`
12 октября 2021

В помощь дефектологу: новые поступления литературы за первое полугодие 2021 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за первое полугодие 2021 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «НОДА», «ЗПР», «Аутизм», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Нарушение слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Дети должны учиться вместе [Текст] // Русский инвалид. — 2021. — №1-2. — С. 30-31.

На круглом столе РООИ «Перспектива» 17.12.2020 г. были обсуждены актуальные вопросы образования детей с ОВЗ и инвалидностью. По результатам обсуждения составлена резолюция с рекомендациями Министерству просвещения РФ, Совету по вопросам образования лиц с ОВЗ и детей-инвалидов, региональным органам образования и органам местного самоуправления.

Зотова, Е.  Леонид Тарасов: «Настоящий танец невозможно удержать…» [Текст] / Е. Зотова // Русский инвалид. — 2021. — №1-2. — С. 24-25.

Международный благотворительный танцевальный фестиваль «Inclusive Dance» проводится ежегодно с 2013 года. Фестиваль направлен на популяризацию и развитие танцевального искусства как средства эффективной социальной интеграции и реабилитации инвалидов.

Зотова, Е.  Это — фильмы про надежду! [Текст] : о X Международном фестивале «Кино без барьеров» / Е. Зотова // Русский инвалид. — 2021. — №1-2. — С. 21-23.

В программе кинофестиваля собраны снятые в самых разных жанрах лучшие фильмы со всего мира, которые рассказывают о жизни и проблемах людей с инвалидностью.

Ивакина, Л. А. Организация занятий в плавательном бассейне с детьми с ОВЗ [Текст] / Л. А. Ивакина, Е. А. Вишнякова // Дошкольное воспитание. — 2021. — №5. — С. 79-84.

В статье затрагиваются вопросы организации занятий с детьми с ОВЗ в плавательном бассейне в условиях ДОО. Обозначены возникающие в процессе обучения сложности и предложены способы их преодоления. Материал может быть использован инструктором по физической культуре в практической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Козырева, О.А. Аттитюды будущих педагогов в отношении инклюзивной культуры [Текст] / О.А. Козырева // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 5-9.

В данной статье обозначены причины позитивного отношения к инклюзивной культуре и барьеры, мешающие ее становлению. На готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии оказывает влияние уровень сформированности их инклюзивной культуры.

Любимова, Е. С. Организационные технологии инклюзивного образовательного пространства [Текст] / Е. С. Любимова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 22-26.

В статье раскрыта классификация педагогических и организационных технологий инклюзивного образования.

Мурашова, И. Ю. Мистерия адаптированных программ общего образования детей с ОВЗ [Текст] / И. Ю. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2021. — №4. — С. 2-8.

В статье излагается и анализируется проблема возникающих  заблуждений и стереотипов в общем образовании детей с ОВЗ по дифференциации понятий АОП и АООП. На основе теоретического анализа действующего ФЗ об образовании, пошагово опровергаются мифы, царящие в определенных кругах педагогического сообщества. Материалы статьи могут быть полезны логопедам, психологам, воспитателям, работающим по АОП с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Петрова, Е. Ф. Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ и формирования коррекционно-логопедической компетенции родителей [Текст] / Е. Ф. Петрова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 50-52.

Описание дистанционных занятий в режимах офлайн и онлайн, подготовка к занятиям, «секреты» работы в прямом эфире, организация занятий по постановке звуков.

Полонская, Л.  Волонтер в мире равных [Текст] / Л. Полонская // Будь здоров. — 2021. — №5. — С. 81-88.

Статья посвящена волонтерам-инвалидам. Инклюзивным волонтерством считается активная деятельность людей с инвалидностью, когда они являются не объектом, а источником помощи окружающим людям.

Попова, Д. С. Родительская компетентность как инструмент формирования навыков самообслуживания у детей с ОВЗ [Текст] / Д. С. Попова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 92-96.

Дети с ОВЗ нуждаются в особой коррекционно-развивающей программе, которая позволит им адаптироваться в социуме. Важный шаг на пути к социализации — это формирование навыков самообслуживания, для развития которых огромную роль играет правильный подход родителей.

Спиридонова, Н. В. Современные модели организации инклюзивного образования в детском саду [Текст] / Н. В. Спиридонова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 27-33.

Практикуемые в образовательной организации инклюзивные практики отличаются мобильностью, позволяют выстраивать индивидуальный маршрут социализации для каждого «особого» ребенка, применяя наиболее подходящие варианты интеграции, опираясь на ресурсную базу детского сада и его социальных партнеров.

Фалеева, В. В. Пространственная ориентация — путь во взрослую жизнь! [Текст] / В. В. Фалеева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №4. — С. 52-58.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ОВЗ по развитию ориентации в пространстве, пространственных представлений, пространственных отношений. Авторские методики развития сенсорных процессов, развития восприятия пространства в ходе игровой деятельности.

Хвастунова, Е. П. Формирование готовности к инклюзивному образованию у студентов педагогического ВУЗа в условиях реализации ФГОС ВО 3++ [Текст] / Е. П. Хвастунова, А. В. Андропова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 40-47.

Обоснована необходимость формирования у будущих педагогов универсальных и общепрофессиональных компетенций по овладению готовностью к обучению и сопровождению детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе.

Черкасова, Ю. А. Изучение готовности работодателей к трудоустройству выпускников университета с инвалидностью [Текст] / Ю. А. Черкасова, О. А. Козырева // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 12-20.

Шаповалова, О. Е. Коррекция и развитие внимания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 5-11.

В статье обобщаются имеющиеся в науке данные, характеризующие внимание обучающихся с ОВЗ и приводятся практически апробированные задания, направленные на его коррекцию и развитие.

Шляпина, М. В. Развивающая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Шляпина // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 7-12.

Описание проекта, новизна которого состоит во внедрении инновационных форм развивающего взаимодействия с дошкольниками и родителями с использованием современных ЗОТ на базе интерактивного оборудования сенсорной комнаты.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Абрамова, В. В. Эффективное использование многофункционального панно «Веселая полянка» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР [Текст] / В. В. Абрамова, В. В. Овчинникова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 38-40.

Акбари, К. А. Развитие связной речи. Логопедические сказки для детей 4-7 лет [Текст] / К. А. Акбари // Дошкольное воспитание. — 2021. — №3. — С. 65-68.

Алферова, О. А. Игровые приемы для стимуляции интереса дошкольников к логопедическим занятиям [Текст] / О. А. Алферова // Игра и дети. — 2021. — №2. — С. 15.

Артемова, С. А. Дистанционные формы организации взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями в процессе коррекции общего недоразвития речи [Текст] / С. А. Артемова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 85-91.

В статье рассматриваются возможности дистанционных технологий в процессе взаимодействия педагогов ДОУ, освещается опыт реализации проекта по организации деятельности логопеда и воспитателя группы детей с ОНР по привлечению родителей к коррекционному процессу в дистанционном формате.

Ахатова, Р. В. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей возрастной группы с диагнозом ОНР [Текст] / Р. В. Ахатова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 31-37.

Показан пример индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника с ОНР, приводится пример плана психолого-педагогического сопровождения.

Волкова, О. В. Конспект фронтального занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Дикие животные» [Текст] / О. В. Волкова, И. П. Козлова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 42-43.

Галимова, Г. Р. Студия риторики как средство воспитания художественной речи у детей [Текст] / Г. Р. Галимова, А. А. Акулич // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 13-15.

Описание метода технологии проектной деятельности, способствующего развитию речевого творчества дошкольников.

Германовичене, Е.Н. Парциальная программа психолого-речевого воспитания «Калейдоскоп» для работы с детьми среднего дошкольного возраста [Текст] Е.Н. Германовичене, С.В. Литвяк // Дошкольная педагогика. – 2021. — №3. – С.10-14.

Применение программы поможет детям с нарушениями психологического и речевого развития осваивать основную образовательную программу: позволит с четырехлетнего возраста, то есть еще до поступления в школу, помочь будущим школьникам в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Цель программы – удовлетворение особых образовательных потребностей, направленных на речевое и психологическое развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Даются основные принципы программы, методы и структура деятельности, план работы.

Емельянова, И.  Познавательная активность детей с общим недоразвитием речи  [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. — 2021. — №4. — С. 48-57.

Дидактическая игра рассматривается как средство формирования познавательной активности старших дошкольников с нарушениями речи. Проведен подбор и систематизация игр с учетом развития речи, познавательных психических процессов, психомоторики, установления межличностных отношений с детьми и взрослыми.

Кириллова, Ю. А. Конспект физкультурной НОД для детей старшей группы с ТНР «Обитатели водоемов. Весеннее путешествие» [Текст] / Ю. А. Кириллова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 49-52.

Корлатяну, И. Н. Использование потенциальных возможностей для психомоторного развития детей с ТНР [Текст] / И. Н. Корлатяну, Т. В. Яковлева, О. М. Яковлева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 47-48.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста с речевым недоразвитием направлены на коррекцию и развитие сенсомоторного строя речи, позволяющие избирательно воздействовать на двигательную сферу специально подобранными упражнениями.

Крикленко, О. В. Игровой самомассаж как средство коррекции звукопроизношения у детей с ТНР [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2021. — №1. — С. 62-65.

Описание нескольких комплексов игрового самомассажа лица, шеи и ушей, которые разработаны по стихотворениям автора статьи и подобраны к определенной лексической теме.

Кузьмина А.С. Обучение детей с ТНР и функциональным нарушением зрения пересказу по серии сюжетных картинок на материале сказок В. Сутеева «Петух и Краски», «Мышонок и Карандаш» [Текст] / Кузьмина А.С. // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 44-46.

Одно из главных направлений в работе по развитию навыка связного высказывания — это пересказ, помогающий активно развивать внимание и память. Автор предлагает материал по обучению детей с особыми возможностями здоровья пересказу по серии сюжетных картинок к сказкам В. Сутеева «Петух и Краски» и «Мышонок и Карандаш».

Куликова, Е. В. Индивидуальное игровое занятие с ребенком 4 лет (ОНР, I-II уровни речевого развития) [Текст] / Е. В. Куликова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №1. — С. 41-42.

Конспект занятия с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи.

Матюшевская, И. С. Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Школа юных автолюбителей» [Текст] / И. С. Матюшевская // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 40-42.

Рахимкулова, А. Ф. Конспект ООД по познавательному развитию «Космическое путешествие» в старшей группе для детей с ТНР [Текст] / А. Ф. Рахимкулова, Н. Р. Гринько, О. А. Никифорова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 51-55.

Занятие разработано с целью закрепления темы «Космос» во взаимодействии воспитателя и учителя-логопеда.

Ромашко, Е. В. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда для детей 5-6 лет с ТНР [Текст] / Е. В. Ромашко, Р. Ф. Колпакова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 44-46.

Рябушкина, Т. В. Непрерывная образовательная деятельность по рисованию с использованием техники эбру «Радужное волшебство» в старшей группе для детей с ТНР [Текст] / Т. В. Рябушкина, Е. В. Чувашева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 38-39.

Сивкова, Е. А. Изготовление логопедических игр и пособий в процессе ручного труда в старшей группе для детей с ТНР [Текст] / Е. А. Сивкова, Е. А. Ламанова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №1. — С. 48-51.

Смирнова, С. М. Организация коррекционного речевого центра в группе для детей с ТНР [Текст] / С. М. Смирнова, М. Л. Чернова, С. В. Владимирова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 45-46.

При создании такого речевого центра реализуется один из главных принципов ФГОС ДО — индивидуализация педагогического процесса, то есть создание такой предметно-пространственной среды, которая обеспечивает успешность ребенку в освоении программных задач при взаимодействии с педагогами группы.

Черепанова, С. А. Использование современных методов восстановительной медицины при комплексной реабилитации детей с нарушением речи [Текст] / С. А. Черепанова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 76-79.

В статье представлено содержание консультации учителя-логопеда с педагогами с целью формирования представлений о современных методах реабилитации детей с нарушениями речи.

Шабалина, Н. Н. Развитие речеслуховой памяти [Текст] : игры для детей с ОНР / Н. Н. Шабалина // Дошкольное воспитание. — 2021. — №1. — С. 62-67.

Описание игр и упражнений для развития речеслуховой памяти.

Шаровар, А. И. Развитие навыка ведения диалога в формате сюжетно-ролевой игры у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / А. И. Шаровар // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 74-79.

Как показало диагностическое исследование уровня сформированности диалогической речи дошкольников с ОНР, большинство детей нуждаются в специальной помощи по развитию диалогической формы речи.

Шихотарова, М. Ю. Криотерапия в работе с детьми и подростками с нарушениями речи [Текст] / М. Ю. Шихотарова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 95-98.

В статье представлен опыт использования нетрадиционной терапии — криотерапии — с целью активизации речевого, психического развития у воспитанников центра социальной реабилитации.

Шубина, К. А. Применение инновационных логопедических технологий в коррекции дизартрии [Текст] / К. А. Шубина // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 47-49.

Для повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» наиболее целесообразными и эффективными являются: психосоматическая гимнастика и ритмика, сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика

ЛОГОПЕДИЯ

Бабаева, Д. И. Результаты диагностического исследования особенностей звукопроизношения детей в условиях логопункта, дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Д. И. Бабаева // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 35-39.

Бабинова, Н. В. Организация взаимодействия педагога-психолога, дефектолога и логопеда в работе с неговорящими детьми раннего возраста [Текст] / Н. В. Бабинова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 39-44.

В статье рассматривается содержание деятельности педагога-психолога, дефектолога и учителя-логопеда с неговорящим ребенком раннего возраста, определяются важные направления работы — развитие эмоционально-волевой сферы, развитие зрительно-пространственных представлений, развитие понимания речи. Приводятся примеры эмоциональных игр, которые помогают педагогу установить эмоциональный контакт с ребенком.

Багаева, В. В. Методы и приемы работы с неговорящим ребенком [Текст] / В. В. Багаева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 48-50.

Все описываемые в статье методы и приемы, которые автор применяет в своей работе, направлены на активизацию речевой деятельности неговорящих детей.

Бондарева, А. А. Фонологические нарушения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / А. А. Бондарева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №1. — С. 45-47.

Итоги обследования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста по методике Е.Ф. Архиповой.

Волкова, Г. А. Система комплексного воздействия на детей в раннем периоде заикания [Текст] / Г. А. Волкова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 8-11.

Специалист по заиканию у детей Г.А. Волкова рассказывает о причинах возникновения заикания и о том, как помочь ребенку справиться с этим недугом.

Матвеева, А. В. Виртуальное партнерство учителя-логопеда и семьи как залог успешной коррекции ребенка с ОВЗ [Текст] / А. В. Матвеева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 62-63.

Русских, В. И. Игры для развития сенсорных ощущений и речевых навыков у неговорящего ребенка [Текст] / В. И. Русских // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 61-63.

Предлагаемые в статье игры способствуют развитию сенсорных ощущений и речевых навыков ребенка.

Сартакова, А. С. Перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности с неговорящим ребенком [Текст] / А. С. Сартакова, Е. В. Ставер, И. А. Бибик // Дошкольная педагогика. — 2021. — №4. — С. 34-39.

Цель первого этапа работы — вызвать подражательную речевую деятельность ребенка в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

Токмина, Е. В. Логоритмическое занятие на тему «Гонцы весны» для детей с 6 до 7 лет [Текст] / Е. В. Токмина, Ф. В. Четаева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №4. — С. 40-41.

НАРУШЕНИЯ  ИНТЕЛЛЕКТА

Анисимова, Г. И. Развитие речи и моторики у обучающихся с ОВЗ на основе музыкально-педагогической концепции К. Орфа [Текст] / Г. И. Анисимова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 80-87.

Современное видение научного музыкально-ритмического наследия немецкого педагога нашло отражение в эффективной коррекционной работе учителя музыки на специальных уроках по развитию у детей с интеллектуальными нарушениями двигательной, речевой, эмоционально-волевой сферы.

Афанасьева, Р. А. Игры-драматизации в условиях лекотеки [Текст] / Р. А. Афанасьева, А. А. Пшенко // Дошкольное воспитание. — 2021. — №3. — С. 60-64.

В статье выделяются основные этапы работы по формированию навыков драматизации сказки у дошкольников с ООП. Подчеркивается значение рациональной организации данного направления работы в условиях лекотеки для развития основ коммуникативных умений и социальных представлений.

Водник, М. Меняем мир вместе Текст] / М. Водник // Надежда. – 2021. — №6. – С. 6-7.

С 22 марта по 7 апреля по инициативе Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) состоялся онлайн-семинар по подготовке специалистов-экспертов в области создания безбарьерной среды для детей с инвалидностью и людей с ментальными нарушениями по программе обучения Системы добровольной сертификации ВОИ «Мир, доступный для всех».

Кесслер, Л. И. Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью [Текст] / Л. И. Кесслер, Е. В. Полторацкая // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 29-30.

Конспект занятия для дошкольников с умственной отсталостью по теме «Домашние птицы».

Фролова, Ю. А. Применение информационных технологий учителем-дефектологом в развитии познавательной и речевой деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях ФГОС ОУО [Текст] / Ю. А. Фролова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 99-104.

В статье раскрывается актуальное применение информационных технологий в работе учителя-дефектолога специальной (коррекционной) школы в развитии познавательной и речевой деятельности обучающихся на современном этапе развития образования, а также вопросы создания оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с интеллектуальной недостаточностью АООП.

Шилова, А. П. Разработка методических рекомендаций «Особенности преподавания учебных предметов для обучающихся с интеллектуальными нарушениями» [Текст] / А. П. Шилова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 48-56.

Статья посвящена применению современных наглядных пособий в образовательном процессе при работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью в свете требований ФГОС ОУО.

Якель, В. И. План-конспект индивидуального занятия педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью [Текст] / В. И. Якель // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 60-61.

АУТИЗМ

Ахметзянова, А. И. Нейропсихологическое сопровождение детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра [Текст] / А. И. Ахметзянова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 41-46.

В последние годы развиваются нейропсихологические теории, направленные на поиск механизмов, объясняющих основные проявления аутизма. Целью данной статьи является выявление особенностей развития дошкольников с РАС.

Ежова, Т. Г. Опыт инклюзивного образования с дошкольниками [Текст] / Т. Г. Ежова, А. М. Сибагатулина, А. М. Хасанова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 39-41.

Описание опыта и итога работы с воспитанниками детского сада, имеющими особенности развития: нарушение зрения, РАС.

Кабирова, Ю. Р. Обучение сюжетно-ролевой игре как элемент подготовки к инклюзии детей с РАС и ЗПР [Текст] / Ю. Р. Кабирова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №4. — С. 42-44.

Развитие способности играть в сюжетно-ролевые игры позволяет решить несколько важнейших задач обучения и воспитания ребенка с РАС и ЗПР: позволяет продуктивно организовать свободное время, создает предпосылки совместной деятельности, создает механизмы моделирования внешней среды, создает возможности для «самокоррекции».

Калашникова, А. Р. Особенности формирования устной коммуникации детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А. Р. Калашникова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 47-55.

В статье рассматривается проблема социализации детей с РАС, предлагаются пути совершенствования их коммуникативной практики.

Кондратьева, С.Ю. Особенности работы с семьей воспитанника с расстройствами аутистического спектра (РАС) [Текст] / С.Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. – 2021. — №3. – С.4-6.

В статье говорится о том, что воспитание детей в семье и в детском саду должно преследовать единые цели и задачи, с которыми родители и педагоги должны быть ознакомлены вовремя и одновременно. В работе с родителями детей с РАС необходимо учитывать ряд важных моментов, без чего трудно понять их позицию и, следовательно, установить продуктивный контакт с семьей каждого воспитанника. Без этого, как показывает опыт, помощь детям с аутизмом не становится эффективной в той степени, в которой можно было бы рассчитывать.

Косивец, М. А. Особенности игровых навыков старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / М. А. Косивец, Е. С. Федосеева // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 29-34.

В статье представлены результаты теоретического анализа современных исследований по проблеме особенностей становления игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Охарактеризованы основные навыки и критерии их оценки в зависимости от вида игры и динамики ее формирования в дошкольном возрасте.

Кропова, О. А. Особенности логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О. А. Кропова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 48-50.

Опыт работы с детьми с РАС, с системным недоразвитием речи тяжелой степени.

Татаурова, Ю. А. Организационно-управленческие подходы к обеспечению психолого-педагогических условий качества образования детей с РАС и ЗПР [Текст] / Ю. А. Татаурова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №4. — С. 61-67.

Описание проекта по эффективной помощи детям с РАС и ЗПР: цель, задачи, содержание этапов.

ЗПР

Гладун, Л.  Изучение и коррекция развития графомоторных навыков детей с ЗПР [Текст] / Л. Гладун, С. Куроптева // Дошкольное воспитание. — 2020. — №12. — С. 63-70.

В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования графомоторных навыков дошкольников. Названы характерные трудности их формирования у детей с ЗПР, выделены их причины. Авторы дают обоснование методическим рекомендациям по осуществлению коррекционной деятельности, практическим воплощением которых является рабочая тетрадь. Представлен комплекс упражнений, даны методические комментарии.

Гуляйкина, Е. А. Использование геймификации для развития познавательного интереса при обучении детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. А. Гуляйкина // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 16-21.

Термин «геймификация» означает привнесение игровой составляющей в неигровую форму.

Карабанова, Т. В. Неделя здоровья в детском саду [Текст] / Т. В. Карабанова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 32-33.

Сценарий физкультурного развлечения для группы дошкольников с ЗПР «В поисках берлоги». Цель занятия — пропаганда здорового, активного образа жизни.

Крупская, Е. Г. Изучение внеурочной деятельности обучающихся начальных классов с задержкой психического развития [Текст] / Е. Г. Крупская // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 63-73.

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности, имеет в своей основе задачи воспитания, обеспечивает содержательное единство учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.

Литвяк, С. В. Значение перцептивных панно (самодельных бизибордов) для сенсорного развития и становления познавательных процессов детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) [Текст] / С. В. Литвяк // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 64-66.

Одним из вариантов развития детей с нарушениями и задержкой развития может быть бизиборд, который позволяет проводить обучение в более активном игровом формате. Описание создания и использования авторских сенсорных панно (бизибордов).

Минаев, С. В. Специфика условий социальной интеграции подростков с задержкой психического развития в школьной среде [Текст] / С. В. Минаев // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 21-28.

Описаны результаты исследования, направленного на выявление специфики условий социальной интеграции подростков с ЗПР в школьной среде. Опубликованы результаты анкетирования родителей, педагогов и старшеклассников, направленные на выявление готовности субъектов образования к интеграции подростков с ЗПР в среду общеобразовательной школы.

Пашинова, О. В. Социальное взаимодействие детей с ЗПР в театрализованной игре [Текст] / О. В. Пашинова // Дошкольное воспитание. — 2021. — №2. — С. 58-66.

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на повышение уровня социального взаимодействия старших дошкольников с задержкой психического развития.

Плесовских, Л. Н. Развитие познавательной активности у детей 5-7 лет с ЗПР через экологическое образование [Текст] / Л. Н. Плесовских, А. С. Гевондян // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 34-35.

Описание проекта «Познаю мою Югру», направленного на повышение уровня познавательной активности у детей с ЗПР.

Талыбова, Л. Г. Развитие межполушарных связей у детей с ЗПР [Текст] / Л. Г. Талыбова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №3. — С. 62-64.

Предлагаемая методическая разработка состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного и начального школьного возраста.

НОДА

Богданова, О. В. Анализ потребностей обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ассистивных технологиях [Текст] / О. В. Богданова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 34-40.

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют чрезвычайно разнообразную группу по своим двигательным, речевым, познавательным возможностям. Ассистивные технологии позволяют преодолеть некоторые ограничения, но их подбор требует тщательного анализа и соответствия устройств и программ потребностям и возможностям обучающихся.

Ларина, Е. А. Иппотерапия как комплексный коррекционно-развивающий метод реабилитации детей с ДЦП [Текст] / Е. А. Ларина // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 66-75.

В статье раскрывается механизм воздействия метода, противопоказания; освещаются основные характеристики клинической картины ДЦП и его форм. Также рассматривается применение логопедического воздействия в ходе иппотерапевтических занятий.

Парамонова, Г. В. Использование компьютерных технологий в работе с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Г. В. Парамонова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №2. — С. 10-15.

Автор статьи подробно описывает преимущества компьютера на занятиях с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Волошина, К.  «И творчество, и чудотворство» [Текст] : о выставке работ глухих художников / К. Волошина // Русский инвалид. — 2021. — №1-2. — С. 18-20.

Выставка с таким названием, организованная ВОГ и Национальным фондом поддержки правообладателей прошла в Музее печатной графики.

Ершова, Е. Г. Инклюзивное образование. Из опыта работы [Текст] / Е. Г. Ершова, О. Н. Фортанова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №4. — С. 45-48.

Пример опыта работы с ребенком, имеющим нарушения слуха и аутизм.

Зотова, Е.  Мы пользуемся слухом круглосуточно [Текст] / Е. Зотова // Русский инвалид. — 2021. — №3-4. — С. 21.

Об онлайн-конференции, приуроченной к Международному дню охраны здоровья уха и слуха. Приводится содержание разговора участников конференции — директора Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии России Николая Дайхеса и начальника научно-клинического отдела аудиологии, слухопротезирования и слуховой реабилитации Антона Мачалова.

Кадырова, С. Ж. Когда замерли звуки [Текст] : беседа к 95-летию со дня образования Всероссийского общества глухих (26.09.1926) для учащихся 5-7 классов  / С. Ж. Кадырова // Читаем, учимся, играем. — 2021. — №6. — С. 55-59.

Беседа для школьников о важности внимательного и уважительного отношения к людям со слабым слухом, правила общения с глухими и слабослышащими.

Кожанова, В. А. Особенности речевой коммуникации в профессиональном дискурсе сурдопедагога [Текст] / В. А. Кожанова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 80-84.

В статье определяются условия и особенности речевой коммуникации сурдопедагога в рамках профессионального дискурса, представлена взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения. Освещается важность просветительской и педагогической работы сурдопедагога с родителями, имеющими детей с нарушениями слуха.

Хорошавина, Е.  Подготовка к инклюзии глухих и слабослышащих детей [Текст] : методическое пособие / Е. Хорошавина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : РГБС, 2020. — 80 с. — (Заочная школа для родителей).

В пособии даны рекомендации по подготовке глухих и слабослышащих детей к инклюзии — включению в активную общественную жизнь, чтобы они могли успешно реализовать себя в социуме. Оно адресовано родителям детей с нарушением слуха, учителям и воспитателям коррекционных школ для таких детей.