`
06 апреля 2024

Тифлокалендарь. 135 лет со дня рождения тифлосурдопедагога И. А. Соколянского

Иван Афанасьевич Соколянский (1889-1960) – советский дефектолог, специалист в области тифло- и сурдопедагогики. Родился 25 марта 1889 года в станице Динской Краснодарского края в большой казачьей семье.

Закончив школу, Иван Соколянский продолжил обучение в Кубанской учительской семинарии. Затем поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы в Петербурге. Через год перешел в Психоневрологический институт на педагогическое отделение естественно-исторического факультета, в котором учился с 1908 по 1913 год.

Еще до окончания Института в 1910 году И.А. Соколянский был приглашен преподавателем в Александровское училище-хутор для глухонемых, куда он и переехал работать, обговорив себе право ездить в Петербург для сдачи экзаменов.

В 1914 году И.А. Соколянский был призван в армию и находился в рядах Кавказской действующей армии до 1917 года. После Октябрьской революции Соколянский вернулся в Александровское училище. В 1919 году организовал в г. Умани школу для глухонемых детей и работал там до 1920 года, одновременно заведуя городским отделом народного образования.

В первые годы Советской власти И.А. Соколянский явился одним из основателей системы образования дефективных детей. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, которые объединяли всю научно-практическую работу по дефектологии.

С 1923 года И.А. Соколянский организует в Харькове обучение слепоглухонемых, и начинает научно-исследовательскую работу в этой области.

В 1926 году И.А. Соколянский был утвержден в должности профессора по кафедре дефектологии факультета социального воспитания Института народного образования. С 1930 года он становится директором только что организованного в Харькове НИИ педагогики и заведует там отделом дефектологии.

Приступая к работе с группой слепоглухих детей, И.А. Соколянский хотел создать новую систему обучения слепоглухих речи. На первый план в обучении он поставил задачу их умственного развития, для чего нужно было прежде всего создать доступные для слепоглухого ребенка средства общения – жесты, а не устную речь, как многие тогда полагали.

На научной конференции Государственного педагогического института дефектологии в марте 1940 г. И.А. Соколянский делает доклад, посвященный опыту работы со слепоглухими, в котором выдвигает задачу бытового освоения как первоначальную задачу «окультуривания» или «очеловечения» слепоглухонемого.

Соколянский со слепоглухой ученицей Ольгой Скороходовой.

В 1947 году выходит из печати под редакцией И.А. Соколянского книга слепоглухой О.И. Скороходовой «Как я воспринимаю окружающий мир».

Оценивая книгу, советский психолог А.Н. Леонтьев писал, что «главный интерес духовного очеловечивания слепоглухонемых состоит в том, что ставится огромной важности вопрос – вопрос о природе сознания».

В 1951 году Соколянский начинает работать уже по совершенно другой тематике – разработке обучения взрослых глухих. Для неграмотных взрослых глухих он создает букварь, в котором в качестве первоначального средства словесного общения выступает дактильное слово – в виде рисунка серии пальцевых знаков, обозначающих буквы.

В обучении слепоглухих письменной речи и языку И.А. Соколянский предложил использовать разработанный им оригинальный метод, получивший название «системы параллельных текстов». Согласно этой системе обучение строится на сопоставлении текстов-образцов, даваемых учителем, и «спонтанных» текстах слепоглухонемого, отражающих свое собственное содержание, но по словесно-грамматическому оформлению ориентированному на образцы.

И.А. Соколянский трудился над созданием нескольких специальных технических средств, среди которых телетактор – прибор, с помощью которого можно было общаться со слепоглухонемыми, «Читальная машина», за которую И.А. Соколянский был награжден Золотой медалью ВДНХ СССР в 1960 году, «Дактилятор» – прибор для одновременного контакта с любым количеством слепоглухих. «Мобильограф» – прибор для записи двигательных непроизвольных реакций у слеполухих детей, «Неоновый фотоскоп для глухих» (Брайлевский экран) и другие. Именно И.А. Соколянским был впервые создан метод обучения слепоглухонемых как некая система научного знания.

В 1981 году Соколянскому  (совместно с Александром Мещеряковым) посмертно была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей.

Библиография

Соколянский Иван Афанасьевич: основатель советской тифлосурдопедагогики // Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих. 2024 год / Российская государственная библиотека для слепых. – Москва, 2023. – С.79 – 88.

12 июля 2024

Новые меры поддержки для семей

Семьи Хабаровского края могут получить миллион рублей при рождении третьего или последующих детей на погашение ипотеки
Читать далее
11 июля 2024

Шоколадный вкус приключений

Час развлечений к Всемирному дню шоколада
Читать далее