.И. Скребицкого, обратить внимание на удовлетворение этой насущной потребности слепых путем издания рельефных книг типографским способом.

В этом труде Скребицкий подробно останавливается и на создании библиотек. В частности, он отмечает, что уже на конгрессе тифлопедагогов в Нью-Йорке (1856 г.) было высказано желание составить библиотеки для слепых. Он тщательно фиксирует все случаи организации библиотек для слепых в Германии, Франции, Англии, Голландии, Австрии, Финляндии. А.И. Скребицкий приводит сведения об основателях этих библиотек, их развитии, правилах пользования, особо отмечая случаи организации «летучих библиотек для слепых», т.е. библиотек, посылающих книги по заочному абонементу.  Скребицкий указывает на выгоды, сопряженные с организацией библиотечного обслуживания слепых. Он пишет: «Слепые имеют выбор между изданиями, им не нужно тратиться на приобретение их, они не загромождают их скромных квартир, книги не пропадают бесполезно после смерти их владельца, оказываясь ненужными зрячим». Скребицкий обращает внимание на то, что «бережное обращение с книгами должно составлять непременное условие их высылки».

«Цель педагогики слепых та же, что и педагогики зрячих: гармоническое развитие умствен­ных, нравственных и физических способностей и сил ученика» — пи­сал он. Свою основную задачу  Скребицкий видел в том, чтобы рассеять распространенные предрассудки о неспособности слепых   к   развитию и труду, помочь тифлопедагогам и родителям незрячих де­тей в обучении и воспитании последних. Он опубликовал в специаль­ных журналах России и Германии ряд работ о слепоте в России и призрении слепых, в том числе «Историческую справку по поводу распространенности у нас глазной болезненности и слепоты».

Обширные знания А.И. Скребицкого позволяли ему писать работы не только по тифлопедагогике, офтальмологии, но и по истории крестьянства  в России и за рубежом, естествознанию, зоологии.

Опираясь на эти факты биографии, А.И. Скребицкого можно смело назвать передовым деятелем своего времени, истинным интеллиген­том. Не случайно его друзьями были педагог К.Д. Ушинский, писа­тель М.Е. Салтыков-Щедрин, физиолог Н.Е. Введенский и другие выдающиеся люди. Прогрессивные идеи А.И. Скребицкого получили дальнейшее раз­витие в отечественной тифлопедагогике.

В сентябре 1915 г. А.И. Скребицкий скончался. Еще в 1900 г. он пожертвовал Библиотеке Румянцевского музея значительную часть собранных им книг (в основном, труды по офтальмологии, по вопросам, связанным с положением слепых в России, книги о русском крестьянстве) и очень придирчиво следил за их хранением и использованием.

Незрячие читатели могли пользоваться в этой библиотеке книгами, напечатанными унциалом (с 1895 г.), которые находились в небольшом отделении для слепых, открытом по инициативе А.А. Адлер. И если средства, оставленные А.И. Скребицким по его завещанию врачебной кассе взаимопомощи, Литературному фонду и Академии наук (всего 250 000 рублей), были скоро обесценены, то принадлежавшие ему книги и его труды до сих пор служат людям.

04 декабря 2024

«Народная история «Непокорённый Курск»

Народный конкурс на создание главной песни для театрально-документального проекта
Читать далее
03 декабря 2024

Добру откроются сердца

Устный журнал: культурно-массовое инклюзивное мероприятие
Читать далее