`
09 февраля 2024

В помощь дефектологу: новые поступления литературы за второе полугодие 2023 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за второе полугодие 2023 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «НОДА», «ЗПР», «РАС», «Нарушения интеллекта», «Нарушения речи», «Нарушения слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ   

Азова, О. И. В класс пришел «особый» ребенок: что нужно делать [Текст] : советы и рекомендации учителям и родителям / О. И. Азова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 9. — С. 37-38.

Ребёнок с ОВЗ сейчас может поступить в любую школу, в которую родители пожелают его отправить. Какие есть ожидания? Какие реакции? Чего вы боитесь для своих детей, какие есть опасения? Что можно делать, чтобы отношения сложились? В этой ситуации непросто и учителям, особенно классным руководителям. Помогаем разобраться!

Алмазова, А. А. Научные школы дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета: имена, направления, перспективы [Текст] / А. А. Алмазова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 7. — С. 21-27.

В статье представлен обзор научных школ дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ) по кафедрам сурдопедагогики и тифлопедагогики, которые начали формироваться более ста лет назад, и продолжают свое развитие сейчас. Дан краткий обзор современных исследований, осуществляемых сотрудниками указанных кафедр.

Бугрова, Н. А. Веб-квест как форма методического сопровождения развития ИКТ-компетенции педагогов ДОО для детей с ОВЗ [Текст] / Н. А. Бугрова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 7. — С. 33-35.

Организация методического сопровождения развития ИКТ и коммуникативной компетенции педагогов ДОО возможна через внедрение информационно-коммуникативных технологий в работу с педагогическими кадрами. Образовательный веб-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета.

Верозуб, А. С. Изучение возрастной динамики развития лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / А. С. Верозуб // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 5. — С. 52-62.

Статья посвящена проблеме изучения возрастной динамики развития лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), как воспитывающихся в условиях интерната, так и обучающихся в образовательных учреждениях. На основании анализа научной литературы было отмечено, что недостаточно изучена динамика развития детей с ТМНР. Для исследования этих особенностей была разработана методика, предполагающая обследование по следующим блокам: эмоциональное реагирование, коммуникация, восприятие, двигательная сфера, предметно-практические действия, познавательное и социально-личностное развитие, общая характеристика деятельности. Описаны результаты исследования лиц от 5 до 22 лет с различными сочетаниями нарушений (детский церебральный паралич с нарушениями слуха или зрения, интеллектуальной недостаточностью, эпилепсией).

Веряева, Ю. Э. Культурная практика «Сенсорный и интеллектуальный тренинг «Я сам» в рамках инклюзивного образования [Текст] / Ю. Э. Веряева // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 9. — С. 6-8.

Данная культурная практика — это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление сенсорных эталонов, способов интеллектуальной деятельности, навыков сотрудничества и активного взаимодействия нормотипичных детей и детей с ОВЗ в командных видах деятельности.

Галкина, Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации [Текст] / Д. С. Галкина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 3. — С. 61-65.

В статье раскрываются аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации, отражена необходимость создания адаптивной образ среды и разработки адаптированной образовательной программы для их успешной социализации.

Головчиц, Л. А. Хрестоматия «Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями» (XX век) [Текст] / Л. А. Головчиц // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 28-34.

В хрестоматию включены статьи известных ученых прошлого столетия по проблемам слепоглухоты, сочетания умственной отсталости с нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы. В первой части хрестоматии представлены статьи, в которых отражены материалы клинико-психолого-педагогического изучения детей с комплексными нарушениями развития, во второй части — научные и методические разработки в сфере воспитания и обучения лиц с различными сочетаниями нарушений. Материалы хрестоматии адресованы студентам, магистрантам, исследователям, интересующимся вопросами изучения, коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения лиц с комплексными нарушениями.

Ермакова, В. В. Играем вместе [Текст] : практические материалы по работе с детьми с ОВЗ / В. В. Ермакова // Игра и дети. — 2023. — № 5. — С. 20-23.

Описание дидактических игр для развития речевой активности и социализации детей с ОВЗ.

Конспект познавательно-спортивного развлечения «День рождения Снеговика» в группе компенсирующей направленности [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 10. — С. 25-28.

Коробейников, И. А. Прикладные результаты клинико-психолого-педагогического исследования современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. А. Коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 7. — С. 28-42.

В статье раскрываются цель и основные задачи пролонгированного клинико-психолого-педагогического исследования основных нозологических категорий современных детей с ОВЗ, выполняемого научным коллективом Института коррекционной педагогики. Представлены результаты, базирующиеся на исходных положениях концепции и научной программы исследования, но носящие преимущественно прикладной характер и ориентированные на широкую аудиторию специалистов-практиков, непосредственно работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Лазуренко, С. Б. Исторические вехи создания методического обеспечения образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в России [Текст] / С. Б. Лазуренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — 2023. — С. 6-20.

По результатам анализа научных публикаций и нормативно-правовой базы в сфере образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в РФ в период с 1900 по 2020 гг. определены ключевые факторы, содействующие разработке научно-методического оснащения образовательного процесса и социализации лиц этой психолого-педагогической категории. Предложена логика распределения научных текстов в области образования лиц с ТМНР по тематике с учетом исторической последовательности, что позволит обновить и пополнить научный фонд с определенной временной периодичностью.

Мамчурова, С. В. «Осенняя прогулка» [Текст] : музыкальное занятие с элементами здоровьесберегающих технологий с детьми с ОВЗ / С. В. Мамчурова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 8. — С. 19-21.

Медведева, Е. А. Этнокультурный подход к разработке диагностического инструментария оценки психического развития детей дошкольного возраста (на примере коренных малочисленных народов Севера) [Текст] / Е. А. Медведева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 7. — С. 43-54.

Статья посвящена проблеме разработки диагностического инструментария оценки психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера для своевременного определения содержания воспитания и обучения, выбора образовательной программы. Изложено научное обоснование разработки диагностического инструментария на основе этнокультурного подхода, что, по мнению авторов, позволит приблизить условия и ситуацию психолого-педагогического обследования к родной социокультурной среде и получить более объективные данные о состоянии психического развития ребенка в качестве основания для выбора образовательного маршрута в традициях кочевой культуры.

Погодицкая, Л. Н. Использование нетрадиционных техник рисования в образовании детей с тяжелыми множественными нарушениями [Текст] / Л. Н. Погодицкая, Е. Г. Ярославская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 5. — С. 73-79.

Описание проекта «Формирование умения создавать изобразительный продукт у обучающихся с ТМНР средствами нетрадиционных техник рисования» в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Соловьева, И. Л. Организация инклюзивного отдыха и оздоровления детей [Текст] / И. Л. Соловьева, Ж. И. Журавлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 5. — С. 63-72.

В статье рассматривается понятие инклюзивной культуры в организации летнего оздоровительного отдыха для детей с ОВЗ. Инклюзивная культура необходима для создания комфортной и благоприятной среды для всех участников инклюзивной смены. Также подчеркивается важность подготовки и обучения сотрудников для работы с детьми с ОВЗ.

Соловьева, Т. А. К вопросу об оценке образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования [Текст] / Т. А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 8. — С. 7-17.

В статье затрагивается одна из актуальных проблем современного специального образования — проблема оценки образовательных результатов обучающихся с ОВЗ, получающих общее образование по цензовым вариантам адаптированных основных образовательных программ. Авторы раскрывают логику исследования, опирающуюся на методологический анализ сложившихся в российской науке представлений о возможностях и потребностях школьников с нарушениями развития. Впервые обобщены и описаны подходы к созданию оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями.

Фомина, Е. А. Сказкотерапия в библиотечной практике. Как сказка решает психологические задачи [Текст] : научно-вспомогательное пособие / Е. А. Фомина, В. Б. Качалина ; Российская государственная библиотека для слепых. — М., 2023. — 68 с. — (Заочная школа для родителей).

Методическое пособие поможет специалисту ознакомиться с возможностями этого метода. Сказкотерапия рекомендуется для работы не только с детьми, но и с подростками и взрослыми людьми, а значит, будет полезна широкому кругу читателей.

Югова, О.В. Ресурсные возможности семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Сообщение 2 [Текст] // Дефектология. — 2023. — № 4. — С. 61-70.

В статье обозначен ресурсный подход к изучению семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Описаны ресурсные зоны и их показатели, включенные в ресурсное поле семьи. Представлен авторский опросник для изучения ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Изложены результаты апробации опросника с семьями детей раннего возраста и комментарии по интерпретации полученных данных.

Яковлева, Г. В. Проектирование адаптированной образовательной программы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и ее реализация на основе электронного ресурса «Региональная модельная образовательная программа дошкольного образования» [Текст] / Г. В. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 8. — С. 32-39.

В статье представлена региональная модельная образовательная программа, отражающая часть, формируемую участниками образовательных отношений, учитывающая особенности региона (национальные, этнокультурные). Раскрывается технология проектирования адаптированных образовательных программ с учетом особенностей нозологической группы детей с ОВЗ, а также особенностей и приоритетных направлений развития дошкольной образовательной организации на основе электронного контента.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ   

Алушкина, О. М. Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе для детей с ТНР «Следопыты» [Текст] / О. М. Алушкина // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 7. — С. 13-15.

Алферова, О. А. Осенние «рисовашки». Как изобразительная деятельность помогает в логопедической работе [Текст] // Игра и дети. — 2023. — № 5. — С. 6-7.

Описание логопедического занятия на тему «Листья». Подходит для использования для работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Антонова, Е. Е. Возможности использования техники песочной терапии при формировании пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речевого развития [Текст] / Е. Е. Антонова, Е. А. Васильева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 5. — С. 26-39.

В статье показаны возможности применения песочной терапии для решения коррекционных задач в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речевого развития. Разработанные блоки заданий могут быть использованы педагогами-психологами и учителями-логопедами для индивидуальной работы со старшими дошкольниками с ОНР.

Волкова, О. А. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. А. Волкова, О. В. Шичанина // Дошкольное воспитание. — 2023. — № 11. — С. 9-13.

Варианты коррекционной работы по активизации познавательной самостоятельной деятельности детей с ТНР при подготовке к обучению грамоте с помощью дидактических пособий. Описание и алгоритм работы с авторским дидактическим пособием по закреплению навыков звукового, звукобуквенного анализа и чтения.

Ворошилова, Е. Л. Основные направления развития теории и практики логопедического обследования [Текст] / Е. Л. Ворошилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 7. — С. 55-68.

В статье представлены основные направления исследований сотрудников лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». Приведены методологические основания проводимых исследований. Изложены основные практико-ориентированные результаты в рамках научно-исследовательской работы по теме «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ОВЗ». Раскрыты подходы к выделению критериев оценки результатов логопедического обследования (оценка письменной речи, понимания речи, лексико-грамматического строя речи, текстовой компетенции, плавности речи). Описаны направления исследований, связанные с разработкой принципов организации коммуникативной ситуации обследования, адекватных его задачам.

Галкина, А. А. Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А. А. Галкина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 4. — С. 56-62.

Гравицкая, Е. Г. Неврологические основы дифференциальной диагностики речевых нарушений [Текст] / Е. Г. Гравицкая // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 3. — С. 35-44.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования диагностических компетенций у логопедов, начинающих свой практический опыт в образовательных организациях.

Занятие-квест по речевому и познавательному развитию в старшей логопедической группе [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 10. — С. 34-36.

Звягинцева, А. А. Разработка мультимедийного контента как условие реализации непрерывной коррекционно-развивающей помощи детям с ТНР [Текст] / А. А. Звягинцева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 3. — С. 72-78.

В статье даются рекомендации по использованию данного контента не только в условиях специально организованных занятий, но и в рамках заданий для совместного выполнения родителя и ребенка дома.

Золотухина, А. В. Изучение навыков дифференциации грамматических форм слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / А. В. Золотухина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 3. — С. 54-60.

Статья посвящена логопедическому обследованию грамматического строя речи дошкольников с ОНР. В ней представлены особенности обследования навыков дифференциации грамматических форм слова учителем-логопедом и анализ результатов диагностики.

Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова в рамках реализации ИОМ с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (2-й уровень речевого развития) [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 8. — С. 25-26.

Казюкова, М. С. Сказкотерапия для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) [Текст] / М. С. Казюкова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 10. — С. 28-30.

Опыт работы.

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной группе «Путешествие с малышом Ботли. Звук [ш] и буква [Ш]» [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 10. — С. 38-41.

Кравцова, Д. А. Исследование состояния артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией [Текст] / Д. А. Кравцова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 4. — С. 30-45.

Кочина, М. В. Играем. Развиваемся. Общаемся [Текст] : для детей 4-8 лет / М. В. Кочина // Дошкольное воспитание. — 2023. — № 11. — С. 33-36.

Варианты организации развивающей среды с перечнем игр и пособий для речевого развития детей.

Лебедева, И. Н. Нарушения перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / И. Н. Лебедева // Дефектология. — 2023. — № 4. — С. 35-46.

В статье рассматривается проблема значимости формирования речемыслительной деятельности для амплификации развития детей с ТНР. Результаты исследования могут быть использованы в разработке инструментария мониторинга речевого и познавательного развития дошкольников с ТНР на основе оценки их речемыслительной деятельности и при выборе дальнейших технологий коррекционно-логопедической работы, способствующих их языковому и когнитивному развитию.

Поликина, О. С. Конспект коррекционно-развивающего индивидуального занятия для детей с ОНР «На птичьем дворе» [Текст] / О. С. Поликина // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 9. — С. 35-36.

Пособие для автоматизации и дифференциации звуков на уровне связной речи у детей с ОНР, обусловленным дизартрией, посредством сторителлинга [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 10. — С. 36-38.

Сторителлинг — педагогическая техника, выстроенная с применением историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на решение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Прокофьева, Е. С. Проектно-исследовательская деятельность по формированию языковой компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале сказок [Текст] / Е. С. Прокофьева // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 9. — С. 33-35.

Описание проекта по формированию языковой компетентности на материале сказки, которая представляет особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка.

Преснова, О. В. Реализация программы для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях детско-родительской группы [Текст] / О. В. Преснова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 3. — С. 79-82.

Особенности реализации данной программы.

Телепень, Т. С. Организация работы учителя-дефектолога по реализации задач патриотического воспитания с детьми с ТНР [Текст] / Т. С. Телепень // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 7. — С. 36.

Филатова, И. А. Формирование речевого высказывания у детей с моторной алалией [Текст] / И. А. Филатова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 3. — С. 15-22.

На основе анализа механизма нарушения речи при моторной алалии выделены принципы и этапы логопедической работы, направленной на формирование речевого высказывания у детей. Определены основные задачи и содержание подготовительного и основного этапов логопедической работы по формированию речевого высказывания у детей с моторной алалией.

Шевцова, И. К. Приемы работы по коррекции нарушений звукопроизношения [Текст] / И. К. Шевцова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 10. — С. 20-22.

Ярикова, М. В. Диагностика уровня сформированности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / М. В. Ярикова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 4. — С. 45-55.

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Бруцкая, К. А. Особенности субъективного благополучия подростков с интеллектуальными нарушениями [Текст] / К. А. Бруцкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 6. — С. 31-40.

Настоящая работа направлена на изучение особенностей субъективного благополучия подростков с легкой и умеренной умственной отсталостью. Выявлены показатели субъективного благополучия, детерминирующие самооценку подростков.

Жолобова, И. А. Приемы работы по формированию познавательного и речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / И. А. Жолобова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 8. — С. 26-28.

Закрепина, А. В. Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями: понятие, функциональная роль и содержание [Текст] / А. В. Закрепина // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 14-27.

В статье обсуждаются особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями с позиций дифференцированного подхода к организации и содержанию обучения и воспитания. Рассматриваются функциональные смыслы понятия «особые образовательные потребности» на разных этапах развития детей, позволяющие не только обосновывать создание педагогических условий их воспитания и обучения, но и прогнозировать вероятные изменения содержания исследуемых потребностей с учетом влияния факторов современной образовательной среды.

Ижбулдина, М. В. Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями по теме «Игрушки» [Текст] / М. В. Ижбулдина // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 10. — С. 22-24.

Занятие имеет своей целью создание образовательной среды для формирования у детей элементарных математических представлений.

Ильина, С. Ю. Уроки чтения для обучающихся с легкой умственной отсталостью в контексте педагогического наследия К. Д. Ушинского [Текст] / С. Ю. Ильина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 5. — С. 4-11.

Развитие дара слова учащихся – ещё одно из ключевых положений педагогического наследия К. Д. Ушинского, которое рассматривается как формирование у учащихся с легкой умственной отсталостью комплекса коммуникативно-речевых навыков.

Кинаш, Е. А. Динамика образовательных достижений второклассников с умеренной умственной отсталостью в предметной области «Язык и речевая практика» [Текст] / Е. А. Кинаш // Дефектология. — 2023. — № 5. — С. 48-60.

В статье представлены результаты исследования по изучению образовательных достижений второклассников с умеренной умственной отсталостью в предметной области «Язык и речевая практика», ФАООП (вариант 2). Даны критерии оценки учебных знаний и умений школьников в указанной предметной области, выявлены уровни овладения знаниями и умениями учащимися 2-го класса, сделан сравнительный анализ показателей освоения учебных умений обучающихся 1-го и 2-го классов, представлены выводы о проведенном исследовании.

Любимова, Е. С. Формирование представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта [Текст] / Е. С. Любимова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 4. — С. 74-81.

В статье представлен анализ научно-исследовательских трудов отечественных ученых по проблеме изучения формирования представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Описаны результаты диагностической и опытно-экспериментальной работы.

Моргачева, Е. Н. Современное состояние инклюзивного образования детей и подростков с интеллектуальными нарушениями в США [Текст] / Е. Н. Моргачева // Дефектология. — 2023. — № 4. — С. 24-34.

Статья носит информационно-аналитический характер. В статье представлены основные изменения, произошедшие за последние двадцать лет в теории и практике инклюзивного образования; рассматриваются стратегии, методические приемы обучения детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью; содержание и процедура итоговой аттестации; перспективы получения образования после окончания школы, возможности и условия успешного трудоустройства. Рассматриваются дискуссионные вопросы инклюзивного образования.

Одинокова, Г. Ю. Об умении матери поддерживать инициативность ребенка раннего возраста с синдромом Дауна в их общении [Текст] / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 46-56.

В статье рассматривается один из аспектов развития общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна – его инициативность во взаимодействии с матерью. Умение ребенка проявлять инициативу, а именно – обратиться к матери, удержать ее внимание в общении, высказать просьбу или желание, зависит от поведенческих характеристик матери в ситуации взаимодействия. В основе поведения матерей, поддерживающих либо не поддерживающих активность ребенка, направленную на другого в общении, лежит разное ценностное отношение к ребенку.

Прокова, Н. И. Формирование учебного поведения у ребенка с синдромом Дауна и с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н. И. Прокова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 4. — С. 63-66.

Степанов, К. В. Соотношение особенностей смысловой сферы и проявлений дезадаптации подростков-сирот с разным уровнем интеллектуального развития [Текст] / К. В. Степанов // Дефектология. — 2023. — № 5. — С. 13-26.

Целью исследования являлось установление возможных взаимосвязей между особенностями смысловой сферы и проявлениями дезадаптации у подростков-сирот с легкой степенью умственной отсталости (F70), являющихся воспитанниками учреждений начального профессионального образования (НПО) и проживающих в условиях детского дома. В ходе сравнительного исследования определились как общие, так и специфические проявления дезадаптации у подростков-сирот в возрасте 15–17 лет с легкой умственной отсталостью и у подростков того же возраста с нормативным интеллектуальным развитием.

Стребелева, Е. А. Ретроспектива исследований в дошкольном воспитании детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 3-13.

В статье рассмотрены истоки отечественных исследований в области дошкольной олигофренопедагогики. Представлены первые и последующие исследования, посвященные вопросам изучения, обучения, воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Прослеживается влияние результатов проведенных исследований на определение и уточнение подходов к разработке программного содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста указанной нозологической группы.

РАС   

Артяева, К. К. Формирование социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра с помощью технологий виртуальной реальности [Текст] / К. К. Артяева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 4. — С. 67-73.

В статье дан анализ зарубежных исследований, который показал что применение VR (технологиии виртуальной реальности) дает многообещающие результаты и обуславлавливает необходимость более широкого распределения данного метода в отечественной практике.

Гращенкова, Н. С. Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра устному счету в пределах первого десятка [Текст] / Н. С. Гращенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 8. — С. 19-29.

В статье представлены методические приемы по формированию навыков устного счета в пределах первого десятка у РАС 5–7 лет, которые были успешно апробированы в рамках дополнительного образования с целью подготовки детей к школе. Рассматриваются условия и средства, необходимые дошкольникам с РАС для успешного формирования элементарных математических представлений, учитывающие специфику их особых образовательных потребностей.

Ларина, Е. А. Использование альтернативной и дополнительной коммуникации при работе с детьми с расстройством аутистического спектра [Текст] / Е. А. Ларина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 3. — С. 66-71.

В статье рассматриваются теоретические основы понятия альтернативная и дополнительная коммуникация. Раскрыты основные средства этой коммуникации. Рассмотрены особенности детей с РАС и применение пиктограмм при работе с этими детьми.

Михальченкова, Т. О. Методы прикладного анализа поведения как один из подходов раннего обучения детей с аутизмом [Текст] / Т. О. Михальченкова // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 6. — С. 28-30.

Методы прикладного анализа поведения включают программы, направленные на обучение как простым навыкам — установке зрительного контакта и имитации движений, так и сложным — социальным навыкам, логическому мышлению, использованию ролевых игр. В качестве примера предлагается рассмотреть программу по обучению названиям частей тела.

Модель поэтапного включения детей с РАС в инклюзивную группу ДОУ в условиях ресурсной группы [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 6. — С. 32-35.

Хвастунова, Е. П. Определение уровня сформированности жизненных компетенций у младших школьников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е. П. Хвастунова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 4. — С. 12-20.

ЗПР  

Акимова, Е. А. Творческие домашние задания как средство совершенствования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзии [Текст] / Е. А. Акимова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 4. — С. 96-102.

В статье проанализированы факторы, влияющие на мотвацию учения у младших школьников с ЗПР. Дана характеристика процесса формирования данной мотивации у детей с ЗПР. Разработана программа творческих домашних заданий для 3-го класса.

Акулич, А. А. Дополнительная образовательная программа «Особенные дети — особенные таланты» [Текст] / А. А. Акулич // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 8. — С. 32-37.

Данная образовательная программа реализуется в подготовительной группе для детей с ЗПР (5-7 лет).

Белецкая, Т. Г. Коррекционная образовательная ритмика «транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / Т. Г. Белецкая // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 7. — С. 28-29.

Бутко, Г. А. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и общего недоразвития речи в дошкольном и младшем школьном возрасте [Текст] / Г. А. Бутко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 3. — С. 45-54.

В статье проводится анализ дифференциально-диагностических критериев разграничения задержки психического развития и общего недоразвития речи на разных возрастных этапах развития ребенка.

Верещагина, Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР в контексте ФАОП ДО [Текст] / Н. В. Верещагина // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 9. — С. 28-33.

В статье представлен вариант лексико-тематического планирования коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ЗПР 6-7(8) лет подготовительного к школе возраста. Данный вариант составлен с учетом особенностей познавательно-мыслительной деятельности этой категории детей.

Кожевникова, С. В. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития по данным литературных источников [Текст] / С. В. Кожевникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 4. — С. 82-96.

В статье представлен обзор литературных источников, посвященный изучению психолого-педагогических особенностей детей с ЗПР.

Крюковская, Н. В. Проявления базовой структурной организации психического у учащихся с задержкой психического развития как основа реализации уровнево-дифференцированного подхода [Текст] / Н. В. Крюковская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 5. — С. 40-51.

В статье представлен анализ уровня базовой структурной организации психического как основы применения уровнево-дифференцированого подхода в коррекционно-педагогической работе с учащимися с задержкой психического развития. На основе полученных результатов выделены шесть групп учащихся с ЗПР для осуществления уровнево-дифференцированного подхода в ходе коррекционно-педагогической работы.

Лапп, Е. А. Навигационная карта как инструмент проектирования содержания подготовки дефектологов для работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / Е. А. Лапп // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 57-66.

В статье представлен авторский подход к структурированию динамического массива научных данных о лицах с ЗПР. Cистематизация содержания выполнена на основе современного понимания задержки психического развития как варианта дизонтогенетического развития и с опорой на субъективный опыт автора. Показано, что предлагаемый инструмент структурирования научного содержания является навигационной картой и может быть использован при проектировании образовательных программ подготовки дефектологов. Доказана эффективность использования навигационной карты при отборе профильного содержания для дополнительных профессиональных программ подготовки дефектологов.

Любимова, Е. С. Формирование психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. С. Любимова  // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 4. — С. 21-30.

В данной статье представлен теоретический анализ изучения проблемы формирования психологической готовности к школьному обучению детей с ЗПР. Описаны результаты диагностического эксперимента, примеры игр и методические рекомендации педагогов.

Пономарева, Л. М. Экспертная оценка качества школьной адаптации первоклассников с задержкой психического развития: опыт применения опросников для педагогов и родителей [Текст] / Л. М. Пономарева // Дефектология. — 2023. — № 5. — С. 3-12.

В статье представлены образцы опросников, позволяющие оценивать качество школьной адаптации обучающихся с ЗПР на начальных этапах обучения. Приведено описание структуры опросников, технологии качественной оценки ключевых параметров школьной адаптации первоклассников с ЗПР, представлены примеры использования полученных результатов для организации практической деятельности педагогов-психологов и учителей.

Сорокоумова, С. Н. Расширение профессиональных границ психолога и логопеда, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения [Текст] / С. Н. Сорокоумова // Дефектология. — 2023. — № 6. — С. 35-45.

В статье раскрывается необходимость интегративного взаимодействия психолога и логопеда, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с ЗПР в условиях общеобразовательной школы. Совместная деятельность этих специалистов по устранению речевых нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет не только расширить границы их профессиональной деятельности путем включения «психологического компонента» в логопедическую работу и «коррекционного компонента» в работу психолога массовой школы, но и повысить эффективность всего коррекционного процесса.

Стенковская, М. В. Опыт работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР в условиях ДОО [Текст] / М. В. Стенковская // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 7. — С. 25-27.

Сыроваткина-Сидорина, К. Б. Изучение использования учителями психолого-педагогических приемов развития навыков функционального чтения у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / К. Б. Сыроваткина-Сидорина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 6. — С. 24-30.

В статье представлены результаты исследования, посвященные развитию читательской деятельности младших школьников. Автор делает акцент на использование учителями на занятиях специальных приемов для развития функциональной читательской грамотности.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА  

Баудэ, Е. А. Сурдопедагогические аспекты подготовки ребенка и его семьи к кохлеарной имплантации [Текст] / Е. А. Баудэ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 6. — С. 62-70.

В статье представлены направления сурдопедагогической работы с детьми и их семьями на этапе подготовки к кохлеарной имплантации. Предложены способы взаимодействия родителей со своим неслышащим ребенком, а также направления коррекционной работы с ребенком с нарушенным слухом, которые позволят наиболее эффективно подготовить его к кохлеарной имплантации.

Зыкова, М. А. Реализация интегрированного подхода в проектировании содержания уроков по предметам обязательной части учебного плана начального общего образования обучающихся с нарушением слуха [Текст] / М. А. Зыкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 5. — С. 12-25.

В статье представлен интегрированный подход в проектировании содержания уроков разных предметных областей начального общего образования глухих и слабослышащих обучающихся, демонстрируются примеры реализации интегрированного подхода при подготовке к урокам на основе нового учебно-методического комплекта по предмету «Окружающий мир» для 4 класса.

Королева, И. В. Использование пения в слухоречевой реабилитации глухих детей с кохлеарными имплантами [Текст] / И. В. Королева // Дефектология. — 2023. — № 4. — С. 47-60.

Представлены результаты исследования возможности обучения пению глухих детей, использующих кохлеарные импланты, и влияние этого обучения на речевые коммуникативные навыки ребенка. Описана оригинальная методика обучения пению. Продемонстрировано значительное улучшение всех анализируемых показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой детей, получавших только традиционные занятия по развитию речи с сурдопедагогом.

Кукушкина, Е. А. Предметно-практическое обучение в современной школе для детей с нарушениями слуха: взгляд с позиции учителя класса [Текст] / Е. А. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 6. — С. 71-77.

В статье проанализированы представления учителей об особых образовательных потребностях учеников с нарушениями слуха в части использования современных видов деятельности на уроках ППО, дифференцированных по уровням общего и слухоречевого развития обучающихся.

Николаева, Т. В. Потребности и ресурсы семьи, воспитывающей ребенка раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: анализ материалов всероссийского опроса [Текст] / Т. В. Николаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 8. — С. 40-50.

В статье представлены результаты исследования 608 семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха на территории Российской Федерации. Рассматриваются вопросы, связанные с психолого-педагогическим сопровождением семьи, обеспечением детей с нарушенным слухом своевременной и необходимой коррекционной помощью с раннего детства; возможности удовлетворения образовательными организациями потребностей родителей, воспитывающих ребенка с нарушенным слухом. Раскрываются основные трудности, с которыми сталкиваются семьи в процессе воспитания и обучения дошкольника с нарушенным слухом.

Яхнина, Е. З. Совершенствование диагностического инструментария для проведения мониторинга развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на уровне основного общего образования [Текст] / Е. З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 6. — С. 12-23.

В статье выявлен диагностический инструментарий, дополняющий содержание мониторинга развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на уровне основного общего образования.

НОДА   

Абкович, А. Я. Семья ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата: ресурсы и источники поддержки [Текст] / А. Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 6. — С. 50-61.

В статье представлены результаты всероссийского онлайн-опроса родителей детей с НОДА младшего школьного возраста. На основе проведенного анализа обозначены наиболее значимые с точки зрения родителей трудности и проблемы, связанные с воспитанием больного ребенка.

Гусейнова, А. А. Специфика работы с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках «Технология» [Текст] / А. А. Гусейнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2023. — № 3. — С. 28-34.

В статье раскрыты особые образовательные потребности обучающихся с двигательными нарушениями; формы организации их трудовой деятельности, описаны специальные условия необходимые для успешной реализации данной предметной области.

Переверзева, М. В. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе подготовки к школьному обучению [Текст] / М. В. Переверзева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 6. — С. 41-49.

В статье представлены результаты исследования сформированности навыков самообслуживания у детей с НОДА при поступлении в школу. Представлен качественный анализ состояния навыков самообслуживания в зависимости от тяжести нарушений моторных функций рук.

Развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2023. — № 6. — С. 30-32.

Опыт работы в ДОУ с детьми младшего дошкольного возраста с НОДА.