`
01 декабря 2021

«Прекрасно там, где живет милосердие»:книжная выставка, посвящённая декаде инвалидов

Дорогие, наши читатели! Приглашаем вас посетить книжную выставку-обзор «Прекрасно там, где живет милосердие», по страницам русских и зарубежных писателей, посвященную Международному дню инвалидов. Читайте побольше светлых, мудрых книг, которые будут учить вас милосердию. Ведь доброта, любовь к людям, понимание, отзывчивость – это то, на чем держится мир.
Каждый год 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Как нам быть, когда мы встречаемся с людьми, не похожими на нас? Жалеть? Поддерживать и помогать? Может ли милосердный порыв спасти кому-то жизнь? Тема милосердия часто встречается в литературных произведениях русских и зарубежных писателей, на страницах которых мы читаем: о любви к ближнему; о готовности прийти на помощь, кто нуждается в нашем сопереживании и сострадании. В толковом словаре Д. Н. Ушакова мы можем найти такое определение: «Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».Милосердным быть трудно, если в душе нет любви. Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же? Об этом стихотворение «Нищий» И. С. Тургенева

«Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья,нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.А нищий ждал, и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…-Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.-Что же, брат, прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.Я понял, что и я получил подаяние от моего брата».
Русская художественная литература о милосердии полна и разнообразна.К ней обращались такие талантливые мастера художественного слова, как Пушкин, Достоевский, Толстой, Тургенев, Чехов.
В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин показывает читателям, что как зло порождает зло, так и милосердие порождает милосердие.
Пётр Гринёв, заблудившийся в метели и спасённый из неё неизвестным мужчиной, отдаёт проводнику тулуп. Это благодарность за помощь и вместе с тем проявление милосердия — Гринёв, видя, что на улице мороз, не мог оставить человека замерзать. Сотворённое добро. Пугачёв отвечает милосердием на милосердие — «… я помиловал тебя за твою добродетель…»: помиловал Гринёва, спас его от смертной казни.
Примеры милосердия в русской литературе – это герои рассказов А. П. Чехова. В творчестве этого писателя присутствует безграничная вера в человека, в его способность стать лучше. Прочитав рассказ А. П. Чехова «Студент», читатель постигает, насколько важно любить и уважать людей, прощать друг другу ошибки.
Холодный вечер накануне Пасхи; молодого человека одолевают мысли о человеческой беззащитности перед суровой всесильной стихией. Но вот он встречает простых женщин и, присаживаясь рядом с ними у костра, выступает в роли рассказчика. Он повествует о том, что произошло девятнадцать веков назад: о предательстве Петра и о том, как Иисус предсказал поступок своего ученика. Одна из женщин начинает плакать. Библейская история производит на них сильное впечатление. И нет больше в душе студента сомнений. Душевное тепло растопило их.
Л.Н. Толстой считал, что настоящее милосердие отличается от ложного, прежде всего, в способности совершать добро, несмотря на недоверие и насмешки. Дмитрий Нехлюдов – главный герой романа Л. Толстого «Воскресенье», после встречи с Катюшей Масловой в зале суда осознаёт, что он стал виновником ее нравственной гибели.

Действия главного героя после его духовного воскресения можно назвать истинным состраданием к героине – женщине, которая не сразу поверила в его добрые намерения.
Одним из самых ярких примеров проявления милосердия в русской литературы мы можем встретить на страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой демонстрирует читателям истинную силу милосердия, та самая сила, которая в конце романа спасла Раскольникова от полнейшей духовной гибели.

М.А. Булгаков был уверен в том, что каждый человек может стать милосердным. Этого просто нужно захотеть. «Самое великое, самое божественное в человеке – милосердие и прощение».

Главная героиня романа  М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита» искренне сострадает всем обездоленным — Понтию Пилату, его собаке Банге и девушке Фриде. Став королевой бала Воланда, Маргарита получила возможность исполнить одно своё желание. Несмотря на то, что больше всего на свете она хотела вернуть своего возлюбленного Мастера, единственное желание она потратила на то, чтобы избавить от проклятья девушку Фриду. Рассказ Фриды о её судьбе так тронул Маргариту, что она, как истинно милосердная личность, не смогла не последовать зову сердца. Под милосердием подразумевается способность сопереживания, сочувствия, когда чужая боль воспринимается так, словно она — твоя личная. Милосердие должно проявляться в любви, в действенной и бескорыстной помощи.  «Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать всё, что в человеческих силах и даже свыше их». Так писал о сострадании в эпиграфе к своему роману «Нетерпение сердца»  австрийский писатель Стефан Цвейг.

История Сефана Цвейга о сострадании молодого офицера к состоятельной девушке-инвалиду Эдит, вполне может случиться и в наше время. «Нетерпение сердца» раскрывается в эгоизме, малодушии, когда слабость страшней подлости, а сострадание становится  разрушительной силой.

Милосердие — сострадательная и деятельная любовь, готовность помочь. Об этом  книга Тамары Крюковой «Костя + Ника», книга  о юношеской любви Кости и Ники.

Они из разных миров: Костя —  обычный парень из обычной семьи — задористый и общительный. Ника —  девушка из состоятельной семьи, прикованная недугом к инвалидной коляске. Для Кости – любовь к Нике —   это не  жалость и не порыв «благородного целителя»; это —  настоящая любовь, которая приходит независимо от возраста и побеждает всё.

Американский писатель Джек Лондон говорил о том, что милосердие всегда требует жертв, в этом и заключается его смысл. «Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется». Французский писатель Виктор Мари Гюго призывал людей проявлять милосердие по отношению к несчастным, и в то же время относиться с пониманием к счастливым. «Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку». Персидский поэт и мыслитель Саади говорил о том, что человеку, который никому не помогает, всё вернётся. Когда понадобится помощь ему – никого не будет рядом.  Американская писательница Хелен Адамс Келлер полностью лишилась зрения и слуха в результате перенесённого в раннем детстве заболевания, но это не помешало ей заняться благотворительностью. Поэтому она с уверенностью говорила о том, что настоящее милосердие – бескорыстное, только нечестные люди помогают другим, преследуя собственные цели. Произведения русских и зарубежных писателей  о сильных и мужественных людях, преодолевших недуг или научившихся достойно жить с неизлечимой болезнью; о милосердии к тем, кто нуждается в нашей помощи и поддержке  учат нас быть добрее, терпеливее, не оставаться в стороне от чужих бед, заставляют сопереживать, быть милосерднее.

 

23 апреля 2024

По историческим местам города Хабаровска

23 апреля состоялась очередная встреча в рамках краеведческого клуба «Под знаком Амура»
Читать далее