`
08 июля 2024

От Байкала до Амура: к 50-летию Байкало-Амурской магистрали

Байкало-Амурская магистраль (БАМ), с 1985 года – Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола – железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, протяжённостью 4324 км. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.

Первые идеи строительства железной дороги севернее и восточнее Байкала выдвигались еще в конце XIX века. Тогда было совершено две экспедиции на будущий БАМ. Это были группы под руковод­ством изыскателей Николая Афанасьевича Волошинова и Людвига Ивановича Прохаски. Но условия, с которыми они столкнулись, были признаны совер­шенно непригодными, причем не только для строительства, но и вообще для жизни людей.

Полноценные изыскания будущего БАМа уда­лось провести много лет спустя с помощью самолетов. В результате решение о строительстве современного БАМа было принято только в 1932 году. Само название Байкало-Амурская магистраль, как и аббревиатура БАМ, появилось в 1930 году.

Для строитель­ства БАМа была создана особая система – БАМлаг. БАМлаг (Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь) – подразделение, действовавшее в структуре Главного управления исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР (ГУЛАГ НКВД) в 1932-1938 гг. Среди заключенных БАМЛАГа был, например, отец Павел Флоренский, который не просто отбывал там срок, но даже подготовил исследование о строительстве в вечной мерзлоте.

Реально строить БАМ начали только в 1938 году с сооружения подходов к бу­дущей трассе от Транссиба, по которым можно было бы подвозить строи­телей и необходимое для стройки. Это линии БАМ – Тында и Известковая – Ургал. Правда, рельсы с этих уже построенных подходов были вывезены на знамени­тую Волжскую рокаду под Сталинград в 1942 году. Но уже в 1943 году начали строить линию Комсомольск – Советская Гавань, а в 1945-м эта линия заработала. В 1951 году открылся западный подход к БАМу от Тайшета до Лены, но в постоянную эксплуатацию он был сдан только в 1958-м, семь лет спустя.

Потом на десять лет на БАМе опять наступило затишье, пока ухудшение отношений с Китаем снова не сделало актуальными стратегические мотивы прокладки северной магистрали на восток. В 1967 году было издано постанов­ление ЦК КПСС и Совмина СССР, и начались очередные изыскания трассы.

В 1974 году БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Именно в этот год от Байкала и от Тихого океана навстречу друг другу двину­лись бригады строителей, чтобы спустя 10 лет, уложив больше 3000 кило­метров рельсов, встретиться посредине, на разъезде Балбухта. Фактическая стыковка случилась 29 сентября 1984 года, а спустя два дня, 1 октября, в 40 километрах к востоку, на станции Куанда, состоялось уже официальное празднование, официальное открытие – укладка «золотого» звена. Несмотря на сты­ковку, дорога была не совсем готова к эксплуатации. Лишь спустя пять лет, в 1989 году, магистраль была передана Министерству путей сообще­ния и заработала регулярно, а действительно финальная точка в строительстве БАМа была поставлена лишь в 2003 году, когда открыли 15-кило­метровый Северомуйский тоннель. Один из крупнейших геополитических мировых проектов ХХ века оказался, наконец, воплощенным.

История строительства магистрали отражена в произведениях искусства — песнях, книгах, памятниках, фильмах.

Художественных лент немного, большая часть фильмов о БАМе – документальные. Самый масштабный из этих проектов – «Кинолетопись БАМа», снимавшаяся 16 лет, с 1974 по 1990 год.

На БАМовскую тематику в СССР было написано большое количество песен:

Байкало-Амурская магистраль. Музыка А. Г. Новикова, слова П. Градова, исп. Ансамбль советской песни ЦТ и ВР;

БАМ (Нас не обязательно провожать под музыку). Музыка Т. Е. Ефимова, слова Д. Усманова, исп. ВИА «Лада»;

БАМ (Слышишь, время гудит – БАМ!). Музыка О. Фельцмана, слова Р. Рождественского, исп. Владислав Коннов, Ансамбль «Дружба»;

БАМ (Deep through the taiga). Музыка, слова, исполнение Д. Рида;

Бамовский вальс. Музыка C. Туликова, слова М. Пляцковского, исп. ВИА «Самоцветы»;

Большой привет с большого БАМа. Музыка А. С. Морозова, слова В. Гина, исп. Эдуард Хиль;

В песнях останемся мы. Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, исп. В. Мамонов и Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, И. Демарин, ВИА «Верасы», Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова;

Даёшь Амур! Даёшь Байкал! Музыка В. Шаинского, слова Л. Ошанина, исп. ВИА «Верасы»;

До отправленья поезда («Старый мотив железных дорог»). Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, исп. ВИА «Надежда»;

Дорога железная. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, исп. ВИА «Пламя», Геннадий Ветров;

Марш – БАМ (1975). Музыка Д. Я. Покрасса, слова М. Вершинина, исп. А. Розум;

Нужна наша молодость. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского, исп. ВИА «Ариэль»;

От Байкала до Амура. Музыка Б. С. Фиготина, слова Л. Г. Куксо, исп. ВИА «Пламя»;

Песнь-баллада о строителях БАМа. Музыка В. А. Овчинникова, слова С. А. Васильева, исп. А. Ф. Ведерников;

Песня про станцию Алонка. Автор Леонид Нечипорук;

Стальная магистраль (1977). Музыка Е. Э. Жарковского, слова М. Владимова, исп. Владислав Коннов;

Строим БАМ. Музыка З. Ю. Бинкина, слова В. Петрова, исп. ВИА «Самоцветы»;

Строим БАМ! (1982). Музыка С. Р. Зубковского, слова А. Шлыгина;

Тында – крайняя точка Москвы. Музыка С. С. Туликова, слова М. Пляцковского, исп. ВИА «Голубые гитары»;

Тында. Музыка Л. Лядовой, слова М. Владимова, исп. И. Д. Кобзон;

Это всё называется БАМ. Музыка Ю. Гурьева, слова В. Семернина.

Интересные факты:

Слово «магистраль» женского рода, но аббревиатура БАМ (Байкало-Амурская магистраль), как правило, употребляется в мужском роде.

Большая часть Байкало-Амурской магистрали проходит по вечной мерзлоте.

В честь БАМа назван астероид (2031) БАМ.

8 июля 2018 года в Бурятии по решению 30-й сессии Народного Хурала республики впервые был отпразднован День бамовцев. Законопроект об установлении памятной даты в честь строителей БАМа на общероссийском уровне был также внесён в Государственную думу.

Учреждены награды: медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», медаль «XXX лет Байкало-Амурской магистрали», медаль «40 лет Байкало-Амурской магистрали», юбилейная медаль «50 лет Байкало-Амурской магистрали».

БАМ пересекает 7 горных хребтов и более 3 000 водных преград, в том числе 11 крупных и множество небольших рек. Всего же на БАМ насчитывается 2230 мостов, и самый известный – «Чертов мост». Полукруглый виадук проходит над рекой Итыкит и описывает крутой поворот между сопок. Мост пользуется недоброй славой у машинистов, говорят, они даже крестятся, прежде чем его пересечь.

Средняя зарплата рабочего на строительстве составляла 322 рубля. Для сравнения: средняя зарплата рабочего по СССР составляла в те годы 180 рублей.

63 новых населенных пункта было основано при строительстве БАМа, из которых 3 – это новые города: Северобайкальск, Тында и Февральск. Трудовые бригады на строительстве магистралей и станций часто формиро­вались по принципам землячества. Вклад той или иной союзной республики до сих пор отражен в топонимике поселков на БАМе. В поселке Ния главные улицы носят названия Тбилисская и Руставели. В Таксимо – улицы Белорус­ская и Минская. В Кичере – Таллинская. В Куанде – Самаркандская. В Тынде – Красная Пресня.

12 июля 2024

Новые меры поддержки для семей

Семьи Хабаровского края могут получить миллион рублей при рождении третьего или последующих детей на погашение ипотеки
Читать далее
11 июля 2024

Шоколадный вкус приключений

Час развлечений к Всемирному дню шоколада
Читать далее