Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
Театр. Время. Жизнь
125 лет назад, 26 октября 1898 года, премьерой трагедии «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого открылся Московский художественно-общедоступный театр.
Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года.
Сначала летом 1897 года Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу- Данченко, приходилось арендовать здание. То здание, которое сейчас нам всем известно, появилось только в 1902–1903 годах.
МХТ создавался и расширился, имея поначалу совсем небольшой состав. Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское мастерство преподавал Немирович-Данченко (Ольга Книппер, Иван Москвин, Всеволод Мейерхольд, Маргарита Савицкая, Мария Германова, Мария Роксанова и др.) и участники спектаклей руководимого Станиславским «Общества любителей искусства и литературы» (Мария Лилина, Мария Андреева, Василий Лужский и др.).
В 1901 году из названия театра было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
Эмблемой МХАТа стала чайка, изображенная на занавесе театра как символ огромного успеха чеховской пьесы в год основания театра. Автором эмблемы является архитектор Ф. О. Шехтель. Занавес в театре раздвигался в обе стороны, а не поднимался вверх, как было до тех пор во всех театрах России. До 1902 года спектакли шли в арендованном помещении театра Якова Щукина «Эрмитаж» в Каретном Ряду.
1 июля 1902 года была произведена реформа театра и сформировано «Товарищество Московского Художественного театра». Это было товарищество на паях, где предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам. Наибольшим количеством голосов обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 году полностью взял на себя финансирование театра.
В 1902 году театр переехал в Камергерский переулок, в новое здание, перестроенное из старого театра Лианозова. Здание было перестроено на средства Саввы Морозова. С 1906 года театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки. В 1913 году была открыта Первая Студия МХТ.
После Октябрьской Революции театр оказался в сложном положении. Его стали обвинять в нежелании принять революционную действительность, в саботаже.
Основанием послужило то, что часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехала в 1919 году в гастрольную поездку, однако события гражданской войны помешали труппе вернуться в Москву и труппа вынуждена была несколько лет гастролировать по Европе. В 1922 году труппа вернулась в Россию.
В 1920 году Художественному театру было присвоено звание «академического театра». В 1923 году при театре открылся музей с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко.
В январе 1932 года меняется статус Художественного театра: театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 года театру было присвоено имя Максима Горького. В 1937 году театр был награжден орденом Ленина, в 1938 году – орденом Трудового Красного Знамени.
После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года МХАТ им. М. Горького был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа, и лишь в ноябре 1942 года театр вернулся в Москву.
В 1950-е годы в репертуаре театра появились спектакли, получившие официальное признание, однако из-за малой посещаемости они быстро снимались с репертуара. Залы театра постепенно пустели. Центр театральной жизни переместился в Театр на Таганке, в «Современник».
В поисках выхода из затянувшегося застоя в Художественный театр пригласили главным режиссером выпускника и педагога Школы-студии, основателя и руководителя «Современника» Олега Ефремова.
Возглавив МХАТ в 1970 году, Ефремов приглашает в труппу МХАТа известных артистов. В период 1970-1990-х годов во МХАТ пришли Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Андрей Попов, Иннокентий Смоктуновский, Екатерина Васильева, Анастасия Вертинская, Татьяна Лаврова, Андрей Мягков, Ия Саввина, Георгий Бурков, Юрий Богатырев, Александр Петренко, Станислав Любшин, Олег Борисов, Олег Табаков.
Во МХАТе ставили спектакли Анатолий Эфрос и Кама Гинкас, Роман Виктюк и Марк Розовский, Темур Чхеидзе и Лев Додин. Постоянными авторами театра стали Александр Гельман и Михаил Рощин, ставились пьесы Михаила Шатрова, Александра Мишарина.
Одним из главных авторов ефремовского периода МХАТа становится А. Чехов.
В конце 1973 года на Тверском бульваре было открыто новое здание театра.
В 1987 году в результате творческого конфликта театральная труппа разделилась на два театра и название Московский художественный академический театр (МХАТ) относилось к двум различным московским театрам, исторически связанным друг с другом: Московский Художественный академический театр им. М. Горького, который остался в здании на Тверском бульваре (руководителем театра стала актриса Татьяна Доронина) и Московский художественный театр им. А. П. Чехова, переехавший в отремонтированное здание Художественного театра в Камергерском переулке (его художественным руководителем остался Олег Ефремов).
МХАТ им. А.П. Чехова был образован в 1987 году, после раздела МХАТа. Имя Антона Павловича Чехова театр носит с 1989 года. В 1996 году Указом президента Российской Федерации театр был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
В 2000 году после смерти Олега Ефремова художественным руководителем театра стал Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара и труппы.
В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию – Московский художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
МХАТ имени М. Горького, образованный в 1987 после раздела МХАТа, сохранил унаследованное от этого театра название в прежнем виде.
В труппе театра в разные годы были: Михаил Болдуман, Всеволод Санаев, Алексей Баталов, Михаил Козаков, Светлана Крючкова, Дмитрий Золотухин, Георгий Бурков, Тамара Акулова, Всеволод Абдулов, Юрий Горобец, Анастасия Георгиевская, Светлана Коркошко, Аристарх Ливанов, Леонид Губанов, Михаил Зимин, Всеволод Шиловский и др.
После разделения театр определил свой путь как «возвращение к Станиславскому», как утверждение классической театральной литературы.
Сегодня юбилей отмечают и МХТ имени Чехова и МХАТ имени Горького. Когда-то они были одним целым. С ним связаны имена целой плеяды известных актеров и режиссеров, которые в разное время руководили коллективами, успешно сочетая смелые эксперименты и золотую классику.
На этой легендарной сцене блистали самые разные звездные актеры. Этот театр открыл миру драматургию Горького, Булгакова и, конечно же, Чехова. Свои самые известные пьесы он написал именно для этого театра. Его «Чайка» стала визитной карточкой, символом легендарной сцены. Она видела всякое: и аншлаги, и пустой зал, и восторженные отзывы, и резкую критику.
Театр пережил скандальный раскол, но остался верен традициям своих отцов-основателей Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. По созданной ими системе и сегодня работают лучшие актеры и педагоги мирового театра и кино.
Актеры и из Камергерского переулка, и с Тверского бульвара заявляют, что они и по сей день единое художественное целое.
Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию книги, имеющиеся в фонде библиотеки.
Пыжова, О. Фрагменты театральной судьбы [Электронный ресурс] / О. Пыжова ; читает Ю. Рудник. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2017. — 1 фк. : зв. (13 час.5 мин.). — На фк. 4 кн.
О рождении легендарного МХАТа, его истории, нравственных и эстетических идеалах будет рассказано в этой книге, основанной на документальных материалах — работах К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, мемуарном наследии, письмах, дневниках, записях бесед и репетиций.
Олег Борисов : Иное измерение [Электронный ресурс] / сост. Ю. Борисов ; читает Л. Броцкая. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2015. — 1 фк. : зв. (11 час.45 мин.). — На фк. 4 книги.
Книга посвящена жизни и творчеству народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР Олега Ивановича Борисова (1929 — 1994) и приурочена к 75-летию со дня рождения. В издание вошли статьи ведущих российских критиков, воспоминания коллег и друзей артиста, его интервью, фрагменты из дневников.
Юрский, Сергей. Кого люблю, того здесь нет [Электронный ресурс] : воспоминания / С. Юрский ; читает В. Герасимов. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2014. — 1 фк. : зв. (7 час.8 мин.). — На фк. 7 книг.
Актер и режиссер Сергей Юрьевич Юрский известен и как автор автобиографической и художественной прозы. «Кого люблю, того здесь нет» – воспоминания о друзьях и близких людях, которых нет уже на этом свете: Юрий Юрский, Георгий Товстоногов, Дмитрий Покровский, Фаина Раневская, Александр Володин, Николай Волков, Евгений Евстигнеев… Книга «написана от переполненного печалью сердца, но рассказывая об ушедших, автор будет стараться вспоминать и много забавного, что было в их жизни и чему он был свидетелем…».
Щепкина-Куперник, Т. Ермолова [Электронный ресурс] / Т. Щепкина-Куперник ; читает В. Самойлов. — Электрон. дан. — М. : ООО «ИПТК «Логосвос», 2019. — 1 ффк. : зв. (10 час.40 мин.). — На фк. 4 кн. — Общее время звучания 54 час 35 мин.
О ней говорят: «Одна из великих актрис Малого, чье имя стало символом русского театра». Нам, никогда не видевшим Марию Николаевну Ермолову на сцене, трудно в полной мере оценить ее талант. Тем не менее, читая о ней, понимаешь, что Ермолова имела какое-то неземное дарование. Этой замечательной актрисе посвящена книга Т. Л. Щепкиной-Куперник.
Табаков, О. Прикосновение к чуду [Электронный ресурс] / О. Табаков ; читает С. Дадыко. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2020. — 1 ффк. : зв. (7 час.33 мин.). — На фк. 5 кн. — Общее время звучания 57 час 14 мин.
«Современник», «Табакерка», МХТ им. А. П. Чехова… Это вехи яркой и единственной творческой биографии в российском театре. Это — биография Олега Табакова, актера, педагога, режиссера, театрального и общественного деятеля — нашего современника.
Иннокентий Смоктуновский: жизнь и роли [Электронный ресурс] : документальная повесть / читает В. Герасимов. — Электрон. дан. — М. : ИПТК «Логосвос», 2012. — 1 ед. : зв. — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.
Эта книга представляет собой документальное повествование о жизни в искусстве Иннокентия Михайловича Смоктуновского, одного из лучших актеров ХХ века, ставшего легендой еще при жизни. Наблюдения и мысли великого артиста, его рассказы о себе соединяются здесь с размышлениями и воспоминаниями друзей, родственников и коллег, деятелей театра и кино, писателей и критиков.
Смоктуновский, И. Меня оставили жить. Быть! [Электронный ресурс] : повесть / И. Смоктуновский ; читает В. Герасимов. — Электрон. дан. — М. : ИПТК «Логосвос», 2012. — 1 ед. : зв. — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : Октябрь, 1996, №10, 12.
Название книги было сформулировано ввиду того, что Смоктуновскому во время детства, а также в военные годы неоднократно угрожала смерть. Биография Иннокентия Смоктуновского описывает не только юность великого актера театра и кино. В произведении слушателям также встретятся интересные факты из его творчества: мнения о ролях в театре, оценка ролей в советском и российском кино. Но основная мысль произведения — это описание атмосферы военного времени, когда опасность жизни грозила каждую секунду. Смоктуновский в своей книге рассказывает и о том, как он участвовал в боях за освобождение Варшавы и других военных действиях.
Козаков, М. Третий звонок [Электронный ресурс] / М. Козаков ; читает В. Герасимов. — Электрон. дан. — М. : ИПТК «Логосвос», 2012. — 1 ед. : зв. — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : // www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : Знамя, 1996, №6.
Михаилу Козакову выпало на долю сыграть роли небывалого диапазона, поставить спектакли, снять фильмы, вошедшие в Золотой фонд отечественного искусства. И еще написать интересно и вдохновенно о том, что случилось с ним самим и с его страной. Перед внимательным читателем его постоянно дополняемой «Актерской книги» предстает сканированная картина целой эпохи — с середины XX до начала XXI века.
Журавлёв, Дмитрий. Жизнь. Искусство. Встречи [Электронный ресурс] : сборник / Д. Журавлёв ; читает В. Герасимов. — Электрон. дан. — М. : ИПТК «Логосвос», 2011. — 1 ед. : зв. — Загл. из сопр. документации. — Режим доступа : http : //www.hksbs.ru, свободный доступ. — С изд. : М. : Всероссийское театральное общество, 1985.
Известный мастер художественного слова, народный артист СССР Д.H. Журавлев рассказывает в своей книге о жизни, работе над сценическим воплощением литературных произведений, о встречах с людьми, влиявшими на его творчество. Отдельные главы посвящены О.Л. Книппер-Чеховой, А.В. Неждановой, Г.С. Улановой, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернаку, И. Оренбургу, С.Т. Рихтеру…