`
04 февраля 2022

В помощь дефектологу: новые поступления литературы за второе полугодие 2021 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за второе полугодие 2021 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы»,  «НОДА», «ЗПР», «Аутизм», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Нарушение слуха».

Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Боровченко, Е. С. Секреты «Волшебной комнаты» [Текст] / Е. С. Боровченко // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 7. — С. 55-60.

Описание опыта использования сенсорной комнаты в ДОУ, перечислены игры и упражнения для занятий в сенсорной комнате.

Варнавская, С.  Сказкотерапия. Сборник авторских сказок с методическими рекомендациями [Электронный ресурс] / С. Варнавская ; читает П. Константиновский. — Электрон. дан. — М. : ООО «Треола», 2021. — 1 ффк. : зв.  (1 час.20 мин.). — На фк. 6 кн. — Общее время звучания 07 час 48 мин.

Для внимательных и заботливых родителей, педагогов, психологов, а также для детей школьного и дошкольного возраста предлагаются авторские сказки. К каждой из них прилагается готовый конспект занятия-урока, то есть подробный план работы со сказкой. В конспект входит программное содержание (задачи, цели), предварительная работа, текст сказки и работа над содержанием (вопросы и примерные ответы).

Веснина, А. Е. «Путешествие с Немо». Комплексное коррекционное занятие по формированию предметных представлений у старших дошкольников с амблиопией, косоглазием, интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях социальной и материнской депривации [Текст] / А. Е. Веснина, А. В. Ваганова // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 10. — С. 68-70.

Евдокимова, М. В. Эффективная практика сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном детском саду [Текст] / М. В. Евдокимова, В. В. Ушанова // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 7. — С. 48-49.

Описание опыта работы дошкольного учреждения, практикующего сопровождение родителями детей с ОВЗ, неспособных посещать группу самостоятельно.

Жимаева, Е. М. Социально-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии  [Текст] / Е. М. Жимаева // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 12. — С. 69-75.

В статье обоснована актуальность социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО, описаны результаты мониторинга практик данного сопровождения.

Журавлев, А. В. Мой друг — особенный [Текст] : азбука общения с инвалидами к Международному дню инвалидов (3 декабря) для детей 7-11 лет / А. В. Журавлев // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2021. — №9. — С. 43-46.

Беседы с младшими школьниками о том, как правильно вести себя с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: Солнечные люди; Вся жизнь в коляске; В полной темноте; А вокруг тишина.

Жигорева, М. В. Анализ особых образовательных потребностей детей с множественными нарушениями развития  [Текст] / М. В. Жигорева // Коррекционная педагогика. — 2021. — №3. — С. 11-17.

В статье раскрывается понятие «тяжелое множественное нарушение развития», освещаются характеристики психического развития таких детей, подробно рассматриваются особые образовательные потребности детей данной категории, которые являются стратегическими ориентирами организации психолого-педагогического сопровождения детей на всех уровнях образования.

Зубарева, Т. Г. Проектирование информационной системы консультативно-методической поддержки специалистов и родителей по вопросам комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Текст] / Т. Г. Зубарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №5. — С. 51-58.

Иванова, М. А. Конспект досуга с родителями в группе для детей со сложными дефектами «Путешествие ёжика в осеннем лесу» [Текст] / М. А. Иванова, Е. А. Тараканова, Е. Е. Степанова // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 9. — С. 40-42.

Цель досуга — развитие коммуникативной сферы, формирование у детей положительных эмоций в процессе игр со сверстниками и взрослыми, создание ситуации удовлетворения своими действиями в играх.

Ильдеркина, С. Н. Использование визуального расписания в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями [Текст] / С. Н. Ильдеркина // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 8. — С. 34-35.

Систематическое применение визуальных способов поддержки о которых идет речь в статье, увеличивает самостоятельность и активность детей с особыми образовательными потребностями, формирует у них положительное отношение к познавательной деятельности.

Квасова, А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение семей дошкольников с ОВЗ [Текст] / А. Ю. Квасова // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 10. — С. 52-58.

Автором статьи разработана анкета, определяющая когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты готовности педагогов к психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ.

Кондратьева, С. Ю. Профилактика дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации (ДОУ)  [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №6. — С. 22-34.

В статье представлен вариант организации непрерывной психолого-педагогической работы по профилактике дискалькулии в системе формирования культуры познания математики у детей с ОВЗ. Статья предназначена в первую очередь для специалистов дошкольных учреждений, в которых имеются группы детей с ОВЗ.

Левченко, И. Ю. Подготовка специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшего образования [Текст] / И. Ю. Левченко // Коррекционная педагогика. — 2021. — №3. — С. 6-10.

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов сопровождения детей с ОВЗ на уровне высшего образования, отмечается специфика повышения инклюзивной компетенции у педагогов образовательных организаций.

Ли, Сюй Базовая модель «игра + обучение» и ее применение в учебной программе дошкольного интегрированного образования в Китайской народной республике  [Текст] / Сюй Ли // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №8. — С. 53-66.

В статье представлены результаты исследования проблемы взаимодействия в процессе игры и обучения детей с особенностями развития и детей без отклонений в развитии при реализации образовательной программы интегрированного дошкольного образования.

Лустина, Н.  Сказки из маминого сундучка. Терапевтические сказки [Электронный ресурс] / Н. Лустина ; читает Е. Лукин. — Электрон. дан. — М. : ООО «Треола», 2021. — 1 ффк. : зв.  (3 час.58 мин.). — На фк. 6 кн. — Общее время звучания 19 час 38 мин.

Терапевтические Сказки из маминого сундучка — это волшебные истории — помощники для родителей, воспитателей, педагогов и психологов. Сказки помогут ребёнку безопасно проживать свои эмоции, справляться с обидой, злостью, страхами, ленью, неуверенностью в себе. Кроме того, в книге вы найдёте сюжеты, которые научат ребёнка семейным ценностям и помогут в формировании социально — бытовых навыков (о Волосатиках и пользе стрижки; о полезных продуктах и Витаминном короле; как стать чистюлей и попасть на Мышиный бал, и многое др.).

Михеева, О. С. Сказкотерапия в работе с детьми и педагогами в ДОУ [Текст] / О. С. Михеева // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 8. — С. 53-55.

Никонорова, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума [Текст] / А. А. Никонорова // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 9. — С. 12-13.

Статья раскрывает понятие психолого-педагогического консилиума, цель и задачи ППК.

Облова, Я. А. К проблеме дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию [Текст] / Я. А. Облова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — №4. — С. 44-49.

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающего у детей младшего дошкольного возраста в ОВЗ при поступлении в ДОО.

Петрунькова, О.  Сказкотерапия [Электронный ресурс] ; читают артисты театра / О. Петрунькова ; читают артисты театра. — Электрон. дан. — М. : ООО «Треола», 2021. — 1 ффк. : зв.  (12 мин.). — На фк. 6 кн. — Общее время звучания 49 час 04 мин. Сказкотерапия — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности.

Ращупкина, О. В. Формирование речевой коммуникации через активизацию межполушарного взаимодействия у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) [Текст] / О. В. Ращупкина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — №4. — С. 86-94.

В статье описан нейропсихологический подход к формированию речевой и альтернативной коммуникации у обучающихся с ТМНР. Авторы предлагают к рассмотрению конспект занятия с системой упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия, пространственной ориентировки, запуск речи.

Семенова, Г. В. Роль воспитателя детского сада в инициировании и преодолении социального исключения (эксклюзии) [Текст] / Г. В. Семенова // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 11. — С. 22-29.

Статья описывает роль воспитателя в жизни дошкольника, вклад этого значимого взрослого в возникновение эксклюзии и ее преодоление. Обозначены формы и виды социального исключения, а также факторы, способствующие его проявлению в поведении педагога.

Синицына, И. А. Коррекционная школа: реалии и перспективы развития в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» [Текст] / И. А. Синицына // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №8. — С. 17-27.

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в коррекционной школе на основе сочетания традиционных и инновационных подходов с целью социальной компенсации нарушенного развития обучающихся с ОВЗ и реализации их личностного потенциала. Особое внимание уделяется вопросам обновления инфраструктуры коррекционной школы, принимающей участие в реализации национального проекта «Образование».

Солнцев, И.  Песни, танцы, кинофестиваль [Текст] : ПАРА-КРЫМ 2021 / И. Солнцев // Русский инвалид. — 2021. — № 9-10. — С. 12-14.

В рамках культурной программы фестиваля «ПАРА-КРЫМ 2021» прошел первый кинофестиваль «Эволюция». Он был организован кинокомпанией «Планета кино» при содействии ВОИ и Российского спортивного союза инвалидов при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. За четыре фестивальных дня зрители увидели восемь фильмов, созданных ведущими российскими режиссерами. Это — мотивирующие кинофильмы о преодолении самых разных барьеров в трудной жизненной ситуации.

Царев, А. М. Система оценки достижения ожидаемых результатов образования обучающихся по СИПР (ч.2)  [Текст] / А. М. Царев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 7. — С. 7-18.

Статья на примерах коррекционного курса «Сенсорное развитие» и учебного предмета «Изобразительная деятельность» раскрывает процесс проведения оценки достижения ожидаемых результатов.

Чижикова, Е. О. Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. О. Чижикова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №3. — С. 97-102.

Автором представлены особенности работы психолого-медико-педагогической комиссии по предоставлению специальных условий для итоговой аттестации лицам обозначенной категории.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Васильева, Т. А. Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Квест-игра «В поисках пешеходного перехода» [Текст] / Т. А. Васильева // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 8. — С. 48-49.

Целью мероприятия является систематизация полученных знаний по правилам дорожного движения и пропаганда основ безопасного поведения на улицах города в игровой форме.

Верзакова, И. П. Современные подходы и технологии сопровождения детей с ТНР. Балансировочный комплекс Бильгоу [Текст] / И. П. Верзакова, С. А. Сибирцева // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 9. — С. 31-32.

Балансировочный комплекс Бильгоу является одним из наиболее эффективных методов развития мозжечка, что очень актуально для детей с ТНР.

Иденбаум, Е. Л. Эксперсс-дигностика психоречевого развития дошкольников в подготовительной группе [Текст] / Е. Л. Иденбаум // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 7. — С. 62-71.

В статье предлагается диагностический комплекс для экспресс-диагностики психоречевого развития дошкольников, готовящихся к поступлению в школу. Результаты выполнения дают основание для оценки психоречевого развития и предположения об образовательных потребностях детей в начале школьного обучения.

Клюкина, И. В. Игры для молчунов [Текст] / И. В. Клюкина, Ю. С. Кузнецова // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 8. — С. 42-45.

Авторы статьи условно объединили все авторские игры в две группы: игры на формирование звукоподражаний и игры на понимание (далее применения) грамматического компонента, навыков словоизменения.

Крикленко, О. В. «Как спасали Деда Мороза». Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе детей с ТНР в форме игры-квеста с использованием ИКТ [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 10. — С. 55-57.

Рогулева, И. Н. Звуки [р], [р’] в правилах дорожного движения. Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР [Текст] / И. Н. Рогулева // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 8. — С. 50-52.

Целью мероприятия является повышение коммуникативной компетенции детей с помощью коррекционно-развивающей деятельности.

Фиалова, Т. В. «Фразовый конструктор» [Текст] / Т. В. Фиалова // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 9. — С. 70-76.

Описание авторского варианта пособия для развития речи дошкольников с ОНР. «Фразовый конструктор» является эффективным дополнительным материалом при обучении детей рассказыванию в старшей и подготовительной к школе группах. Пособие может использоваться в работе с детьми как в массовом детском саду, так и в процессе коррекции речевой патологии.

Ханенко, В. А. Художественная литература как средство коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В. А. Ханенко // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 9. — С. 45-47.

НАРУШЕНИЯ  ИНТЕЛЛЕКТА

Быкова, Н. Н. Педагогическая помощь семьям детей с умственной отсталостью в условиях надомного обучения  [Текст] / Н. Н. Быкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — №4. — С. 50-61.

В статье рассматриваются условия, пути и способы оказания адресной педагогической помощи семье ребенка с умственной отсталостью в условиях надомного обучения.

Волгуцкова, Е. И. Мастера игрушек: формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями трудовых навыков в урочной и внеурочной деятельности [Текст] / Е. И. Волгуцкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №8. — С. 28-34.

В статье рассматриваются вопросы урочной и внеурочной деятельности по трудовому обучению обучающихся с легкой умственной отсталостью в контексте реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с  интеллектуальными нарушениями. Представлено описание особенностей нового направления – «Пошив развивающей игрушки».

Галкина, В. А. К вопросу формирования контрольных умений у умственно отсталых младших школьников в процессе обучения [Текст] / В. А. Галкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №6. — С. 35-44.

В статье приводится анализ научно-педагогической, психологической литературы по проблеме формирования контрольных умений у обучающихся начальной школы с легкой умственной отсталостью. Автор приводит новый научный взгляд на проблему формирования контрольных умений как способа повышения эффективности учебной деятельности и адаптации в социуме. Представлен ряд рекомендаций для педагогов по диагностике уровня сформированности контрольных умений и их формированию на уроках.

Дрозденко, И. Г. Инновационная модель комплексного сопровождения профессиональной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Текст] / И. Г. Дрозденко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №8. — С. 11-16.

В статье описывается модель комплексного сопровождения профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью и нарушениями развития. Особое внимание уделено описанию технологии профотбора, как одного из значимых условий эффективного профессионального обучения и последующего трудоустройства. Дается описание технологии разработки адаптированной образовательной программы профессионального обучения лиц с инвалидностью.

Дятлова, Е. В. Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] / Е. В. Дятлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — №8. — С. 38-43.

Данная статья посвящена особенностям инновационных методов на современных уроках в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, систематизации знаний и формированию мотивационной готовности учителя к совершенствованию повышения эффективности современного урока.

Жулина, Ю. А. Из опыта дистанционной работы со взрослыми инвалидами с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Ю. А. Жулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №5. — С. 34-41.

Ильина, С. Ю. Современные требования к урокам ручного труда в контексте формирования трудовой культуры младших школьников с интеллектуальными нарушениями [Текст] / С. Ю. Ильина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №8. — С. 35-43.

В статье рассматриваются уроки ручного труда как одно из средств формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями трудовой культуры, требующее от учителя смещение акцентов с результата трудовой деятельности учащихся на ее процессуальную сторону.

Никандрова, Т. С. Алгоритм профориентационного сценирования социально-трудовой адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями  [Текст] / Т. С. Никандрова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №8. — С. 4-10.

В статье описаны новые целевые ориентиры социально-трудовой адаптации и создание на их основе личностно ориентированных профориентационных сценариев с сохранением принципа поэтапной профориентационной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.

Принимайте своего ребенка таким, какой он есть [Текст] : интервью с родителями ребенка с синдромом Дауна // Русский инвалид. — 2021. — № 7-8. — С. 24.

Аня Чернюк — ученица реабилитационно-образовательного центра №105, подведомственного столичному Департаменту труда и соцзащиты. Ане 11 лет, у нее синдром Дауна. Мама Ани, Людмила Чернюк, активная участница «Школы любящих родителей» при центре, рассказала о том, как воспитывать ребенка с нарушением развития.

Фролова, Ю. А. Формирование жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью в работе учителя-дефектолога  [Текст] / Ю. А. Фролова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — №4. — С. 95-99.

В статье раскрываются оптимальные пути формирования гибких жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Хвастунова, Е. П. Формирование межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. П. Хвастунова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — №4. — С. 32-37.

В статье анализируется сущность понятия «межличностные отношения со сверстниками» в психолого-педагогической литературе. Выявляются особенности формирования межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с нарушением интеллекта.

Хвастунова, Е. П. Формирование профессионального самоопределения у школьников с нарушением интеллекта на психокоррекционных занятиях  [Текст] / Е. П. Хвастунова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — №4. — С. 68-75.

В статье анализируются взгляды современных учёных на проблему формирования профессионального самоопределения у школьников с нарушениями интеллекта, выявляется роль психокоррекционных занятий в этом вопросе. Представлены данные исследования уровня сформированности профессионального самоопределения у старших школьников с нарушениями интеллекта.

АУТИЗМ

Караханя, А. С. Особенности дистанционного обучения для учащихся с расстройствами аутистического спектра  [Текст] / А. С. Караханя // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — №4. — С. 76-79.

В статье описываются преимущества и недостатки дистанционной формы обучения для учащихся с расстройствами аутистического спектра. Приводятся важнейшие психологические характеристики этой группы детей при восприятии формата онлайн. Даются общие рекомендации по проведению уроков в дистанционной форме для детей с ОВЗ.

Кудрявцева, М. М. Дети с аутизмом: нежелательное поведение и его связь с уровнем сформированности коммуникативных навыков [Текст] / М. М. Кудрявцева, И. Й. Балчюниене, В. В. Катаева // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 9. — С. 38-39.

Цель данной статьи  — поделиться опытом взаимодействия с детьми с аутизмом школьного возраста и представить стратегии, позволяющие узнавать и предупреждать признаки нежелательного поведения.

Смирнова, Е. А. Коммуникативные игры с детьми с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 8. — С. 38-41.

Представленные в статье игры предназначены для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) с задержкой речевого развития.

Юсупова, Г. Х. Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра в условиях коррекционной школы [Текст] / Г. Х. Юсупова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №3. — С. 103-108.

В статье раскрыт опыт работы коррекционной школы. Представлены диагностические методики, которые применялись при обследовании обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ряд коррекционных мероприятий.

ЗПР

Вильшанская, А. Д. Преемственность подходов к организации работы учителя-дефектолога при сопровождении обучающихся с ЗПР на уровнях начального и основного общего образования [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №6. — С. 14-21.

В статье раскрывается содержание деятельности учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР на уровне начального и основного общего образования; определяются цель и задачи дефектологического сопровождения; раскрывается содержание программы коррекционного курса.

Исламова, Т. А. Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР как ресурсная группа для включения детей с ОВЗ в общеразвивающие группы [Текст] / Т. А. Исламова, И. Н. Сушицкая // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 10. — С. 63-65.

Описание работы над проектом по созданию группы для детей с ЗПР с целью подготовки таких детей к инклюзии в общеразвивающие группы ДОУ.

Микляева, Н. В. «Геометрические кейсы» как прием формирования социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников с ЗПР [Текст] / Н. В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №6. — С. 45-51.

В статье описан авторский прием формирования социально-коммуникативных компетенций дошкольников с помощью «геометрических кейсов» на занятиях с учителем-дефектологом. Обобщены условия и способы реализации этого приема применительно к детям старшего дошкольного возраста, имеющим задержку психического развития.

Постникова, С. А. В поисках сундука Деда Мороза — по следам диких животных  [Текст] : для детей 5-6 лет / С. А. Постникова // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 11. — С. 78-83.

Сценарий новогоднего утренника составлен на основе еженедельных занятий с детьми с ЗПР с учётом их возможностей.

Сорокина, Л. И. Применение метода иппотерапии в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / Л. И. Сорокина // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 10. — С. 66-67.

Описание опыта применения метода иппотерапии в ДОУ. Показан пример тематического плана занятий по РВЕ.

Трошина, М. Н. Влияние коррекционной ритмики и нейропсихологической коррекции на развитие высших психических функций у детей с ЗПР [Текст] / М. Н. Трошина // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 9. — С. 33-35.

Психологу необходимо выявить нарушения развития и определить наиболее сохранные психические функции, подобрать наиболее действенные формы и методы коррекционной работы с детьми с ЗПР. Одним из современных направлений является коррекционная ритмика и интегрированная область нейропсихологической коррекции.

Чудесникова, Т. А. Модульная программа «Оживающий мир». Иллюстрируем и обыгрываем социальные истории с детьми с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Чудесникова // Дошкольное воспитание. — 2021. — №7. — С. 60-68.

В статье обобщаются трудности формирования социально-коммуникативных компетенций у дошкольников с ЗПР, описывается парциальная программа, позволяющая оптимизировать данный процесс. Её спецификой является опора на методику передвижной аппликации и использование авторских приемов «геометрический кейс».

НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Богданова, Т. Г. Проблемы методического обеспечения психологического сопровождения семьи ребенка с нарушенным слухом  [Текст] / Т. Г. Богданова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — №4. — С. 6-14.

В статье поднимаются вопросы, касающиеся проблем методического обеспечения психологического сопровождения семьи ребенка с нарушенным слухом. Представлены результаты онлайн-анкетирования по выявлению трудностей в работе психологов, работающих с детьми с нарушениями слуха и их родителями.

Жеребятьева, Е. А. Проектирование уроков математики в рамках единого подхода к образовательной деятельности глухих учащихся начальных классов (часть 2)  [Текст] / Е. А. Жеребятьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №6. — С. 52-58.

Во второй части статьи освещены вопросы организации процесса математического образования глухих обучающихся, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования (вариант 1.2).

Карпова, Д. А. Применение дистанционных образовательных технологий при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с нарушениями слуха: анализ педагогической практики  [Текст] / Д. А. Карпова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №5. — С. 25-33.

Польская, О. В. Развитие речи детей второго года жизни с нарушением слуха [Текст] : рекомендации для родителей / О. В. Польская // Дошкольное воспитание. — 2021. — №7. — С. 45-53.

В статье представлен педагогический исследовательский опыт по организации коррекционно-развивающих занятий сурдопедагога с детьми раннего возраста. Предлагаются методические материалы (рекомендации, советы, конкретные игры), которые могут быть использованы с целью активизации роли родителей в образовательно-реабилитационном процессе, присвоения ими новой осмысленной родительской позиции.

Смидович, Е.  Мир сквозь тишину [Текст] : фестиваль кино и визуальных искусств «Мир сквозь тишину» / Е. Смидович // Русский инвалид. — 2021. — № 9-10. — С. 21.

1-3 октября 2021 г. в Москве прошел Второй Международный фестиваль кино и визуальных искусств «Мир сквозь тишину». Его организовала творческая некоммерческая организация «Мир без тишины» при поддержке Министерства культуры РФ, Всероссийского общества глухих, Национального фонда поддержки правообладателей, Союза кинематографистов г. Москвы, и Театра Мимики и Жеста.

Смидович, О.  Красноречие жеста [Текст] : 3-й Всероссийский фестиваль жестового языка / О. Смидович // Русский инвалид. — 2021. — № 7-8. — С. 14-15.

Фестиваль — творческий конкурс, он призван привлечь внимание общественности к социуму глухих и слабослышащих, важнейший фактор существования которого — русский жестовый язык (РЖЯ). Способствовать его государственной поддержке, пониманию обществом его роли и значения в жизни глухих людей, привлечение внимания общественности к проблемам его изучения и развития, популяризация РЖЯ через художественное творчество – вот главные цели фестиваля.

Соловьева, Т. А. О влиянии компьютерных игр на динамику результатов и функциональные показатели нагрузок при обучении детей с нарушениями слуха: постановка задач исследования [Текст] / Т. А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №5. — С. 4-13.

Шматко, Н. Д. Как организовать коррекционную поддержку дошкольников с нарушенным слухом в условиях дистанционного обучения: в помощь педагогам и родителям [Текст] / Н. Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №5. — С. 67-74.

Дан ряд рекомендаций по организации коррекционной помощи дошкольникам с нарушенным слухом в условиях дистанционного обучения: организация онлайн-семинаров для родителей, проведение родителями занятий с ребенком.

НОДА

Абкович, А. Я. Система школьного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на современном этапе [Текст] / А. Я. Абкович // Коррекционная педагогика. — 2021. — №3. — С. 54-59.

В статье представлены материалы, характеризующие современное состояние системы образования обучающихся с НОДА на этапе школьного обучения. Приведены результаты изучения особых образовательных потребностей детей с двигательными нарушениями в начальной школе.

Заводчикова, О. И. Социально-бытовая адаптация детей и подростков с детским церебральным параличом на дому  [Текст] / О. И. Заводчикова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — №4. — С. 80-85.

В статье отражен опыт специалистов по социально-бытовой реабилитации. Актуальность проблемы определяется сложившимися условиями на период вынужденной самоизоляции и ограничениями в получении социальных услуг.

Кузнецова, Г. В. Специальные условия для овладения дошкольниками с ДЦП навыками изобразительной деятельности [Текст] / Г. В. Кузнецова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №3 . — С. 77-87.

В статье особое внимание уделено методическим рекомендациям по созданию специальных условий для овладения детьми дошкольного возраста с ДЦП навыками изобразительной деятельности. Рассмотрены задачи, основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию изобразительной деятельности у дошкольников с ДЦП.

Левченко, И. Ю. Дети дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в современном образовательном пространстве  [Текст] / И. Ю. Левченко // Коррекционная педагогика. — 2021. — №3. — С. 40-46.

В статье представлена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с НОДА. Отмечена специфика организации дошкольного образования детей с двигательными нарушениями с учетом особых образовательных потребностей. Описаны специальные образовательные условия качественного обучения детей с двигательными нарушениями.

Симонова, Т. Н. Аналитический обзор подходов и методов изучения ведущего нарушения при детском церебральном параличе [Текст] / Т. Н. Симонова // Коррекционная педагогика. — 2021. — №3. — С. 18-28.

В статье представлен анализ патогенетических механизмов ведущего дефекта при ДЦП. Обоснована важность установления структуры и механизма двигательного дефекта для разработки методов его коррекции в системе комплексной психолого-педагогической реабилитации детей с ДЦП.

Симонова, Т. Н. Формирование у детей с тяжелыми двигательными нарушениями готовности к визуально-графической (невербальной) интеракции с помощью компьютерных игр [Текст] / Т. Н. Симонова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №5. — С. 14-24.

Современные представления о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — № 7. — С. 73-75.

По результатам научно-педагогической деятельности И.Ю. Левченко эти дети должны рассматриваться как дети с комплексными нарушениями развития, что требует изменения подходов к их изучению, образованию и реабилитации.

Субботина, Е. И. Особенности сенсорно-перцептивного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в структуре детского церебрального паралича  [Текст] / Е. И. Субботина // Коррекционная педагогика. — 2021. — №3. — С. 88-96.

Сенсорно-перцептивные процессы рассматриваются в статье как база дальнейшего познавательного развития детей указанной категории. Представлена коррекционная программа по формированию сенсорно-перцептивных функций у детей с ТМНР в сочетании с выраженными нарушениями интеллектуального и речевого развития. Описаны организационные и методические подходы к разработке программно-методических материалов для коррекционной работы с детьми с ТМНР.