`
14 февраля 2023

В помощь дефектологу: новые поступления литературы за второе полугодие 2022 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 2-е полугодие 2022 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «НОДА», «ЗПР», «РАС», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи», «Нарушение слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

Общие вопросы

Адекватное компетентное поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций [Текст] // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 48-52.

В статье обозначается вопрос конструктивного взаимодействия между органами, выполняющими спасательные работы и подростками с ОВЗ. Обращается особое внимание на формирование у таких подростков умения обратиться за помощью к спасательным службам и обозначить свой недуг, что позволит облегчить работы по устранению возникшей ситуации.

Афанасьева, М. А. Конспект коррекционно-развивающего занятия «Ёжик» для детей раннего возраста [Текст] / М. А. Афанасьева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 6. — С. 38-39.

Беликова, А. И. Глоссарий финансовых терминов как электронный ресурс для повышения финансовой грамотности лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью [Текст] / А. И. Беликова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 8. — С. 34-40.

Проблема финансовой грамотности молодежи является одной из государственно значимых в системе образования. Для формирования общих и специальных компетенций в этой сфере у лиц с ограниченными возможностями здоровья и c инвалидностью разработан специальный Глоссарий финансовых терминов — эффективный электронный ресурс для пользователей с особенностями в психофизическом развитии и для социальных, педагогических работников и других специалистов.

Бобылева, Т. В. Роль кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ [Текст] / Т. В. Бобылева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 9. — С. 29-31.

Борисова, Т.  Мышцы тренирует… воображение [Текст] / Т. Борисова // 60 лет не возраст. — 2022. — № 10. — С. 46-50.

Комплекс мысленной тренировки поможет тем людям, кому сложно выполнять упражнения по состоянию здоровья, особенно если им предписан постельный режим.

Васильева, Н. В. Методические рекомендации по ведению документации тьютора в ДОУ компенсирующего вида [Текст] / Н. В. Васильева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 9. — С. 22-26.

Представлен пакет документов по ведению учетно-отчетной документации тьютора, позволяющий администрации контролировать деятельность тьютора в образовательном учреждении.

Вильшанская, А. Д. Инклюзивное образование и его реализация: психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / А. Д. Вильшанская // Дефектология. — 2022. — № 4. — С. 36-41.

В статье анализируются различные варианты содержания психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе; описаны вариативные модели образовательной и социально-воспитательной инклюзии, показаны приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения при реализации различных моделей инклюзивного обучения; обозначены актуальные векторы развития психолого-педагогического сопровождения, востребованные в современной инклюзивной практике.

Головчиц, Л. А. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми с множественными нарушениями развития [Текст] / Л. А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 5. — С. 34-45.

В статье рассмотрены проблемы подготовки студентов вуза к работе с детьми с множественными нарушениями. Представлены результаты изучения сформированности различных компонентов профессиональной готовности. Раскрыто содержание предлагаемой учебной практико-ориентированной дисциплины, направленной на профессиональную подготовку будущих специалистов к работе с детьми с МНР.

Горохова, М. С. Особенности понимания социальных норм детьми-сиротами с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / М. С. Горохова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 8. — С. 22-32.

В статье представлены результаты исследования по проблеме понимания социальных норм детьми-сиротами с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Статистически доказана значимость выделения параметров и критериев понимания как основополагающего аспекта в планировании и разработке эффективной программы коррекционно-развивающей работы.

Горшкова, В. В. Антропологические аспекты социализации детей с ОВЗ в условиях современной социальной реальности [Текст] / В. В. Горшкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 14-21.

В статье раскрыты антропологические аспекты социализации детей с ОВЗ, концептуально необходимые как для развития нормальной, так и для «особенной» личности. Рассматриваются различные типы отношений «мира здоровых» и «мира больных», а также способы интеграции лиц с ОВЗ в полноценную жизнь.

Григорьева, А. В. Использование современных методов и приемов в коррекционной работе педагога с детьми [Текст] / А. В. Григорьева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 6. — С. 36-37.

Данилина, Е. В. Особенности формирования двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с недостаточностью переработки сенсорной информации [Текст] / Е. В. Данилина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 13-20.

Рассматривается важная проблема формирования двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в обработке модуляции сенсорных ощущений. Анализ литературных данных и практический опыт специалистов в области специальной педагогики дает основание утверждать, что нет единого комплексного диагностирования и способа преодоления незрелости моторной сферы у детей вследствие недостаточности переработки сенсорной информации.

Демакова, И. Д. От интеграции к социальной инклюзии: уникальное пространство детства международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш дом» [Текст] / И. Д. Демакова // Дефектология. — 2022. — № 4. — С. 42-49.

В статье анализируется многолетний опыт создания интеграционной среды корчаковского лагеря «Наш дом», в котором 30 лет проводят зимние и летние каникулы вместе со своими здоровыми сверстниками дети с ОВЗ и инвалидностью. Интеграционная среда обеспечивает процесс инклюзии — равного доступа всех детей к освоению культуры, активному участию в воспитательном процессе. Важнейшим ресурсом гуманизации жизни детей в лагере является воспитательная деятельность руководителей и вожатых, построенная на идеях великого педагога — гуманиста Януша Корчака.

Елагина, Е. Р. Безопасное инклюзивное образование: проблемы и пути решения [Текст] / Е. Р. Елагина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 4-12.

В статье раскрыта сущность концептуальных подходов к безопасному инклюзивному образованию, выделены проблемы и предложены конкретные пути их решения; акцентировано внимание на важности такой компоненты как инклюзивная культура в организации образовательного процесса.

Иванова, М. Г. Теоретические основы нейропсихологического подхода к изучению детей с нарушениями развития на основе анализа литературных источников [Текст] / М. Г. Иванова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 66-70.

В статье представлены аспекты возникновения нейропсихологии и теоретические основы такого подхода к изучению детей с нарушениями развития.

Кернер, О. А. Система государственной поддержки семей с детьми с ОВЗ [Текст] / О. А. Кернер // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 36-39.

Обзор законодательных актов Российской Федерации, к которым должны обратиться семьи с особенными детьми для получения информации о своих правах.

Кондратьева, С. Ю. Библиотерапия как метод коррекционного воздействия в условиях образовательной организации [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 6. — С. 29-30.

Конспект занятия по библиотерапии в подготовительной группе «Я не боюсь темноты».

Котова, О. Д. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с СДВГ [Текст] / О. Д. Котова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 8. — С. 45-47.

В статье указаны стратегии управления поведением дошкольников, даются советы воспитателям, родителям и педагогам-психологам ДОУ.

Кочетова, Е. А. Сохраняем и укрепляем здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью мобильного электронного приложения [Текст] / Е. А. Кочетова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 8. — С. 41-46.

Описание мобильного электронного приложения, которое позволяет активизировать и контролировать взаимодействие между подростком, родителем и учителем. Приложение, разработанное ИКП РАО — это инструмент, способствующий сохранению и укреплению здоровья, формированию полезных привычек.

Куклина, Д. А. Мониторинг специальных условий, созданных для обучающихся с ОВЗ дошкольного и школьного возраста в образовательной организации [Текст] / Д. А. Куклина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 71-76.

В данной статье автором представлены результаты исследования специальных образовательных условий, созданных для детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ в образовательной организации.

Лебедева, С. С. Непрерывное образование лиц с инвалидностью и факторы, способствующие его развитию в условиях сетевой образовательной среды [Текст] / С. С. Лебедева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 22-28.

В статье рассматриваются основные научные позиции, направленные на развитие теоретической базы непрерывного образования лиц с инвалидностью. Анализируются результаты работы в области использования инновационных подходов к организации образования инвалидов.

Лукьянова, И. В. Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком [Текст] / И. В. Лукьянова. — М. : Никея, 2019. — 414 с.

Эта книга в первую очередь для родителей, у чьих детей есть проблемы с поведением, вниманием, учебой, волей и самоорганизацией — в том числе детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Для учителей и воспитателей детского сада, для всех, кто работает с детьми.

Любимова, Е. С. Теоретико-методологические основы работы дошкольного дефектолога с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии [Текст] / Е. С. Любимова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 76-83.

В данной статье представлен анализ научно-исследовательских трудов отечественных ученых.

Макарова, И. В. Специфические особенности развития музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости детей-инвалидов в условиях ДОУ [Текст] / И. В. Макарова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 10. — С. 27-28.

Мищенко, А. Н. Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ОВЗ [Текст] / А. Н. Мищенко // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 53-54.

Наталичева, Т. А. Профилактика трудностей в обучении посредством нейропсихологических приемов в раннем возрасте [Текст] / Т. А. Наталичева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 42-44.

Одинокова, Г. Ю. Первичный консультативный прием семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ в дистанционном формате: анализ практики [Текст] / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. — 2022. — № 5. — С. 49-60.

Статья раскрывает возможности первичного дистанционного консультирования семьи. Описана процедура проведения онлайн-консультации командой специалистов. Опрос среди специалистов-консультантов института, проведенный в 2022 г., позволил оценить содержательные возможности такой формы работы. Анализ заставил пересмотреть целевые установки относительно первичного приема семьи в онлайн-формате, трансформировать его содержательно-смысловое наполнение. Показано, что при грамотной организации и четком понимании целей и задач, данная форма работы является эффективным инструментом при оказании ранней коррекционной помощи семьям и их детям.

Оценка развития смыслового чтения у младших школьников с особыми образовательными потребностями [Текст] // Дефектология. — 2022. — № 6. — С. 24-37.

В статье рассматривается проблема оценки развития смыслового чтения у детей младшего школьного возраста, в том числе у детей с особыми образовательными потребностями. В исследовании приняли участие 104 ученика вторых классов московских школ: дети с нормативным развитием; дети с трудностями в освоении общеобразовательной программы; дети с задержкой психического развития (ЗПР). Результаты исследования могут быть использованы при разработке инструментария для промежуточного оценивания развития читательской компетенции детей младшего школьного возраста как с условно нормативным развитием, так и с ограниченными возможностями здоровья.

Ремезова, Л. А. Робототехника в образовании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (часть 1) [Текст] / Л. А. Ремезова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 6. — С. 4-10.

В статье рассмотрена специфика использования образовательных возможностей робототехники в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Предложен ряд механизмов формирования и развития навыков проектирования, конструирования и программирования как основных задач обучения робототехнике. Даны рекомендации по взаимодействию специального психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда с педагогом по робототехнике. В 1-й части статьи указаны подходы к управлению процессом обучения старших дошкольников с ОВЗ робототехнике, апробированные в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями зрения, речи и задержкой психического развития; представлена структурно-функциональная модель обучения дошкольников с ОВЗ робототехнике; содержится педагогическая диагностика индивидуального развития навыков конструирования детьми с ОВЗ роботов.

Ремезова, Л. А. Робототехника в образовании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (часть 2) [Текст] / Л. А. Ремезова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 7. — С. 39-45.

Во второй части статьи раскрыты механизмы и действия в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ робототехнике, показано развивающее взаимодействие участников образовательных отношений в процессе обучения детей с ОВЗ робототехнике.

Селигман, М.  Обычные семьи, особые дети [Текст] ; пер. с англ. / М. Селигман ; пер. с англ. — М. : Теревинф, 2016. — 368 с. — (Особый ребенок).

Появление ребенка с нарушениями развития для любой семьи — сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в объективной информации, социальных ресурсах, поддержке родных и друзей и квалифицированной помощи специалистов.

Смолин, О.  Кадры дефектологов: состояние и проблемы подготовки [Текст] / О. Смолин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 5. — С. 4-14.

В статье представлен анализ ситуации, связанной с потребностью в квалифицированных кадрах дефектологического профиля. Рассмотрены причины кадрового дефицита и возможные решения для его устранения.

Соловьева, Т. А. Профессиональный стандарт «педагог-дефектолог» как основа профессиональной подготовки студентов дефектологических факультетов [Текст] / Т. А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 5. — С. 15-23.

Сформулированы трудовые функции, трудовые действия, необходимые для работы с разными группами лиц с ОВЗ.

Тингей-Михаэлис, К.  Дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям [Электронный ресурс] / К. Тингей-Михаэлис ; пер. с англ. ; читает Л. Броцкая. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2022. — 1 ффк. : зв.  (6 час.59 мин.). — На фк. 5 кн. — Общее время звучания 39 час 52 мин.

Домашняя энциклопедия по уходу за детьми от рождения до 7 лет с физическими и умственными недостатками. Простота изложения и доверительный тон позволят родителям воспользоваться этими советами с максимальной эффективностью.

Хухлаев, О. Е. Волшебные капельки счастья [Текст] : терапевтические сказки / О. Е. Хухлаев, О. В. Хухлаева. — М. : Проспект, 2022. — 384 с.

В книге представлены терапевтические сказки, позволяющие формировать у детей 5-10 лет уверенность в себе, позитивное восприятие жизни, высокую жизнестойкость. Книга будет полезна родителям, а также педагогам и психологам, работающим по новым ФГОСам.

Шиповская, А. В. Применение информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ [Текст] / А. В. Шиповская // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 58-62.

В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ. Представлен обзор зарубежных литературных источников об исследовании проблем применения информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Щербак, А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети специальной медицинской группы [Текст] / А. П. Щербак // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 12. — С. 31-36.

В статье раскрыты особенности методики адаптивной физической культуры с детьми специальной медицинской подгруппы «А». Перечислены требования к организации образовательной деятельности в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами.

Щербак, А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / А. П. Щербак // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 11. — С. 15-20.

Раскрываются особенности занятий адаптивной физической культурой детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития; двигательной сферы детей в зависимости от темпа психического развития. Содержание образовательной деятельности (от ориентировочно-поисковой активности через предметные действия и деятельность к познавательной деятельности) в ходе четырех последовательно сменяющих друг друга периодов.

Шилова, Е. А. Профессиональный портрет будущего педагога-дефектолога [Текст] / Е. А. Шилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 5. — С. 57-66.

Шутова, И. Ю. Формы сотрудничества специалистов ОУ в рамках организации коррекционно-образовательного пространства [Текст] / И. Ю. Шутова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 8. — С. 29-30.

Описание опыта работы специалистов ДОУ.

ЗПР

Иденбаум, Е. Л. Дети с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е. Л. Иденбаум. — М. : Просвещение, 2020. — 47 с. — (Учителю о детях с ограниченными возможностями здоровья).

В учебном пособии представлены наиболее значимые аспекты психолого-педагогической характеристики детей с задержкой психического развития (ЗПР). Рассматриваются особенности коррекционно-образовательного процесса обучения детей как в случае относительно лёгкой степени ЗПР (вариант 7.1), так и в случае умеренной и выраженной степени ЗПР (вариант 7.2); рассматриваются вопросы создания специальных образовательных условий для данной группы детей.
Отдельный раздел пособия посвящён созданию адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Пособие включает перечень нормативно-правовой документации и учебно-методической литературы, отражающий актуальные вопросы развития, воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Пособие адресовано педагогам начальных классов общеобразовательных организаций, студентам дефектологических факультетов и начального образования, будет полезно родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.

Киреева, М. М. Экологическое воспитание детей с ЗПР с использованием метода моделирования [Текст] / М. М. Киреева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 9. — С. 31-33.

Кузма, Л. П. Об организации обучения детей с легкими формами психического недоразвития в разновозрастных коррекционных классах сельских школ [Текст] / Л. П. Кузма // Дефектология. — 2022. — № 4. — С. 28-35.

Статья посвящена проблеме организации обучения детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития в условиях сельских школ. Представлены данные о распространенности этих вариантов дизонтогенеза у детей, проживающих в сельской местности. С учетом особенностей малочисленных сельских школ для обучения таких детей предлагается создание разновозрастных коррекционных классов. В статье рассматриваются основные принципы организации разновозрастного обучения в коррекционном классе.

Слеповия, Е. С. Построение отношений и взаимодействие ребенка с задержкой психического развития со сверстниками и взрослыми как основа инклюзивного образования [Текст] / Е. С. Слеповия // Дефектология. — 2022. — № 4. — С. 7-13.

В статье рассматривается проблема построения отношений и взаимодействия ребенка с задержкой психического развития как основания инклюзивного образования. Анализируется специфика проявления данной проблемы в условиях инклюзивного образования у детей с задержкой психического развития. В качестве идеальной модели отношений и взаимодействия ребенка предлагается модель сотрудничества, опосредствованного символами. Реализация этой модели на практике демонстрирует свою эффективность.

Стенковская, М. В. Игры с пуговицами как средство развития мелкой моторики и элементарных навыков самообслуживания у детей с ТНР и ЗПР [Текст] / М. В. Стенковская // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 10. — С. 28-29.

Формирование навыков жизненной компетенции как компонента готовности детей с ЗПР к школьному обучению [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 8. — С. 4-13.

В статье обсуждается инструментарий по формированию навыков жизненной компетенции у детей с задержкой психического развития предшкольного возраста. Приводятся результаты исследования с применением разработанной методики для развития у ребенка соответствующих возрасту адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, овладения им социально-бытовыми умениями и навыками коммуникации, осмысления картины мира, своего социального окружения и социальных ролей. Приводятся результаты формирующего эксперимента.

Щербак, А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети с задержкой психического развития [Текст] / А. П. Щербак // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 8. — С. 20-26.

Представлены перечни особенностей развития и соответствующих им образовательных задач. Описаны ожидаемые результаты занятий физическими упражнениями с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы.

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Алышева, Т. В. Проектирование и особенности реализации курса информатики в 7 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Т. В. Алышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 6. — С. 30-45.

В статье содержатся рекомендации по проектированию курса «Информатика» в 7 классе в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся интеллектуальными нарушениями.

Балгабаева, Д. Е. Развитие диалогической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью [Текст] / Д. Е. Балгабаева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 38-44.

Исходя из общей цели системы обучения, нацеленной на достижение оптимального уровня развития детей с ОВЗ, данная разработанная программа позволяет включать сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств, творческих способностей.

Кондратьева, М. Е. Опыт развития представлений о себе у молодых взрослых с умственной отсталостью, выпускников детских домов-интернатов [Текст] / М. Е. Кондратьева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 29-37.

Результаты обследования показали, что особенности самопрезентации людей с инвалидностью не зависят от выраженности интеллектуальных нарушений. Предложенная авторами система занятий по развитию самосознания доказала свою эффективность.

Коробейников, И. А. Дети с интеллектуальными нарушениями [Текст] : учебное пособие для общеобразовательных организаций / И. А. Коробейников. — М. : Просвещение, 2021. — 47 с. — (Учителю о детях с ограниченными возможностями здоровья).

В учебном пособии, предназначенном для учителей начальных классов общеобразовательных организаций, даётся психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями интеллекта различных степеней, варианты организации образования в условиях инклюзии. Также подробно описаны особые образовательные потребности младших школьников с интеллектуальными нарушениями и способы их удовлетворения в учебной деятельности, рекомендации по организации коррекционно-педагогического процесса и разработке адаптированной основной образовательной программы, учитывающей индивидуально-типологические особенности школьников данной категории.
Учебное пособие включает перечень учебно-методической литературы, отражающей актуальные вопросы развития, воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

Медникова, Л. С. Формирование социальной ответственности и социально ответственного поведения у младших умственно отсталых школьников [Текст] / Л. С. Медникова // Дефектология. — 2022. — № 4. — С. 14-19.

В статье рассматриваются методологические и методические основы формирования социальной ответственности и социально ответственного поведения младших школьников с умственной отсталостью. Ответственность рассматривается как комплексная личностная характеристика человека, включающая когнитивно-оценочный, мотивационный, действенно-операционный и регуляционный компоненты. Сформулированы методические требования к формированию каждого из элементов данного личностного образования.

Особенности познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы и общения детей с синдромом Дауна [Текст] // Дефектология. — 2022. — № 6. — С. 60-67.

В статье представлены результаты исследования особенностей познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы и общения детей с синдромом Дауна. Проведен сравнительный анализ результатов диагностики когнитивной и эмоционально-личностной сферы владеющих и не владеющих экспрессивной речью детей с синдромом Дауна; выдвигаются гипотезы о причинах выявленных особенностей и различий в сравниваемых группах детей в рамках концепции закономерностей психического развития детей с синдромом Дауна 8-12 лет.

Скира, Е. В. Специфика развития познавательных и регулятивных базовых учебных действий у обучающихся специальной (коррекционной) школы [Текст] / Е. В. Скира // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 29-37.

Статья посвящена изучению состояния и развития базовых учебных действий у обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью. Рассмотрены педагогические условия, способствующие эффективному формированию регулятивных и познавательных базовых учебных действий у обучающихся с нарушениями интеллекта.

Соловьева, С. В. Концепция разработки примерных рабочих программ по профилям трудовой подготовки в рамках учебного предмета «профильный труд» для обучения детей с легкой умственной отсталостью [Текст] / С. В. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 8. — С. 47-55.

Статья посвящена обоснованию подходов к проектированию примерных рабочих программ по профилям трудовой подготовки для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6-9 классов. Детально раскрыты особенности содержательного наполнения основных компонентов примерных рабочих программ: пояснительной записки, содержания обучения, планируемых результатов обучения и тематического планирования. Особое внимание обращено на характеристику взаимосвязи обязательных структурных компонентов примерных рабочих программ.

Соловьева, С. В. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета «профильный труд» обучающимся с легкой умственной отсталостью [Текст] / С. В. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 8. — С. 56-66.

В статье систематизировано проблемное поле в сфере профессионально-трудовой подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью, представлены актуальные направления обновления содержания и технологий обучения по профилям трудовой подготовки. На этой основе обоснован вывод о том, что развитие технологического образования обучающихся с легкой умственной отсталостью и профессиональное развитие учителей целесообразно при использовании ресурсов методической работы в общеобразовательных организациях.

Феоктистова, Ю. С. Формирование социальной ответственности и социально ответственного поведения у младших умственно отсталых школьников [Текст] / Ю. С. Феоктистова // Дефектология. — 2022. — № 5. — С. 17-26.

Статья знакомит с программой и результатами экспериментального обучения, направленного на формирование социальной ответственности и социально ответственного поведения у младших школьников с умственной отсталостью. Представленные данные свидетельствуют о положительной динамике в проявлениях формируемых качеств у детей экспериментальных групп. Подчеркивается значимость опоры при обучении на социальный опыт ребенка, продуктивность использования метода моделирования ситуаций социального взаимодействия, а также роль педагогов и родителей в развитии у детей такого сложного личностного образования как социальная ответственность.

Фролова, Ю. А. Применение метода сенсорной интеграции на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Ю. А. Фролова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 84-88.

В статье раскрываются особенности использования учителем-дефектологом сенсорной интеграции на коррекционных занятиях с обучающимися, имеющими умственную отсталость и тяжелые множественные нарушения в развитии.

Хвастунова, Е. П. Развитие навыков самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности [Текст] / Е. П. Хвастунова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 91-96.

Определены и реализованы на практике возможности трудовой деятельности в процессе развития навыков самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта. Приводятся результаты экспериментальной работы.

Шоркина, Т. Д. Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушениями (часть 1) [Текст] / Т. Д. Шоркина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 6. — С. 58-72.

В статье представлен практико-ориентированный диагностический инструментарий для изучения сферы жизненной компетенции подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями, разработанный для прогностической оценки потенциальных возможностей самостоятельного проживания молодых инвалидов с интеллектуальными нарушениями. Предлагается карта мониторинга сформированности жизненных компетенций подростков с интеллектуальными нарушениями, определяющих готовность к самостоятельному проживанию, с дополнительными методическими материалами.

Шоркина, Т. Д. Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушенями (часть 2) [Текст] / Т. Д. Шоркина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 7. — С. 58-65.

В статье представлены результаты изучения сферы жизненной компетенции подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями, описаны подходы к оценке их потенциальных возможностей в плане самостоятельного проживания в будущем. Авторы предлагают рабочую типологию детей-инвалидов (молодых инвалидов) 11-18 лет с выраженными интеллектуальными нарушениями на основе уровня сформированности жизненных компетенций.

Щербак, А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети с умственной отсталостью [Текст] / А. П. Щербак // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 10. — С. 37-42.

В статье раскрыты особенности занятий адаптивной физической культурой детьми с умственной отсталостью. Представлены особенности двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями в зависимости от степени умственной отсталости. Перечислены задачи, условия их решения и средства адаптивной физической культуры. Описаны методы формирования знаний, обучения двигательным действиям, воспитания физических качеств, личности и психического регулирования.

РАС

Еремина, Е. С. Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с РАС [Текст] / Е. С. Еремина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 67-70.

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса, взаимодействия и целесообразного «распределения ролей» между педагогами сопровождения (логопед, дефектолог, психолог), а также родителями ребенка с РАС.

Каган, В. Е. Аутизм у детей [Текст] / В. Е. Каган. — М. : Смысл, 2020. — 384 с.

В книге описана история развития проблемы аутизма с начала ХХ века, описана клиническая картина детского аутизма, а также аутизма как психопатологического неспецифического синдрома в рамках шизофрении.

Корнева, Л. В. Специфика организации работы с детьми с РАС в области физического воспитания [Текст] / Л. В. Корнева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 6. — С. 6-9.

В рамках статьи описана специфика организации занятий по физической культуре с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Кук, К.  Воспитание детей с аутизмом. 90 упражнений для вовлечения ребенка в общение, взаимодействие и игру [Текст] / К. Кук ; пер. с англ. — СПб. : Диалектика, 2021. — 240 с.

В книге описаны 90 игровых, научно обоснованных упражнений, предназначенных для родителей, которые воспитывают аутичного ребенка. Упражнения ориентированы на детей в возрасте от года до 11 лет, но их результаты будут сказываться всю жизнь.

Майорова, О. В. Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребенком пятилетнего возраста с РДА «Домашние животные и их детеныши» [Текст] / О. В. Майорова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 10. — С. 34-35.

Никольская, О. С. Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи [Текст] / О. С. Никольская // Дефектология. — 2022. — № 5. — С. 3-16.

В статье обсуждаются причины и характер современного кризиса в понимании клинической и психологической специфики расстройств аутистического спектра. Показывается, что обращение к традициям отечественной дефектологии способствует отграничению аутистических расстройств от иных проблем развития, выявлению особой логики аутистического дизонтогенеза и специфики коррекционной помощи при аутизме. Обосновывается необходимость психологической помощи, направленной на нормализацию смысловых основ отношений ребенка с окружением, вне которой усилия по коррекции развития его психических функций не имеют практического значения. В качестве основного условия их нормализации и сближения траектории психического развития ребенка с нормотипической выделяется восстановление и развитие его эмоциональной общности с близким взрослым.

Прокова, Н. И. Визуальное расписание как эффективный метод обучения детей с РАС в условиях инклюзивного образования [Текст] / Н. И. Прокова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 63-66.

В статье рассмотрено визуальное расписание, как инструмент организации образовательного процесса с учетом особенностей познавательной сферы детей с РАС.

Ригина, Н. Ф. Организация работы с ребенком с аутизмом: взаимодействие специалистов и родителей [Текст] / Н. Ф. Ригина, С. Ю. Танцюра. — М. : Сфера, 2022. — 64 с. — (Библиотека Логопеда).

В книге представлены формы коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима дня, формирование коммуникации, навыков самообслуживания.
Помимо практических вопросов приводится анализ исследований аутизма.
Книга предназначена для логопедов, психологов, воспитателей, дефектологов и родителей.

Танцюра, С. Ю. Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей [Текст] / С. Ю. Танцюра, И. Н. Кайдан. — М. : Сфера, 2022. — 64 с. — (Библиотека Логопеда).

В данной книге представлены занятия по формированию речи у детей 3-7 лет с аутизмом, каждое из которых содержит различные игровые упражнения, задания для родителей. Приведены фрагменты интегрированных занятий «Круг», направленных на развитие социального взаимодействия, рекомендации по общению с ребенком с аутизмом. Книга предназначена для логопедов, воспитателей ДОО, родителей детей с аутизмом.

Тимошникова, Н.  РАСколдовать особенного ребенка. Как одна семья нашла выход там, где его не было [Текст] / Н. Тимошникова. — СПб. : Питер, 2022. — 256 с. — (Осознанное родительство).

Эта книга рассказывает о превращения неговорящего, недоразвитого ребенка с диагнозом РАС в ребенка «уровня условной нормы», что означает возможность вести нормальную жизнь.

Шибутани, М.  100 историй о правилах общения и безопасного поведения для детей с аутизмом. Иллюстрированное пособие для совместного чтения родителей и их детей с РАС [Текст] / М. Шибутани ; пер. с англ. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2020. — 224 с.

В пособии, предназначенном для совместного чтения с ребенком с РАС, собраны наиболее важные социальные ситуации таким образом, чтобы дети с аутизмом могли их понять, легко запомнить, а затем научиться ими пользоваться.

Щербак, А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети с расстройством аутистического спектра [Текст] / А. П. Щербак // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 9. — С. 32-38.

В статье раскрыты особенности занятий адаптивной физической культурой детьми с расстройством аутистического спектра. Представлены основные группы деления детей с аутизмом. Перечислены направления, задачи и средства адаптивной физической культуры. Описаны возможные методики занятий физическими упражнениями.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Валявко, С. М. Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. М. Валявко // Дефектология. — 2022. — № 5. — С. 27-35.

В данной статье представлен интерпретационный анализ взаимосвязей (интеркорреляций) между различными параметрами агрессивного поведения дошкольников и их возможностью осуществлять прогнозирование. Дети с нормальным развитием речи в дошкольном возрасте, различаясь в способности к прогнозированию собственной деятельности, могут строить предположение о развитии социальной ситуации и ее последствиях на основе накопленного коммуникативного опыта. В сравниваемых группах дошкольников выявлены различия как в показателях прогностической деятельности, так и в уровнях агрессивного поведения. Показан также характер взаимосвязи самооценки, ценностных ориентаций с характеристиками прогностической деятельности.

Голубец, О. Д. Взаимосвязь специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ТНР. Педагогический проект «Путешествие в мир игрушек» по произведениям А. Л. Барто [Текст] / О. Д. Голубец // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 8. — С. 34-37.

Представлен педагогический проект по произведениям А. Барто. Проект реализован в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ТНР.

Дымкова, А. Ю. Развитие лексической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи с помощью дидактической игры [Текст] / А. Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 6. — С. 20-29.

В статье дается описание дидактических игр, направленных на развитие словаря (лексической стороны речи) младших школьников с общим недоразвитием речи (III-IV уровень), на примере использования авторского учебно-дидактического пособия «Город слов». Теоретико-методологической базой представленного материала являются научные исследования в области изучения речевого развития данного контингента детей.

Ефремова, В. Р. Использование фразового конструктора в работе с особым ребенком [Текст] / В. Р. Ефремова, Н. П. Лисова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 29-31.

Созданный авторами статьи фразовый конструктор предназначен для работы с ребенком восьмого года жизни, имеющим специфическое нарушение речи, обусловленное РАС, и задержку психического развития.

Калмыкова, А. С. Особенности состояния связного описательного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / А. С. Калмыкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 42-45.

В статье рассматривается проблема изучения связного описательного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи. Дана характеристика описания как одного из видов связной монологической речи.

Квасова, А. Ю. Влияние семейных факторов на психофизическое здоровье дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / А. Ю. Квасова, Н. А. Андронова, С. А. Птицына, Д. А. Хажеева // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 12. — С. 2-8.

В статье обсуждаются медико-социальные аспекты психофизического здоровья дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Анализируются семейные факторы формирования психопатологических нарушений у детей, показано их влияние на психофизическое здоровье дошкольников. Приводятся рекомендации родителям по формированию психофизического здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи.

Колягина, В. Г. Сказкотерапия как эффективный метод в коррекции эмоционально-личностных трудностей у старших дошкольников с ОНР III уровня [Текст] / В. Г. Колягина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 52-57.

Статья посвящена теме тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Статья рассказывает об особенностях тревожности у детей даннной категории и о способе ее коррекции с помощью сказкотерапии.

Королькова, Л. С. Нейропсихологический подход к развитию фонематических процессов у дошкольников с ТНР [Текст] / Л. С. Королькова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 25-26.

Крикленко, О. В. «Лето в Простоквашино». Сценарий развлечения в старшей группе для детей с ТНР с участием родителей [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 47-49.

Кулькова, Н.  Анатомия речи: как отстроить речь у детей с особенностями развития. Уникальный путеводитель [Текст] / Н. Кулькова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2022. — 120 с. — (Особенные дети).

Автор простым и понятным языком рассказывает о сложной и многоступенчатой структуре речи, о причинах, которые мешают вашему малышу освоить речь, приводит рекомендации по диагностике и взаимодействию с ребенком. Книга может стать уникальным путеводителем для «особенных» родителей в сложном путешествии к вербальному общению с их неговорящим пока ребенком.

Куприянова, К. Д. Теоретические основы изучения особенностей праксиса у детей дошкольного возраста с моторной алалией [Текст] / К. Д. Куприянова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 60-65.

В статье проанализирована нейропсихологическая роль афферентной и эфферентной диспраксии, как основного механизма формирования у ребенка моторной алалии, приведена иллюстрация клинического случая.

Лалаева, Е. Н. Игровые тренажеры для развития речевого дыхания [Текст] : картотека игр / Е. Н. Лалаева, О. С. Бельченко // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 11. — С. 72-76.

Развитие речевого дыхания — один из важнейших этапов на протяжении всей коррекционной работы с ребенком. В статье представлена картотека игр по лексическим темам в сочетании с показом, пояснением и указаниями.

Нейропсихологические методы развития произвольного внимания у детей с ТНР [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 10. — С. 31-33.

Нищева, Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. — СПб. : Детство-пресс, 2020. — 448 с.

В пособии представлены конспекты занятий воспитателя по РМП у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста.

Овчинникова, Е. В. «У меня зазвонил телефон». Конспект игрового сеанса для детей с ТНР [Текст] / Е. В. Овчинникова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 27-29.

Панарина, О. В. Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у дошкольников с ТНР [Текст] / О. В. Панарина // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 6. — С. 31-33.

Описание опыта работы в ДОУ.

Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ТНР через использование современных технологий [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 10. — С. 36-37.

Ромашко, Е. В. «Три богатыря спасают осень». Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда для детей 5-6 лет с ТНР [Текст] / Е. В. Ромашко, Р. Ф. Колпакова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 34-35.

Телепень, Т. С. Методические рекомендации по реализации некоторых задач экологического воспитания учителем-дефектологом в группе для детей с ТНР [Текст] / Т. С. Телепень // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 8. — С. 31-33.

В связи с актуальностью проблем экологического воспитания учителя-дефектологи имеют возможность совмещать речевые и воспитательные задачи, используя речевой материал экологического содержания для их реализации.

Федорченко, Е. Н. Готовимся к школе [Текст] : конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи / Е. Н. Федорченко // Игра и дети. — 2022. — № 5. — С. 18-19.

Цель занятия: развитие познавательных интересов и речемыслительной деятельности детей с ТНР с опорой на практико-ориентированный подход.

Филатова, Ю. О. Возможности применения современного диагностического инструментария для изучения нарушений плавности речи у дошкольников с заиканием [Текст] / Ю. О. Филатова // Дефектология. — 2022. — № 5. — С. 36-48.

Целью исследования явилось изучение показателей неплавности речи в монологических высказываниях дошкольников с невротической и неврозоподобной формами заикания и без речевых нарушений с помощью диагностической технологии Вандербилдта.

Шулекина, Ю. А. Понимание учебного текста младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи: специфика формирования системы смысловой обработки текстовой информации [Текст] / Ю. А. Шулекина // Дефектология. — 2022. — № 5. — С. 61-70.

В статье приводятся новейшие данные о процессах восприятия и понимания учебного текста, полученные на основе диагностической технологии, предназначенной для выявления у учащихся с тяжелыми нарушениями речи трудностей чтения учебника. Через оценку структуры, взаимодействия и динамики показателей восприятия и понимания учебного текста описана специфика формирования системы смысловой обработки текстовой информации, характерная для детей с речевыми нарушениями, обучающихся в массовой школе.

НОДА

Абкович, А. Я. Особенности формирования социально значимых бытовых навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста [Текст] / А. Я. Абкович // Дефектология. — 2022. — № 4. — С. 50-59.

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей формирования социально значимых бытовых навыков младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата как части сферы жизненной компетенции. Выявлены и описаны особенности формирования навыков собственного жизнеобеспечения, проведения досуга, передвижения вне дома, хозяйственных, финансовых и школьных навыков, навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Анализ качественных характеристик процесса формирования основных обще-учебных умений у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] // Дефектология. — 2022. — № 6. — С. 38-48.

В статье представлены результаты исследования уровня академических достижений младших школьников с ДЦП. Выделены параметры, влияющие на успешность обучения, и предложены критерии их оценки. На основании критериально-ориентированного подхода выявлены четыре группы детей с двигательными нарушениями с разным уровнем сформированности общеучебных умений. Экспериментально подтверждено, что двигательные ограничения не являются определяющим фактором при оценке академической успешности обучающихся с НОДА.

Безух, С. М. Комплексное сопровождение и методологические подходы к формированию образовательного маршрута детей, страдающих детским церебральным параличом [Текст] / С. М. Безух // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 44-48.

В статье анализируются теоретико-методологические проблемы комплексного сопровождения и образовательного маршрута детей с ДЦП. Выделяются основные направления деятельности междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ.

Бортфельд, С. А. Точечный массаж при детских церебральных параличах [Шрифт Брайля] / С. А. Бортфельд, Г. Ф. Городецкая, Е. И. Рогачева. — Изд. по Брайлю 1-е. — М. : МИПО Репро, 2022. — 3 кн. — Перепеч. : Л. : Медицина, 1979.

Работа обобщает многолетний опыт авторов по применению лечебной физкультуры и массажа у детей, страдающих церебральными параличами, начиная с первых месяцев и лет жизни.

Крутякова, Е. Н. Исследование информационно-коммуникативного аспекта общения как одного из условий предупреждения школьной дезадаптации младших школьников с двигательными нарушениями [Текст] / Е. Н. Крутякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 8. — С. 14-21.

В статье представлен анализ результатов исследования особенностей и степени сформированности информационно-коммуникативных действий младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата; раскрыта специфика их формирования на начальном этапе школьного обучения; выявлены трудности, которые испытывают обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата при дефиците коммуникативных возможностей на этапе формирования учебной деятельности.

Логинова, К. С. Специальные условия становления пространственных и временных представлений у детей с церебральным параличом [Текст] / К. С. Логинова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 45-51.

Данная статья посвящена изучению пространственных и временных представлений у детей с ДЦП. Автором представлены результаты экспериментального исследования сформированности пространств и временных представлений у дошкольников с ДЦП в сравнении с детьми с нормальным развитием.

Щербак, А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети с церебральным параличом [Текст] / А. П. Щербак // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 7. — С. 61-66.

В статье раскрыты особенности занятий адаптивной физической культурой с детьми с церебральным параличом. Представлены перечни двигательных ограничений детей, задач и средств по их преодолению, коррекции и компенсации. Описаны методические особенности применения физических упражнений при детском церебральном параличе.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА   

Алхури, Н.  Формирование профессиональных интересов у старшеклассников с нарушениями слуха в России и Сирии [Текст] / Н. Алхури // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 6-13.

В статье излагаются результаты экспериментального исследования по изучению процесса профориентации в российских и сирийских школах. Целью данного исследования является определение профессиональных склонностей обучающихся с нарушениями слуха; выявление факторов, влияющих на профессиональный выбор; рассмотрение проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся, родители и педагоги в процессе профориентации и профессионального самоопределения старшеклассников с нарушениями слуха. Полученные данные могут рассматриваться как основа для создания современной системы профориентации старшеклассников с нарушениями слуха.

Амариани, Ю. В. Изучение влияния спорта на характеристики самооценки глухих спортсменов детского и подросткового возраста [Текст] / Ю. В. Амариани // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 6. — С. 46-57.

В статье изучается влияние спорта на характеристики самооценки глухих и здоровых спортсменов детского и подросткового возраста. Занятия спортом рассматриваются как деятельность, которая может позитивно повлиять на развитие личности как глухих, так и здоровых учащихся. Приводится исследование и сравнительный анализ показателей я-концепции: самосознания, адекватной самооценки и уровня притязаний подростков с нарушением слуха, занимающихся спортом и их здоровых ровесников-спортсменов.

Кузьминова, С. А. Формирование образа числа как базового компонента математических понятий у младших школьников с нарушениями слуха [Текст] / С. А. Кузьминова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 79-90.

В данной статье раскрываются этапы работы и методические подходы формированию образа числа у обучающихся с нарушениями слуха.

Липатова, О. Н. Представления слабослышащих родителей о роли и содержании ранней коррекционно-развивающей помощи в сопровождении их ребенка с нарушенной слуховой функцией [Текст] / О. Н. Липатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 7. — С. 51-57.

В статье представлены результаты опроса слабослышащих родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от года до трех лет) с нарушенным слухом. Выявлены потребности и запросы семьи с родителями с нарушенной слуховой функцией к сопровождению их специалистами. Предложены пути решения вопросов, связанных с преодолением трудностей коммуникации в сопровождении семьи.

Николаева, Т. В. Современные вызовы и актуальные задачи совершенствования комплексной аудиолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом [Текст] / Т. В. Николаева // Дефектология. — 2022. — № 4. — С. 69-78.

В статье рассматриваются наиболее значимые и актуальные вопросы совершенствования коррекционной помощи дошкольникам с нарушенным слухом: раннее выявление детей с подозрением на снижение слуха, организация ранней коррекционной помощи глухим, слабослышащим малышам, детям после кохлеарной имплантации, функционирование в современных условиях дошкольных групп для этой категории детей.

О русском жестовом языке [Текст] : научно-практическая конференция // Русский инвалид : всероссийская газета. — 2022. — № 9-10. — С. 25.

В рамках 110-летнего юбилея Московской городской организации Всероссийского общества глухих и Международного дня глухих прошла Московская научно-практическая конференция по лингвистике русского жестового языка при поддержке столичного Департамента труда и социальной защиты населения.

Оценка достижений детей с нарушениями слуха на этапе завершения дошкольного образования: результаты экспериментального исследования [Текст] // Дефектология. — 2022. — № 6. — С. 49-59.

Выявлены и описаны особенности общего и речевого развития детей седьмого года жизни с нарушениями слуха, обучающихся в образовательных организациях, в которых до проведения экспериментального исследования не проводилась опытно-экспериментальная работа специалистами ИКП РАО. В результате сопоставительного анализа уровней социального, познавательного, речевого развития, а также игровой деятельности каждого ребенка, принявшего участие в обследовании, выделены варианты развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Соловьева, Т. А. Обновление содержания профессиональной подготовки сурдопедагогов на основе актуальных научных достижений [Текст] / Т. А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — № 7. — С. 4-11.

В статье представлены результаты мониторинга научно-педагогического обеспечения основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Предложены направления возможных решений, учитывающих дефицит кадровых ресурсов, возможности сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций.

Шматко, Н. Д. Группы комбинированной направленности для дошкольнков с нарушенным слухом: успехи и проблемы [Текст] / Н. Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 7. — С. 29-38.

В статье представлены результаты воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников в условиях групп комбинированной направленности. Рассматриваются сложности функционирования указанных групп в современных условиях.

Щербак, А. П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети с нарушением слуха [Текст] / А. П. Щербак // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 3. — С. 42-48.

Статье раскрыты особенности занятий адаптивной физической культурой с глухими, слабослышащими и позднооглохшими детьми. Представлены перечни задач, нарушений двигательной сферы, коррекционных физических упражнений. Описаны требования к проведению занятий адаптивной физической культурой.

Яхнина, Е. З. Диагностический инструментарий оценки динамики развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся начальных классов [Текст] / Е. З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 7. — С. 20-28.

В статье представлен диагностический инструментарий для оценки динамики развития слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи у глухих обучающихся при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.