`
18 октября 2022

В помощь дефектологу: новые поступления литературы за первое полугодие 2022 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 1-е полугодие 2022 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «НОДА», «ЗПР», «РАС», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Нарушение слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Абкович, А. Я. Адаптивная физическая культура в системе общего образования обучающихся с ОВЗ: специальные условия реализации учебной дисциплины [Текст] / А. Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 4. — С. 12-18.

В статье представлены особенности преподавания учебного предмета «АФК» в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы на уровне начального и основного общего образования. Автор затрагивает вопросы организации дифференцированных специальных условий обучения детей с ОВЗ разных нозологических групп на уроках адаптивной физической культуры.

Библиотерапия как один из методов арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ  [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 5. — С. 25-26.

Конспект занятия по библиотерапии для детей старшего дошкольного возраста.

Борисенко, Т. В. Организация коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ посредством личностно ориентированного подхода  [Текст] / Т. В. Борисенко // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 3. — С. 48-52.

В данной статье автор представляет свой опыт работы по эффективной комплексной оценке качества организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, а также делится полученными результатами.

Виттманн, Х.  Инклюзия через разнообразие подходов к обучению в школах Баварии (Германия) [Текст] / Х. Виттманн // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 17-26.

Хельмут Виттманн имеет многолетний опыт по обучению детей с ООП. Автор более 100 работ и статей в сфере образования. В статье представлен эволюционный путь инклюзивного образования Баварии (Германии). Дается подробный алгоритм развития, формы и модели, принципы инклюзии как позитивного понятия совместной жизнедеятельности людей во всем многообразии их особенностей.

Гнеденко, Я. С. Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития и нарушениями поведения в условиях стационарных учреждений социального обслуживания [Текст] / Я. С. Гнеденко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 2. — С. 52-66.

В статье приводятся экспериментальные данные, способствующие повышению количества коммуникативных навыков доступных воспитанникам с ТМНР.

Головчиц, Л. А. Проектирование индивидуальной программы коррекционной работы в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста со сложными сенсорными нарушениями [Текст] / Л. А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 3. — С. 56-67.

В статье рассматриваются вопросы организации и содержания образования детей дошкольного возраста, имеющих сложные сенсорные нарушения. Основное внимание уделено вопросам проектирования индивидуальных программ коррекционной работы: анализируются этапы работы, роль участников педагогического процесса, конкретное наполнение целевого, организационного и содержательного разделов ИПКР.

Дидактические игры своими руками как средство познавательного развития детей с ОВЗ [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 4. — С. 44-45.

В статье раскрывается опыт работы по познавательному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения дидактической игры. Подробно рассматривается метод дидактических игр как наиболее эффективный в работе дошкольного образовательного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Игнатова, Н. С. Мастер-класс как одна из форм включения родителей воспитанников в коррекционно-развивающий процесс [Текст] / Н. С. Игнатова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 1. — С. 63-66.

Автор статьи рассказывает об опыте проведения мастер-классов, как одной из наиболее удобных форм обучения и закрепления практических навыков в деле повышения педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ в ДОУ. Приводится пример мастер-класса по изготовлению лэпбука «Матрешка» с родителями и детьми.

Кондратьева, С. Ю. Развитие математических представлений и профилактика графической дискалькулии у дошкольников в условиях образовательной организации [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 3. — С. 31-33.   Предложен конспект индивидуального коррекционного занятия с ребенком 5-6 лет.

Микляева, Н. В. Использование тестов Н. И. Озерецкого в диагностике и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 3. — С. 49-55.

В статье раскрывается исторический аспект разработки мотометрической шкалы и батареи тестов Н. И. Озерецкого, обобщаются направления их использования в практике работы специалиста коррекционного профиля, приводятся конкретные примеры диагностических и психокоррекционных заданий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Лаврова, Г. Н. Особенности педагогической диагностики детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / Г. Н. Лаврова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 1. — С. 36-47.

В статье рассматривается технология педагогической диагностики детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с целью отбора конкретного содержания воспитательной и коррекционно-образовательной работы, направленной на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей конкретного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации.

Ларина, Е. А. Практика психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью в труднодоступных территориях сельских муниципальных образованиях [Текст] / Е. А. Ларина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 83-88.

В статье поднимаются вопросы оказания социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в условиях сельской местности. Рассматриваются основные направления деятельности «Службы ранней помощи» по оказанию психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в Солнечном районе Хабаровского края.

Любимова, Е. С. Научные взгляды на совершенствования трудовых навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] / Е. С. Любимова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 17-23.

В статье описаны результаты диагностического эксперимента по выявлению уровня сформированности самостоятельности трудовых навыков у дошкольников с ОВЗ, даны рекомендации для педагогов и родителей по совершенствованию трудовых навыков.

Методические рекомендации по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ОВЗ и детей-инвалидов [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 1. — С. 4-12.

Данные рекомендации содержат следующие разделы: Медицинское сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организациях отдыха детей; Обеспечение условий доступности в организациях отдыха детей; Основные этапы проведения инклюзивных смен; Кадровое сопровождение реализации программ проведения инклюзивных смен.

Петина, Н. В. Печальная участь Чарли Гордона [Текст] : беседа о романе Д. Киза «Цветы для Элджернона» и о людях с отклонениями в развитии для учащихся 9-11 классов / Н. В. Петина // Читаем, учимся, играем. — 2022. — № 4. — С. 37-42.

Проблемы и перспективы инклюзивного образования детей с ОВЗ [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 4. — С. 34-35.

В статье проводится анализ причин возникновения различных препятствий на пути развития инклюзивного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями «По сказочным тропинкам» [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 4. — С. 28-31.

Разенкова, Ю. А. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса [Текст] / Ю. А. Разенкова // Дефектология. — 2022. — № 2. — С. 53-66.

В статье представлены результаты исследования 92335 семей, воспитывающих детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью на территории Российской Федерации. Проанализированы структура потребностей семей, связанных с обучением и воспитанием ребенка, а также возможности их удовлетворения образовательными организациями и ППМС центрами. Показана необходимость обеспечения вариативной психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, направленной на удовлетворение потребностей семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью.

Симонова, Т. Н. Проблемы формирования представлений о себе в аспекте пространственного образа «я» у младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития: теоретико-методологическое обоснование [Текст] / Т. Н. Симонова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 4. — С. 51-61.

В статье представлена авторская точка зрения на необходимость изучения образа «я» у данной категории детей на соматосенсорном, сенсомоторном и социально-личностном уровнях, необходимых им в повседневной жизни.

Стребелева, Е. А. Консультирование особого ребенка как одна из форм помощи семье: результаты исследований [Текст] / Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 3. — С. 68-75.

В статье описаны организационные вопросы и этапы консультирования семьи. Выделены ключевые профессиональные компетенции специалиста-дефектолога, которые важны для консультативной деятельности при работе с особым ребенком и для оказания помощи родителям. Обобщены рекомендации дефектолога для родителей по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Утверждена концепция развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 2. — С. 17-20.

Система комплексной реабилитации и абилитации – это совокупность мер по обеспечению лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, научно-обоснованными, доступными, эффективными и безопасными реабилитационными (абилитационными) услугами и техническими средствами реабилитации в сочетании с мерами, направленными на их социальную адаптацию и интеграцию.

Фридман, Г.  Победа над СДВГ. Игровая методика для подростков и юных взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности [Текст] / Г. Фридман. — СПб. : Весь, 2019. — 192 с.

В книге описаны эффективные и увлекательные игровые методики, которые научат оставаться сосредоточенными, справляться со стрессом и сложными эмоциями, хорошо учиться и работать и полноценно общаться.

Хорошавина, Е.  Библиотека без барьеров: инструкции и советы профессионалам по работе с особенными детьми [Текст] : методическое пособие / Е. Хорошавина. — М. : РГБС, 2021. — 76 с.

В пособии даны практические инструкции, советы по взаимодействию с особой категорией юных читателей и примеры успешной библиотечной работы.

Шаповалова, О. Е. Изучение самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 34-40.

Обобщение опыта изучения самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, оказывающей серьезное влияние на процесс социализации ребенка вне зависимости от типа его развития.

Шевелева, Д. Е. Игра как специальная технология для детей с ОВЗ и для инклюзивного дошкольного образования (исследование в России и в мире) [Текст] / Д. Е. Шевелева  // Игра и дети. — 2022. — № 3. — С. 8-11.

Щербак, А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Адаптивная физическая культура [Текст] / А. П. Щербак // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 2. — С. 38-43.

В статье раскрыто понятие адаптивной физической культуры как части физической культуры. Акцент сделан на специфических средствах, методах и способах взаимодействия с инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны специальные принципы адаптивной физической культуры на основе интеграции законов онтогенетического развития.

Яковлева, Г. В. Механизмы управления качеством инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. В. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 2. — С. 67-77.

В статье описаны механизмы, обеспечивающие качество инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ. Это управление созданием и развитием инклюзивной безопасной образовательной среды ДОУ, обеспечение готовности педагогов к организации инклюзивного образования средствами внешнего и внутрифирменного повышения квалификации, программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса, обеспечение взаимодействия воспитателя и специалистов инклюзивной группы, включение родителей в инклюзивный коррекционно-образовательный процесс, создание и применение инструментального обеспечения оценки качества инклюзивного образования.

ЗПР

Акулина, А. В. Оценка сформированности навыков жизненной компетенции как компонента готовности детей с ЗПР к школьному обучению [Текст] / А. В. Акулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 4. — С. 40-50.

Приводятся результаты исследований и применения разработанной методики оценки сформированности навыков жизненной компетенции: развитие у ребенка адекватных возрасту представлений о собственных возможностях и ограничениях, овладения социально-бытовыми умениями, овладение навыками коммуникации; осмысления социальных ролей. Делается вывод о наличии у дошкольников с ЗПР особых образовательных потребностей в данной сфере, о необходимости разработки специального курса занятий по формированию исследуемых навыков и стимулирования их применения в повседневной жизни.

Бабкина, Н. В. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития на разных уровнях образования [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. — 2022. — № 2. — С. 12-22.

В статье анализируются и систематизируются особые образовательные потребности детей с ЗПР на уровнях дошкольного, начального и основного общего образования. Показано, что выделенные группы образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на разных уровнях образования имеют преемственные связи, обусловленные выраженностью, характером и структурой нарушения при данном виде психического дизонтогенеза. Делается вывод о необходимости разработки совокупности специальных образовательных условий, необходимых для удовлетворения этих потребностей, на каждом уровне образования.

Вечканова, И. Г. Комплексный интегративный подход к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / И. Г. Вечканова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 4. — С. 19-28.

В статье рассматриваются возможности коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работы с детьми с ЗПР с использованием игровых технологий в структуре проектной деятельности, реализуемой на основе комплексного интегративного подхода. Рассмотрены особенности организации проектной деятельности в условиях групп комбинированной направленности, представлено описание проекта, разработанного на основе детского игрового комплекса «Азбука железной дороги». Статья адресована методистам и педагогам, работающим с дошкольниками с ЗПР в условиях специального и инклюзивного образования, может быть полезна студентам направления «Специальное (дефектологическое) образование».

Вечканова, И. Г. Сущность абилитации детей с задержкой психического развития в современном научном и образовательном пространстве [Текст] / И. Г. Вечканова // Дефектология. — 2022. — № 2. — Ст. 23-31.

В статье анализируются подходы к пониманию сущностных характеристик абилитации в междисциплинарном пространстве медицинской, социологической, психолого-педагогической литературы, которые важны для определения целевых и содержательных ориентиров коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с задержкой психического развития. Показана роль игры как особого ресурса абилитации. Обосновывается необходимость разработки интегративной модели использования игровых технологий в абилитационной среде дошкольного образования детей с ЗПР.

Дудьев, В. П. Особенности психомоторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза [Текст] / В. П. Дудьев // Дефектология. — 2022. — № 3. — С. 60-69.

В статье представлены результаты исследования психомоторики дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза. Раскрыты особенности их общей моторики в количественных и качественных показателях. Осуществлен анализ результатов исследования с позиций уровневого подхода, сформулированы выводы.

Иденбаум, Е. Л. «Тетрадки плюс» в обучении первоклассников с ЗПР (часть 1) [Текст] / Е. Л. Иденбаум // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 2. — С. 32-45.

В статье описываются теоретико-практические основания и особенности обучения первоклассников с ЗПР по предмету «Окружающий мир» с помощью специальных учебных пособий «Тетрадки плюс». Содержание тетрадок соответствует учебникам комплекса «Школа России». Методика их использования реализует функционально-уровневый подход к коррекции недостатков познавательной деятельности младших школьников, предложенный иркутским психологом-дефектологом С. А. Домишкевичем. Статья адресована педагогам, работающим с детьми, имеющими ЗПР, и может быть полезна преподавателям, студентам направления «Специальное (дефектологическое) образование».

Ильина, С. Ю. Оценка речевой компетентности младших школьников с задержкой психического развития на материале письменных текстов [Текст] / С. Ю. Ильина // Дефектология. — 2022. — № 1. — С. 37-45.

Оценка речевой компетенции проводилась по двум критериям: соответствие предложенной теме и полнота ее раскрытия; наличие/отсутствие коммуникативного намерения и полнота его реализации. По данным пилотного экспериментального исследования учащихся 4-х и 5-х классов с задержкой психического развития, установлена неравномерность овладения ими речевой компетенцией: при раскрытии темы были отмечены более высокие достижения, чем в ходе реализации коммуникативного намерения. При этом у учащихся 5-х классов способность к определению своего коммуникативного намерения и его реализации характеризуется большей стабильностью и устойчивостью.

Савельева, Я. И.  «Рука об руку» [Текст] / Я. И. Савельева, О. А. Глухова, Е. В. Девяткина // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 2. — С. 44-48.

Проект, направленный на улучшение взаимоотношений всех участников образовательного процесса: педагог – ребенок – родитель. Благодаря разнообразным мероприятиям произошел переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; был найден язык контакта и взаимопонимания. Участники проекта: воспитанники разновозрастной группы для детей с осложненным ортопедическим диагнозом и ЗПР, их родители, воспитатели и специалисты ДОО.

Федосеева, А. М. Особенности эмоционально-волевой саморегуляции у подростков с задержкой психического развития [Текст] / А. М. Федосеева // Дефектология. — 2022. — № 1. — С. 15-27.

В статье представлены результаты case study особенностей эмоционально-волевой саморегуляции подростка с задержкой развития, которая рассматривается как возможность самостоятельного переживания в качестве новообразования подросткового возраста. Проведен сравнительный анализ становления эмоциональной саморегуляции при нормативном и задержанном развитии; выдвигаются гипотезы о причинах особенностей социализации подростков с задержанным развитием.

Чудесникова, Т. А. Геометрический кейс в диагностике дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Чудесникова // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 1. — С. 55-64.

Автор статьи рассказывает об опыте разработки экспресс-диагностики социально-коммуникативных компетенций в условиях решения совместных познавательных, игровых и продуктивных задач воспитанниками с ЗПР. Предложен сценарий диагностического занятия на тему «Весна».

Шичанина, О. В. Особенности объяснения значений слов детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития [Текст] / О. В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 2. — С. 46-51.

Статья посвящена изучению особенностей объяснения значений слов детьми дошкольного возраста близких состояний дизонтогенеза: общего недоразвития речи и задержки психического развития. Приведены результаты специального исследования данной проблемы. Обоснована корреляция результатов исследования с положениями о первичном нарушении развития данных категорий детей.

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Алышева, Т. В. Особенности изучения сложения и вычитания чисел обучающимися с интеллектуальными нарушениями в 1 – 4 классах [Текст] / Т. В. Алышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 2. — С. 4-16.

В статье представлена система работы по изучению сложения и вычитания в пределах 10, 20, 100 обучающимися с легкой умственной отсталостью в 1 – 4 классах с использованием специальных учебников.

Васенков, Г. В. Методологические аспекты общих и специфических путей профессионально-трудовой подготовки обучающихся с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Г. В. Васенков // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 4-13.

Статья посвящена актуальным проблемам профессионально-трудовой подготовки учащихся с нарушенным интеллектуальным развитием в плане их социализации в обществе. На основании проведенной оценки состояния профессиональной подготовки данного контингента учащихся коррекционных школ, выделяются направления согласно требованиям ФГОС к модели выпускника, а также стратегии и тактики в развитии современной коррекционной школы. Опираясь на научно-практический опыт работы, автор статьи представил содержание проектной деятельности, направленной на повышение качественных и количественных показателей в работе.

Воронкова, В. В. Дифференцированный подход к умственно отсталым школьникам в процессе обучения столярному делу [Текст] / В. В. Воронкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 41-51.

Представлены данные по изучению возможностей трудовой подготовки обучающихся 7-го класса спецшколы, получения ими образования и трудового обучения в современных условиях.

Галенко, Е. Н. Кинезиология в коррекционно-педагогическом сопровождении лиц с выраженными нарушениями интеллекта [Текст] / Е. Н. Галенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 61-64.

Статья посвящена популяризации кинезиологии и использованию кинезиологических упражнений в коррекционно-педагогическом сопровождении лиц старше 18 лет с выраженными нарушениями интеллекта в реабилитационном центре для лиц с умственной отсталостью города Уссурийска.

Заиграева, Н. В. Индивидуальные различия в осознании агрессивности у подростков с легкой степенью умственной отсталости [Текст] / Н. В. Заиграева // Дефектология. — 2022. — № 1. — С. 28-36.

В статье представлены результаты исследования, свидетельствующие о различиях в осознании агрессивности подростками с нарушением интеллекта и ее дифференцированных проявлениях в межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками. Адекватная оценка собственной агрессивности является положительным маркером формирования межличностных отношений. Полученные сведения могут способствовать повышению качества психологического сопровождения умственно отсталых подростков как в условиях коррекционной школы, так и в условиях инклюзивного образования.

Закрепина, А. В. Типология особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях цифровой образовательной среды: эмпирическое исследование [Текст] / А. В. Закрепина // Дефектология. — 2022. — № 2. — С. 42-53.

В статье описаны результаты эмпирического изучения особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях современной цифровой образовательной среды: представлена уровнево-типологическая характеристика образовательных потребностей, проявляющихся при использовании информационно-образовательных средств и связанных с организационно-управленческой, образовательной и коммуникативной деятельностью в процессе овладения программным материалом.

Кинаш, Е. А. Изучение готовности к овладению грамотой у первоклассников с умеренной умственной отсталостью [Текст] / Е. А. Кинаш // Дефектология. — 2022. — № 3. — С. 33-42.

В статье представлены результаты исследования начального этапа обучения элементарной грамоте первоклассников с умеренной умственной отсталостью. Описана методика педагогического обследования школьников по выявлению предпосылок к овладению грамотой, включающая критерии оценки результатов; выявлены уровни готовности к овладению чтением и письмом у школьников изучаемой категории. Сделаны выводы о наличии у них предпосылок к овладению грамотой на начальном этапе обучения.

Никандрова, Т. С. Использование сенсорных игр и упражнений для формирования и развития математических представлений у детей дошкольного возраста с когнитивными нарушениями [Текст] / Т. С. Никандрова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 2. — С. 21-31.

В статье рассматриваются возможности использования сенсорных игр и упражнений в работе по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР и легкой умственной отсталостью. Представлена классификация сенсорных игр и упражнений, разработанная на основе практического опыта их использования в образовательной деятельности.

Нурлыгаянов, И. Н. Психолого-педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью. Сообщение 1 [Текст] / И. Н. Нурлыгаянов // Дефектология. — 2022. — № 3. — С. 43-52.

В работе представлена попытка эмпирическим путем изучить психолого-педагогические затруднения умственно отсталых обучающихся в условиях образования с применением дистанционных технологий. По результатам проведенного исследования, выделена структура психических состояний у обучающихся, включающая такие факторы, как «блокировка волевой активности», «когнитивная индифферентность», «враждебность», «истощение». Раскрыта иерархия таких состояний. Проведенный контент-анализ ответов учителей, показал важную роль индивидуального подхода в организации образовательного процесса. Определены группы психолого-педагогических трудностей, связанные с материально-техническим обеспечением, семейными факторами, психофизиологическими особенностями обучающихся, с использованием технического оборудования, сложностью реализации традиционных подходов и приемов обучения школьников с умственной отсталостью. Представлен обобщенный опыт в нахождении способов решения затруднений, а также в оценке результатов деятельности обучающихся.

Парфенова, В. В. Театр как феномен жизненного мира ребенка с выраженными нарушениями интеллекта [Текст] / В. В. Парфенова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 87-94.

Представлены результаты опыта участия детей с нарушениями интеллекта в театрализованной деятельности.

Родионова, С. А. Социализация и адаптация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки и основах социальной жизни [Текст] / С. А. Родионова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 95-100.

Статья подготовлена на основе опыта работы с обучающимися с ОВЗ по подготовке к самостоятельной жизни на уроках СБО и основах социальной жизни. Авторы делятся приемами, методами и формами коррекционной работы.

Скира, Е. В. Педагогические условия формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики [Текст] / Е. В. Скира // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 14-17.

В статье описаны условия, способствующие эффективному формированию базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Представлены приемы практической работы на уроках математики.

Теплухин, А. В. Психологические аспекты формирования личности подростков с шизоидной психопатией [Текст] / А. В. Теплухин // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 73-77.

Статья посвящена проблеме социализации и адаптации подростков с шизоидной психопатией в условиях инклюзивного образования. Актуальность проблемы определяется распространенностью появления детей с психопатическим поведением, в частности с шизоидной психопатией, в образовательном процессе среди учащихся массовых школ. В статье предлагаются способы компенсации характерологических особенностей и аффективных проявлений.

Фёдорова, О. Л. Клинико-психологические особенности детей с гидроцефалией [Текст] / О. Л. Фёдорова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 94-97.

Анализ клинико-психологических особенностей детей с гидроцефалией. Описаны расстройства при гидроцефалии — нарушения внимания и речи, поведенческие проблемы.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст]  / З. Е. Агранович. — СПб. : Издательство «Детство-Пресс», 2021. — 112 с.

В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно, специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей. Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение типовой программы обучения и воспитания в детском саду, а также на методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР. Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.

Артемова, С. А. Модернизация технологии формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / С. А. Артемова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 32-39.

В статье анализируются понятия коммуникация, речь как средство коммуникации. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по изучению процесса модернизации технологии формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.

Бабина, Г. В. Идеомоторика дошкольников с нарушениями речи: теоретические и методические аспекты исследования [Текст] / Г. В. Бабина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 3. — С. 28-40.

Цель публикации — теоретическое обоснование и описание модели исследования идеомоторного праксиса и сенсомоторных функций у дошкольников с нормальной и нарушенной речевой деятельностью.

Бабинова, Н. В. Игры с песком в работе с неговорящими детьми [Текст] / Н. В. Бабинова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 4. — С. 10-13.

Белякова, Л. И. Возрастные закономерности формирования речевого динамического стереотипа [Текст] / Л. И. Белякова // Дефектология. — 2022. — № 1. — С. 46-52.

В статье описаны теоретические предпосылки, процедура и результаты исследования речедвигательного стереотипа как результата действия функциональной системы речи. Представлены данные изучения биоэлектрической активности мышц артикуляционного и дыхательного отделов периферического речевого аппарата, как показателей процесса формирования стереотипии в двигательном речевом действии. Выявлены определенные возрастные закономерности становления речевого динамического стереотипа в онтогенезе, что может способствовать разработке педагогических технологий формирования компенсаторных речевых механизмов.

Бушуева, М. Ю. Квест-игра с детьми 6-7 лет с ТНР «В гостях у сказки «Гуси-лебеди» [Текст] / М. Ю. Бушуева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 5. — С. 30-32.

Валявко, С. М. Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. М. Валявко // Дефектология. — 2022. — № 2. — С. 32-41.

В контексте задач реализации личностно-ориентированного подхода к преодолению нарушений развития, характерных для детей с ОНР исследуется связь антиципационной состоятельности с различными формами агрессивного поведения. В статье отражены результаты сравнительного анализа особенностей прогностической деятельности дошкольников с ОНР и их сверстников с нормотипическим развитием.

Верещагина, Н. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития дошкольника с ТНР от 3 до 7 лет [Текст] / Н. В. Верещагина // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 3. — С. 28-30.

Предлагаемые критерии оценки развития ребенка соответствуют Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой.

Дорофеева, О. В. Особенности становления деятельностной готовности к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи на примере дидактических игр [Текст] / О. В. Дорофеева // Дефектология. — 2022. — № 1. — С. 3-14.

В статье представлены результаты изучения процесса формирования деятельностной готовности к обучению в школе детей 6-го года жизни на материале дидактических игр. Сопоставительный количественно-качественный анализ уровня сформированности компонентов «мотивация», «контроль», «планирование» и «самостоятельность» у детей с общим недоразвитием речи и без общего недоразвития речи позволил выявить специфику их становления у данных категорий дошкольников.

Закоморная, О. П. Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством изобразительной деятельности [Текст] / О. П. Закоморная // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 3. — С. 34-35.

Авторы статьи разработали систему по предупреждению оптической дисграфии у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Инфографика как наглядный метод работы по развитию речи у старших дошкольников с ТНР (ОНР) [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 4. — С. 31-33.

Использование игровых пособий по развитию дыхания в системе коррекционно-логопедической работы с детьми с ТНР [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 4. — С. 46-48.

Одним из важных разделов логопедической работы с дошкольниками с ТНР является развитие дыхания и коррекция его нарушения.

Казюк, Н. В. Структура и средства профилактики задержки речевого развития детей раннего возраста группы риска [Текст] / Н. В. Казюк // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 2. — С. 65-68.

Опыт профилактической работы по предупреждению нарушений коммуникативно-речевого развития детей группы риска в раннем возрасте.

Кулибабчук, Н. А. «Мир звуков» [Текст] : мастер-класс для родителей / Н. А. Кулибабчук // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 2. — С. 89-94.

Опыт работы педагогов в группе компенсирующей направленности по проведению речевых мастер-классов с родителями. Предложенные задания направлены на повышение их компетенции и  одновременно могут быть использованы в работе с детьми в домашних условиях.

Ларина, Е. А. Исследование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией [Текст] / Е. А. Ларина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 27-33.

В статье представлено описание типологических функционально значимых просодико-интонационных ошибок на уровне восприятия, воспроизведения и дифференциации просодических показателей.

Ларина, Е. А. Технологии формирования элементарных синтаксических конструкций у детей дошкольного возраста с моторной алалией [Текст] / Е. А. Ларина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 40-50.

Статья посвящена анализу логопедических технологий формирования элементарных синтаксических конструкций у детей дошкольного возраста, имеющих моторную алалию. В статье рассмотрены методики таких авторов, как В. А. Ковшиков, Г. М. Гриншпун, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина, Е. Ф. Соботович, Т. В. Башинская, Т. В. Пятница, С. Е. Большакова. Обосновано применение нейропсихологических методов коррекции синтаксиса авторов Т. Г. Визель, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович.

Парамонова, Л. Г. О заикании [Текст] / Л. Г. Парамонова. — Санкт-Петербург : Издательство «Детство Пресс», 2021. — 96 с.

Книга адресована неспециалистам, поскольку эффективность преодоления заикания очень во многом зависит именно от них, причем не только от педагогов и родителей, но и от самих заикающихся. Однако все эти люди, более всех других заинтересованные в устранении заикания, в массе своей не имеют необходимого представления ни о самом заикании, ни о причинах его возникновения, ни о путях преодоления. Это неизмеримо затрудняет достижение положительных результатов логопедической работы, поскольку и сами заикающиеся, и окружающие их люди чаще всего невольно противодействуют этому в силу отсутствия у них необходимых знаний. Основной задачей данной книги является восполнение этого пробела путем донесения в доступной для неспециалистов форме необходимых для них сведений о заикании и путях его преодоления. Книга рассчитана на родителей заикающихся детей, на педагогов дошкольных и школьных учреждений и на самих заикающихся, достигших соответствующего возраста. Также книга может быть рекомендована логопедам и студентам дефектологических факультетов педвузов.

Преснова, О. В. Направления программно-методических разработок по коррекции темпо-ритмических нарушений речи в психо-педагогическом центре [Текст] / О. В. Преснова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 57-60.

В статье раскрываются направления программно-методических разработок по коррекции темпо-ритмических нарушений речи. Описаны Программы, которые создавались в различные временные периоды работы организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста с темпо-ритмическими нарушениями речи.

Применение игровых пособий в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 4. — С. 24-26.

Рау, Е. Ю. Логопсихология и реабилитация лиц с заиканием разного возраста [Текст] / Е. Ю. Рау // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 10-17.

В статье представлены теоретические основы прикладных научных исследований и технологических разработок трансдисциплинарного характера, предложенных за последние 15 лет специалистами, работающими в области логопсихологического (логопсихокоррекционного) подхода. Данная патология рассматривается с позиций теории коммуникации, ее нарушения и коррекции при заикании. В работе подчеркивается актуальность и обоснованность применения интегративных технологий в процессе логопсихокоррекции заикающихся разного возраста, в связи с учетом сложной, комбинированной структуры данной патологии.

Риванова, Е. В. Ментальные карты. Как научиться запоминать быстро и легко [Текст] / Е. В. Риванова // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 1. — С. 78-80.

Одним из эффективных методов занятий с детьми с ТНР являются «ментальные карты» — метод усвоения информации с использованием графической записи. Дается описание плюсов и минусов этого метода, пример создания МК по теме «Птицы».

Сайкова, С. С. О дистанционной помощи семье, воспитывающей ребенка с заиканием [Текст] / С. С. Сайкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 78-83.

Известно, что в ряде случаев заикание у детей успешно преодолевается созданием благоприятных условий в семье. В иных случаях, когда необходимыми оказываются занятия с логопедом-заикологом, правильно организованный охранительный и речевой режим в семье будет способствовать закреплению навыков плавной речи вне условий занятия. Консультативная и сопровождающая помощь семье может быть оказана в дистанционном режиме.

Сальникова, Д. А. Практические аспекты использования телесно-тактильной коммуникации в коррекционно-развивающей помощи детям с двигательными нарушениями в структуре ТМНР [Текст] / Д. А. Сальникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 4. — С. 62-71.

В статье представлен материал исследования телесно-тактильной коммуникации группы детей с двигательными нарушениями в структуре ТМНР. Автором приведено систематизированное описание проявлений телесно-тактильной коммуникации, полученных посредством видеоанализа, приведена интерпретация коммуникативной деятельности детей, определены особенности ее развития.

Серебрякова, Н. В. Современные тенденции диагностики и коррекции заикания — обсуждение проблемы за круглым столом [Текст] / Н. В. Серебрякова, Г. Р. Шашкина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 4-9.

В статье анализируются современные педагогические технологии диагностики темпо-ритмической организации речи дошкольников с заиканием и организация комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с заиканием в разных типах учреждений. Определяется роль логопеда и психотерапевта, а также педагогов образовательных организаций и родителей в коррекции речи дошкольников с заиканием, представлены основные направления логопедической работы. Проанализировано содержание коррекционных занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием, психотерапевтические и логоритмические технологии в коррекции заикания в России.

Терентьева, Т. С. Система комплексной помощи детям с заиканием и их родителям в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Т. С. Терентьева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 89-94.

В статье представлен опыт работы по коррекции заикания у дошкольников 5-7 лет в условиях логопедической группы; раскрывается система комплексной помощи заикающимся детям и их родителям.

Уварова, Т. Б. Фонетические ритмо-рифмовки в работе с заикающимися дошкольниками [Текст] / Т. Б. Уварова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 51-56.

В статье представлены различные точки зрения отечественных исследователей на проблему заикания и разнообразные подходы к его коррекции. Рассмотрены психологические особенности личности заикающихся. Предложен авторский приём — применение фонетических ритмо-рифмовок в логопедической работе с заикающимися дошкольниками.

Фетисова, Е. С. Применение элементов нейропсихологии в физическом развитии дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е. С. Фетисова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 5. — С. 33-34.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию и развитие психических процессов эмоционально-волевой сферы ребенка через движение.

Шабалина, Н. Н. Авторские и адаптированные игры в коррекции моторной алалии на этапе расширения словаря и формирования грамматического строя речи [Текст] / Н. Н. Шабалина // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 3. — С. 39-42.

Шулекина, Ю. А. Разработка диагностического инструментария для оценки трудностей восприятия и понимания учебного текста у учащихся с речевыми нарушениями  [Текст] / Ю. А. Шулекина // Дефектология. — 2022. — № 3. — С. 22-32.

Проблема понимания учебного текста младшими школьниками с речевыми нарушениями освещена недостаточно, во многом, из-за отсутствия адекватного диагностического инструментария в методическом арсенале школьных учителей и специалистов сопровождения. В настоящей статье представлена специальная технология конструирования опросника для выявления трудностей восприятия и понимания учебного текста у детей с речевыми нарушениями, обучающимися в общеобразовательной школе. Описаны этапы ее разработки и результаты практической апробации.

Щербак, А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А. П. Щербак // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 5. — С. 53-56.

В статье раскрыты особенности занятий адаптивной физической культурой с детьми с тяжелыми нарушениями речи как интеграция их сенсорно-перцептивного и моторно-двигательного развития. Представлены задачи и формы образовательной деятельности. Описаны занятия адаптивной физической культурой.

РАС

Беженарь, Л. И. Коррекция тревожности и страхов у детей с расстройствами аутистического спектра методом систематической десенсибилизации [Текст] / Л. И. Беженарь // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 5. — С. 4-5.

Применение метода систематической десенсибилизации улучшает эмоциональное состояние ребенка, способствует повышению социальной активности семьи и успешной социализации ребенка с РАС.

Грамотнева, Ю. Ю. Реализация технологий здоровьесбережения посредством театрализованной деятельности с детьми с РАС и умственной отсталостью [Текст] / Ю. Ю. Грамотнева, А. Г. Айдабекова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 1. — С. 45-49.

В статье автор описывает технологию здоровьесбережения посредством театрализованной деятельности с детьми с РАС и умственной отсталостью, которая является эффективной системой мер профилактической работы с детьми, направленной на сохранение и укрепления здоровья воспитанников.

Дорогова, М. В. Опыт сопровождения ребенка с РАС специалистами ДОУ в условиях точечной инклюзии [Текст] / М. В. Дорогова, И. В. Зверева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 1. — С. 40-44.

Дети с РАС имеют ряд выраженных нарушений развития, требующих постоянного сопровождения специалистами даже в рамках точечной инклюзии. В статье описан опыт взаимодействия учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении ребенка старшего дошкольного возраста с РАС.

Дружинина, Е. Ю. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с РАС на музыкальных занятиях [Текст] / Е. Ю. Дружинина // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 1. — С. 50-53.

Автор статьи указывает, что результат работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с РАС зависит, прежде всего, от выбранной музыкальным педагогом стратегии, от набора используемых им средств и методов и от его психологической устойчивости к различного рода нарушениям.

Каган, В.  Аутята. Родителям об аутизме [Текст] / В. Каган. — СПб. : Питер, 2022. — 160 с. — (Родителям о детях).

Книга построена как живой разговор об аутизме и помощи младшим детям в преодолении связанных с ним трудностей. Книга адресована в первую очередь родителям аутичных детей дошкольного возраста.

Кремлякова, А. Ю. Коррекционная помощь детям с РАС в группах комбинированной направленности. Тренинговое занятие «Мой особенный ребенок» [Текст] / А. Ю. Кремлякова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 1. — С. 57-59.

Конспект группового тренингового занятия, цель которого — способствовать осознанию необходимости создания единой стратегии развития семьи, воспитывающей ребенка с РАС.

Кондратьева, С. Ю. Особенности составления технологической карты урока в условиях образовательной организации для детей с РАС [Текст] / С. Ю. Кондратьева, Н. В. Лебедева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 5. — С. 6-9.

Пример технологической карты урока по русскому языку в 5-м классе для обучающихся с РАС и ментальными нарушениями.

Мазурова, Ю.  Игнат и другие: как воспитать особого ребенка [Текст] / Ю. Мазурова. – М. : Эксмо, 2019. — 256 с.

В детстве Игнату был поставлен диагноз «аутизм». Сейчас он учится за границей, свободно говорит на нескольких иностранных языках и играет на органе. В книге родители мальчика честно и без прикрас описывают свой опыт воспитания ребенка с аутизмом.

Мельникова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в дошкольной образовательной организации [Текст] / Е. А. Мельникова, В. Н. Андреева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 1. — С. 54-56.

Описание современных технологий психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми с РАС. Дано описание проекта по развитию творческих способностей детей с РАС.

Туманова, Т. В. Реализация персонифицированного подхода в процессе инициации речи у детей 6–7 лет с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Т. В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 1. — С. 28-35.

В статье определен научный подход к развитию персонификации в проблемном поле логопедии. Дана характеристика персонифицированного подхода в работе с детьми, имеющими нарушения речи, языка и коммуникации. Представлен персонифицированный подход в логопедической работе с детьми 6–7 лет, имеющими расстройства аутистического спектра. Обозначены приемы и технологии персонифицированного воздействия на начальном этапе вызывания речи у неговорящих детей с РАС. Определены условия и средства персонифицированной логопедической работы. Продемонстрированы учебные ситуации реализации персонифицированного подхода в логопедической работе.

НОДА

Крутякова, Е. Н. Особенности формирования мотивов коммуникации и коммуникативная готовность к школьному обучению детей с церебральным параличом [Текст] / Е. Н. Крутякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 4. — С. 33-39.

Статья посвящена проблеме соответствия коммуникативной компетентности младших школьников с церебральными двигательными нарушениями задачам обучения на этапе начального общего образования.

Сатари, В. В. Комплексное психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / В. В. Сатари // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 52-86.

В статье предлагается карта комплексного психолого-педагогического обследования, разработанная специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр». Данная работа актуальна как для специалистов специализированных реабилитационных и образовательных учреждений, так и  для инклюзивных школ.

Щербак, А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / А. П. Щербак // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 6. — С. 55-60.

В статье раскрыты особенности занятий адаптивной физической культурой с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Представлены задачи, особенности двигательных возможностей, физических упражнений и форм образовательной деятельности. Описаны методические особенности применения физических упражнений.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Головчиц, Л. А. Офтальмо-эргономические рекомендации к процессу образования дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л. А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 1. — С. 48-57.

В статье дана характеристика нарушений зрения, которые наблюдаются у глухих и слабослышащих дошкольников; представлены рекомендации по организации условий их воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях.

Набокова, Л. А. Дистанционное инклюзивное обучение студентов с нарушениями слуха английскому языку: использование сценической коммуникации для развития речевых навыков [Текст] / Л. А. Набокова // Дефектология. — 2022. — № 3. — С. 53-59.

В статье рассматриваются проблемы организации дистанционных занятий по иностранному языку со студентами с нарушениями слуха, обучающимися в инклюзивной студенческой группе. Предлагаются цифровые инструменты для работы с данной категорией студентов в условиях виртуальной аудитории. Представлено описание и результаты эксперимента по применению технологии сценической коммуникации в дистанционном формате как средства дополнительной мотивации и развития речевых навыков при обучении английскому языку студентов с нарушениями слуха.

Четверикова, Т. Ю. Методические аспекты проектирования сурдопедагогами технологической карты урока [Текст] / Т. Ю. Четверикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 4. — С. 4-11.

В материалах статьи освещается вопрос подготовки технологической карты урока с учетом ООП обучающихся с нарушениями слуха. Под технологической картой понимается графически отраженный проект урока, которому присущи интерактивность и алгоритмичность. Автором охарактеризованы структурные компоненты ТКУ, отражены методические требования к каждому из них. Особое внимание уделяется этапам урока, которые обусловлены его типом и видом. Подчеркивается, что при проектировании урока следует включать в его содержание виды деятельности, направленные на развитие у обучающихся с нарушениями слуха восприятия тематической и терминологической лексики.

Яхнина, Е. З. О проектировании технологической карты коррекционно-развивающего занятия по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся [Текст] / Е. З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 3. — С. 4-13.

В статье рассматриваются актуальные вопросы проектирования технологической карты коррекционно-развивающих занятий «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» и «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи» для глухих обучающихся.