`
16 февраля 2021

Против течения: к 190-летию со дня рождения русского писателя Николая Лескова

Н.С. Лесков на портрете кисти В.А. Серова (1894)

Николай Семенович Лесков – русский писатель, публицист, литературный критик. Родился 4 (16) февраля 1831 г. в селе Горохово, Орловской губернии. Отец писателя, Семён Дмитриевич Лесков, выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать, Мария Петровна Лескова, была дочерью обедневшего московского дворянина.

Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора), семья: супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа. В десятилетнем возрасте Лесков поступил в первый класс орловской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов.

В июне 1847 года Лесков поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, где до 1839 года работал его отец, на должность канцелярского служителя. В июле 1848 года в селе Панине от холеры умер отец Лескова. В 1853 году получил должность столоначальника Киевской казённой палаты. В Киеве Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлёкся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами.

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тётки А. Я. Шкотта «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое, по его словам, пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.

В этот период он жил с семьёй в Пензе. Здесь он впервые взялся за перо. В 1859 году, когда по Пензенской губернии, как и по всей России, прокатилась волна «питейных бунтов», Лесков написал «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», которые были опубликованы в «Отечественных записках». Эта была работа не только о винокуренном производстве, но и о земледелии, которое, по словам Лескова, в губернии «далеко не в цветущем состоянии», а крестьянское скотоводство — «в совершенном упадке».

Некоторое время спустя торговый дом прекратил своё существование, и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистикой и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург.

Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни. Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, когда вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык». Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда». «Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», — позже признавал сам писатель. «Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов.

В те же годы вышли «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» — повести трагического колорита, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой они были практически оставлены без внимания, но впоследствии получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность сказа, родоначальником которого он впоследствии стал считаться.

Примерно в это время Н. С. Лесков дебютировал и как драматург. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинён критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях».

В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением.  После этого к жанру романа в чистом виде Н. С. Лесков больше не возвращался.

Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 г. Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями.

В 1880-х годах Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды были переведены на немецкий язык.

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами, с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: «где рассказчик постоянно проводит одни взгляды, а автор склоняет читателя к совсем иным, часто противоположным».

В 1872 году была написана повесть «Запечатленный ангел», повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хождений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение.

В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Несмотря на то, что в «Очарованном страннике» критиковалась бесчестность властей, повесть имела успех в официальных сферах и даже при дворе.

Материальное положение писателя (к этому времени женившегося вторично) ухудшилось. В январе 1874 года Н. С. Лесков был назначен членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни.

В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журналах «Задушевное слово» и «Игрушечка»: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», «Дурачок» и другие.

Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители.

В 1880-х годах изменилось отношение Н. С. Лескова к церкви. В 1883 году он писал о «Соборянах»: «Теперь я не стал бы их писать…». На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов. «Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Мне дорого общее, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума», — писал Лесков о Толстом.

Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники» (1890). Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. «Повесть свою буду держать в столе. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет», — писал Лесков Толстому.

Скандал вызвал и очерк Н. С. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. С. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала.

Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889-1890 годах десятитомного собрания его сочинений. Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар.

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела». Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить».

Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чертовы куклы», прототипами главных героев которого были Николай I и художник Карл Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года. Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая романы «Соколий перелет» и «Незаметный след») не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции.

Умер Николай Семёнович Лесков 21 февраля (5 марта) 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь. В 1854 году Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий и дочь Вера. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена Ольга Васильевна страдала психическим заболеванием.

В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой и стал отчимом её троим детям. В 1866 году у них родился сын Андрей. Его сын, Юрий Андреевич (1892—1942), стал дипломатом, после революции осел во Франции. Их дочь, единственная правнучка писателя, Татьяна Лескова (род. 1922) — балерина и педагог, внёсшая весомый вклад в становление и развитие бразильского балета.

Вегетарианство оказало влияние на жизнь и творчество писателя, в особенности с момента его знакомства с Л.Н. Толстым. Лесков писал: «К вегетарианству я перешёл при собственном моём к этому влечению. Я всегда возмущался [бойнею] и думал, что это не должно быть так».

В 1889 году в газете «Новое время» была опубликована заметка Лескова под названием «О вегетарианцах, или сердобольниках и мясопустах», в которой писатель охарактеризовал вегетарианцев, которые не едят мяса из «гигиенических соображений», и противопоставил им «сердобольников» — тех, кто следует вегетарианству из «чувства жалости».

История вегетарианской поваренной книги в России начинается с призыва Н. С. Лескова создать такую книгу на русском языке. Необходимость издания подобной книги Лесков аргументировал «значительным» и «постоянно увеличивающимся» числом вегетарианцев в России, которые, к сожалению, до сих пор не имеют книг с вегетарианскими рецептами на родном языке.

Год спустя после призыва Лескова в России была издана первая вегетарианская поваренная книга на русском языке. Она называлась «Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания со вступительной статьёй о значении вегетарианства и с приготовлением обедов в 3 разряда на 2 недели. Составлена по иностранным и русским источникам».

Травля и насмешки со стороны прессы не запугали Лескова: он продолжал печатать заметки о вегетарианстве и неоднократно обращался к этому явлению культурной жизни России в своих произведениях. Николай Семёнович Лесков создал первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ «Фигура»). К различным аспектам вегетарианства, к вопросам этики пищи и защиты животных Лесков обращается и в других своих произведениях, таких как рассказ «Грабёж» (1887), где описывается убой молодых бычков богатым мясником, который, стоя с ножом в руках, слушает соловьиные трели.

Новый всплеск интереса к творчеству Лескова и переоценка его места в русской литературе относятся к годам предреволюционного модернизма. В это время Лесков становится модным автором. После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы были преданы забвению. Во время короткой хрущевской оттепели советские читатели получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова. В 1956-1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме. В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»), и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями. В 1989 году первое собрание сочинений Лескова (также в 12 томах) было переиздано в «Библиотеке „Огонька“».

В 1974 году в Орле на территории литературного заповедника открыт дом-музей Н.С. Лескова. К 150-летию со дня рождения писателя в Орле установлен памятник Лескову.

Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию  книги, имеющиеся в фонде библиотеки.

Книги  по  Брайлю

Лесков, Н. С. Левша [Шрифт Брайля] : повесть и рассказы / Н. С. Лесков. — Изд. по Брайлю 1-е. — М. : МИПО Репро, 2020. — 2 кн. — Перепеч. : М. : Стрекоза, 2017.

В книгу вошли произведения Н.С. Лескова (1831 — 1895), которые изучаются в школе: «Левша», «Тупейный художник», «Человек на часах» и «Несмертельный Голован».

«Говорящие» книги в электронном формате

Лесков, Николай. Избранное [Электронный ресурс] : собрание сочинений в 11-ти т. Т. 5 ; собрание соч. в 6-ти т. Т. 2, 3 / Н. Лесков ; читает В. Панфилов. — Электрон. дан. — М. : Логосвос, 2011. —  : зв. — С изд. : М. : Художественная литература, 1957 ; М. : Правда, 1973.

Лесков, Николай. Избранные сочинения [Электронный ресурс] / Н. Лесков ; читает В. Герасимов. — Электрон. дан. — М. : ИПТК «Логосвос», 2011. — 1 ед. : зв. — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : //www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : М. : Художественная литература, 1979.

«Говорящие» книги из базы данных «говорящих» книг TalkingBook,

доступных для скачивания на флеш-карты

Лесков, Н. Воительница [Электронный ресурс]  / Н. Лесков ; читает А. Воеводин. – Электрон. дан. – М. : ИПТК «Логосвос», 2019. – Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный. – (2 ч 01 мин 17 сек) : зв.

Книга Николая Лескова «Воительница» написана в той художественной манере, которую принято сегодня называть «лесковским сказом». Сказ — своеобычная речь персонажа, от имени которого ведется рассказ.

 Лесков, Н. Запечатленный ангел [Электронный ресурс]  / Н. Лесков ; читает Е. Мелихова. – Электрон. дан. – М. : ИПТК «Логосвос», 2019. – Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный. – (3 ч 28 мин 30 сек) : зв.

После недоразумения рабочая артель староверов, строящая мост на Днепре-реке, попадает в немилость местного барина. К ним в поселение является полиция и отбирает их главную святыню – икону Ангела, запечатывая её сургучём. Всеми правдами и неправдами они стараются выкрасть икону из алтаря, чтобы списать с неё копию, а обратно вернуть подделку.

Лесков, Н. На ножах [Электронный ресурс]  / Н. Лесков ; читает Е. Мелихова. – Электрон. дан. – М. : ИПТК «Логосвос», 2017. – Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный. – (26 ч 46 мин 36 сек) : зв.

Запрещенная в советскую эпоху ядовитая сатира на «быт и нравы» новых людей, полемизирующих с «Отцами и детьми» Тургенева и «Что делать?» Чернышевского. Книга, публикация которой вызвала в России оглушительный скандал, ведь в антигероях читатели узнавали реальных людей. Социалистическая община глазами человека, не воспринимающего ее убеждений и сурово анализирующего ее образ жизни, что может быть интереснее?

Лесков, Н. Овцебык [Электронный ресурс]  / Н. Лесков ; читает Е. Мелихова. – Электрон. дан. – М. : ИПТК «Логосвос», 2017. – Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный. – (2 ч 46 мин 28 сек) : зв.

Николай Семенович Лесков широко, объективно отразил жизнь российского общества его эпохи — эпохи отмены крепостного права, пробуждения деловой активности масс, размежевания интеллигенции на разные идеологические «станы». Большое внимание уделял Лесков и русской старине, считая ценным для развития общества накопленный тысячелетиями народный опыт. Документальность многих его произведений сочетается с художественной выразительностью, психологической глубиной, яркостью языка.

Плоскопечатные книги

Лесков, Н.  Кадетский монастырь [Текст] : рассказы / Н. Лесков. — М. : Либири, 2018. — 128 с.

В книгу вошли произведения замечательного русского писателя Н.С. Лескова (1831-1895). Они раскрывают красоту души русского человека, передают его самобытность и миросознание, сливающее воедино ум, веру, любовь, целомудрие и стремление к истине, к духовности. Для старшего школьного возраста.

Плоскопечатные книги (укрупненный шрифт)

Лесков, Н. С. Левша [Текст] : повесть и рассказы / Н. С. Лесков. — М. : ООО «ИПТК «Логосвос», 2019. — 260 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих). — Перепеч. : М. : АСТ, 2017.

В книгу вошли произведения Н.С. Лескова (1831 — 1895), которые изучаются в школе.

Статьи в периодических изданиях

Калашник, Е. Б. Очарованный Русью [Текст] / Е. Б. Калашник // Читаем, учимся, играем. — 2015. — №5. — С. 32-38.

Сценарий литературного вечера о жизни и творчестве писателя Н.С. Лескова.

Кучерская, М.  Николай Лесков [Текст] : главы из книги / М. Кучерская  // Новый мир. — 2016. — №9. — С. 10-45.

Неслучайность «византийских» повестей в творчестве Н.С. Лескова  [Текст] : [к 180-летию Н.С. Лескова] / С. Донцов // Наш современник. — 2011. — № 2. — С. 222-226.

Шишкина, Е. А. В лугах орловщины [Текст] / Е. А. Шишкина // Читаем, учимся, играем. — 2016. — №6. — С. 105-110.

Сценарий путешествия по литературным местам, связанным с творчеством знаменитых писателей и поэтов для учащихся 7-9 классов.

10 декабря 2024

Река истории Николая Задорнова

викторина в рамках краевой литературно-просветительской акции к 115-летию со дня рождения писателя Н.П. Задорнова
Читать далее
10 декабря 2024

Популярная музыка кинематографа

Концертно-просветительское мероприятие о музыке в рамках краевой акции "Добротека ДВ-2024"
Читать далее