Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
От Байкала до Амура: к 50-летию Байкало-Амурской магистрали
Байкало-Амурская магистраль (БАМ), с 1985 года – Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола – железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, протяжённостью 4324 км. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
Первые идеи строительства железной дороги севернее и восточнее Байкала выдвигались еще в конце XIX века. Тогда было совершено две экспедиции на будущий БАМ. Это были группы под руководством изыскателей Николая Афанасьевича Волошинова и Людвига Ивановича Прохаски. Но условия, с которыми они столкнулись, были признаны совершенно непригодными, причем не только для строительства, но и вообще для жизни людей.
Полноценные изыскания будущего БАМа удалось провести много лет спустя с помощью самолетов. В результате решение о строительстве современного БАМа было принято только в 1932 году. Само название Байкало-Амурская магистраль, как и аббревиатура БАМ, появилось в 1930 году.
Для строительства БАМа была создана особая система – БАМлаг. БАМлаг (Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь) – подразделение, действовавшее в структуре Главного управления исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР (ГУЛАГ НКВД) в 1932-1938 гг. Среди заключенных БАМЛАГа был, например, отец Павел Флоренский, который не просто отбывал там срок, но даже подготовил исследование о строительстве в вечной мерзлоте.
Реально строить БАМ начали только в 1938 году с сооружения подходов к будущей трассе от Транссиба, по которым можно было бы подвозить строителей и необходимое для стройки. Это линии БАМ – Тында и Известковая – Ургал. Правда, рельсы с этих уже построенных подходов были вывезены на знаменитую Волжскую рокаду под Сталинград в 1942 году. Но уже в 1943 году начали строить линию Комсомольск – Советская Гавань, а в 1945-м эта линия заработала. В 1951 году открылся западный подход к БАМу от Тайшета до Лены, но в постоянную эксплуатацию он был сдан только в 1958-м, семь лет спустя.
Потом на десять лет на БАМе опять наступило затишье, пока ухудшение отношений с Китаем снова не сделало актуальными стратегические мотивы прокладки северной магистрали на восток. В 1967 году было издано постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, и начались очередные изыскания трассы.
В 1974 году БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Именно в этот год от Байкала и от Тихого океана навстречу друг другу двинулись бригады строителей, чтобы спустя 10 лет, уложив больше 3000 километров рельсов, встретиться посредине, на разъезде Балбухта. Фактическая стыковка случилась 29 сентября 1984 года, а спустя два дня, 1 октября, в 40 километрах к востоку, на станции Куанда, состоялось уже официальное празднование, официальное открытие – укладка «золотого» звена. Несмотря на стыковку, дорога была не совсем готова к эксплуатации. Лишь спустя пять лет, в 1989 году, магистраль была передана Министерству путей сообщения и заработала регулярно, а действительно финальная точка в строительстве БАМа была поставлена лишь в 2003 году, когда открыли 15-километровый Северомуйский тоннель. Один из крупнейших геополитических мировых проектов ХХ века оказался, наконец, воплощенным.
История строительства магистрали отражена в произведениях искусства — песнях, книгах, памятниках, фильмах.
Художественных лент немного, большая часть фильмов о БАМе – документальные. Самый масштабный из этих проектов – «Кинолетопись БАМа», снимавшаяся 16 лет, с 1974 по 1990 год.
На БАМовскую тематику в СССР было написано большое количество песен:
Байкало-Амурская магистраль. Музыка А. Г. Новикова, слова П. Градова, исп. Ансамбль советской песни ЦТ и ВР;
БАМ (Нас не обязательно провожать под музыку). Музыка Т. Е. Ефимова, слова Д. Усманова, исп. ВИА «Лада»;
БАМ (Слышишь, время гудит – БАМ!). Музыка О. Фельцмана, слова Р. Рождественского, исп. Владислав Коннов, Ансамбль «Дружба»;
БАМ (Deep through the taiga). Музыка, слова, исполнение Д. Рида;
Бамовский вальс. Музыка C. Туликова, слова М. Пляцковского, исп. ВИА «Самоцветы»;
Большой привет с большого БАМа. Музыка А. С. Морозова, слова В. Гина, исп. Эдуард Хиль;
В песнях останемся мы. Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, исп. В. Мамонов и Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, И. Демарин, ВИА «Верасы», Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова;
Даёшь Амур! Даёшь Байкал! Музыка В. Шаинского, слова Л. Ошанина, исп. ВИА «Верасы»;
До отправленья поезда («Старый мотив железных дорог»). Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, исп. ВИА «Надежда»;
Дорога железная. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, исп. ВИА «Пламя», Геннадий Ветров;
Марш – БАМ (1975). Музыка Д. Я. Покрасса, слова М. Вершинина, исп. А. Розум;
Нужна наша молодость. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского, исп. ВИА «Ариэль»;
От Байкала до Амура. Музыка Б. С. Фиготина, слова Л. Г. Куксо, исп. ВИА «Пламя»;
Песнь-баллада о строителях БАМа. Музыка В. А. Овчинникова, слова С. А. Васильева, исп. А. Ф. Ведерников;
Песня про станцию Алонка. Автор Леонид Нечипорук;
Стальная магистраль (1977). Музыка Е. Э. Жарковского, слова М. Владимова, исп. Владислав Коннов;
Строим БАМ. Музыка З. Ю. Бинкина, слова В. Петрова, исп. ВИА «Самоцветы»;
Строим БАМ! (1982). Музыка С. Р. Зубковского, слова А. Шлыгина;
Тында – крайняя точка Москвы. Музыка С. С. Туликова, слова М. Пляцковского, исп. ВИА «Голубые гитары»;
Тында. Музыка Л. Лядовой, слова М. Владимова, исп. И. Д. Кобзон;
Это всё называется БАМ. Музыка Ю. Гурьева, слова В. Семернина.
Интересные факты:
Слово «магистраль» женского рода, но аббревиатура БАМ (Байкало-Амурская магистраль), как правило, употребляется в мужском роде.
Большая часть Байкало-Амурской магистрали проходит по вечной мерзлоте.
В честь БАМа назван астероид (2031) БАМ.
8 июля 2018 года в Бурятии по решению 30-й сессии Народного Хурала республики впервые был отпразднован День бамовцев. Законопроект об установлении памятной даты в честь строителей БАМа на общероссийском уровне был также внесён в Государственную думу.
Учреждены награды: медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», медаль «XXX лет Байкало-Амурской магистрали», медаль «40 лет Байкало-Амурской магистрали», юбилейная медаль «50 лет Байкало-Амурской магистрали».
БАМ пересекает 7 горных хребтов и более 3 000 водных преград, в том числе 11 крупных и множество небольших рек. Всего же на БАМ насчитывается 2230 мостов, и самый известный – «Чертов мост». Полукруглый виадук проходит над рекой Итыкит и описывает крутой поворот между сопок. Мост пользуется недоброй славой у машинистов, говорят, они даже крестятся, прежде чем его пересечь.
Средняя зарплата рабочего на строительстве составляла 322 рубля. Для сравнения: средняя зарплата рабочего по СССР составляла в те годы 180 рублей.
63 новых населенных пункта было основано при строительстве БАМа, из которых 3 – это новые города: Северобайкальск, Тында и Февральск. Трудовые бригады на строительстве магистралей и станций часто формировались по принципам землячества. Вклад той или иной союзной республики до сих пор отражен в топонимике поселков на БАМе. В поселке Ния главные улицы носят названия Тбилисская и Руставели. В Таксимо – улицы Белорусская и Минская. В Кичере – Таллинская. В Куанде – Самаркандская. В Тынде – Красная Пресня.