Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
Тифлокалендарь. 135 лет со дня рождения тифлосурдопедагога И. А. Соколянского
Иван Афанасьевич Соколянский (1889-1960) – советский дефектолог, специалист в области тифло- и сурдопедагогики. Родился 25 марта 1889 года в станице Динской Краснодарского края в большой казачьей семье.
Закончив школу, Иван Соколянский продолжил обучение в Кубанской учительской семинарии. Затем поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы в Петербурге. Через год перешел в Психоневрологический институт на педагогическое отделение естественно-исторического факультета, в котором учился с 1908 по 1913 год.
Еще до окончания Института в 1910 году И.А. Соколянский был приглашен преподавателем в Александровское училище-хутор для глухонемых, куда он и переехал работать, обговорив себе право ездить в Петербург для сдачи экзаменов.
В 1914 году И.А. Соколянский был призван в армию и находился в рядах Кавказской действующей армии до 1917 года. После Октябрьской революции Соколянский вернулся в Александровское училище. В 1919 году организовал в г. Умани школу для глухонемых детей и работал там до 1920 года, одновременно заведуя городским отделом народного образования.
В первые годы Советской власти И.А. Соколянский явился одним из основателей системы образования дефективных детей. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, которые объединяли всю научно-практическую работу по дефектологии.
С 1923 года И.А. Соколянский организует в Харькове обучение слепоглухонемых, и начинает научно-исследовательскую работу в этой области.
В 1926 году И.А. Соколянский был утвержден в должности профессора по кафедре дефектологии факультета социального воспитания Института народного образования. С 1930 года он становится директором только что организованного в Харькове НИИ педагогики и заведует там отделом дефектологии.
Приступая к работе с группой слепоглухих детей, И.А. Соколянский хотел создать новую систему обучения слепоглухих речи. На первый план в обучении он поставил задачу их умственного развития, для чего нужно было прежде всего создать доступные для слепоглухого ребенка средства общения – жесты, а не устную речь, как многие тогда полагали.
На научной конференции Государственного педагогического института дефектологии в марте 1940 г. И.А. Соколянский делает доклад, посвященный опыту работы со слепоглухими, в котором выдвигает задачу бытового освоения как первоначальную задачу «окультуривания» или «очеловечения» слепоглухонемого.
Соколянский со слепоглухой ученицей Ольгой Скороходовой.
В 1947 году выходит из печати под редакцией И.А. Соколянского книга слепоглухой О.И. Скороходовой «Как я воспринимаю окружающий мир».
Оценивая книгу, советский психолог А.Н. Леонтьев писал, что «главный интерес духовного очеловечивания слепоглухонемых состоит в том, что ставится огромной важности вопрос – вопрос о природе сознания».
В 1951 году Соколянский начинает работать уже по совершенно другой тематике – разработке обучения взрослых глухих. Для неграмотных взрослых глухих он создает букварь, в котором в качестве первоначального средства словесного общения выступает дактильное слово – в виде рисунка серии пальцевых знаков, обозначающих буквы.
В обучении слепоглухих письменной речи и языку И.А. Соколянский предложил использовать разработанный им оригинальный метод, получивший название «системы параллельных текстов». Согласно этой системе обучение строится на сопоставлении текстов-образцов, даваемых учителем, и «спонтанных» текстах слепоглухонемого, отражающих свое собственное содержание, но по словесно-грамматическому оформлению ориентированному на образцы.
И.А. Соколянский трудился над созданием нескольких специальных технических средств, среди которых телетактор – прибор, с помощью которого можно было общаться со слепоглухонемыми, «Читальная машина», за которую И.А. Соколянский был награжден Золотой медалью ВДНХ СССР в 1960 году, «Дактилятор» – прибор для одновременного контакта с любым количеством слепоглухих. «Мобильограф» – прибор для записи двигательных непроизвольных реакций у слеполухих детей, «Неоновый фотоскоп для глухих» (Брайлевский экран) и другие. Именно И.А. Соколянским был впервые создан метод обучения слепоглухонемых как некая система научного знания.
В 1981 году Соколянскому (совместно с Александром Мещеряковым) посмертно была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей.
Библиография
Соколянский Иван Афанасьевич: основатель советской тифлосурдопедагогики // Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих. 2024 год / Российская государственная библиотека для слепых. – Москва, 2023. – С.79 – 88.