`
18 февраля 2025

В помощь дефектологу: новые поступления литературы за второе полугодие 2024 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за второе полугодие 2024 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «НОДА», «ЗПР», «РАС», «Нарушения интеллекта», «Нарушения речи», «Нарушения слуха». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с  различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 

Агаджанова, С. Н. Значение дошкольных образовательных учреждений в оздоровлении детей с ОВЗ [Текст] / С. Н. Агаджанова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 6. — С. 4-5.

Акулич, А. А. Методическое сопровождение модели взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве [Текст] / А. А. Акулич // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 8. — С. 39-42.

Алещенко, И. Н. Игры на развитие сенсорного опыта детей с ОВЗ [Текст] / И. Н. Алещенко // Логопед. — 2024. — № 9. — С. 52-69.

В статье представлены авторские дидактические игры, направленные на развитие чувственного (сенсорного) опыта детей с ОВЗ. Данные игры развивают представление предмета по ощущениям.

Бакулина, Т. А. Учимся играть. Педагогический проект для детей с ОВЗ [Текст] / Т. А. Бакулина // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 8. — С. 18-26.

У детей с ОВЗ формирование игровой деятельности имеет особенности. С учетом важности и сложности данной работы система занятий (конспектов), входящая в педагогический проект «Учимся играть», рассчитана на год. В статье дан план мероприятий и описание хода занятий на октябрь.

Бакулина, Т. А. Учимся играть [Текст] : педагогический проект для детей с ОВЗ / Т. А. Бакулина // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 9. — С. 16-20.

Планирование. Подробные конспекты мероприятий на ноябрь.

Бакулина, Т. А. Учимся играть. Педагогический проект для детей с ОВЗ. Продолжение [Текст] / Т. А. Бакулина // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 10. — С. 15-25.

Планирование. Подробные конспекты мероприятий на декабрь и январь.

Бакулина, Т. А. Учимся играть [Текст] : педагогический проект для детей с ОВЗ / Т. А. Бакулина // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 11. — С. 26-34.

Планирование. Подробные конспекты мероприятий на февраль и март.

Беляева, Л. А. Социальные игры по сюжетам русских народных сказок. Для детей различных нозологических групп и их родителей [Текст] / Л. А. Беляева // Логопед. — 2024. — № 8. — С. 27-34.

В статье представлены социальные игры, направленные на решение психологических проблем школьников.

Библиотерапия [Текст] : информация о библиотерапии // Не будь зависим. — 2024. — № 10. — С. 12-17.

Разделы статьи: о методе библиотерапии; задачи библиотерапии; мировая практика; история библиотерапии; библиотерапия в СССР; Н.А. Рубакин о библиопсихологии; что лечат книги; рекомендации библиотерапевтов.

Валявко, С. М. Апробация методики исследования локус контроля «МИЛК» для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. М. Валявко // Дефектология. — 2024. — № 4. — С. 55-62.

Локус контроля у старших дошкольников крайне редко отмечается в качестве предмета исследования, что связано с недостаточностью психодиагностического инструментария для его изучения у данной возрастной группы детей. В этой связи в статье представлены основные этапы разработки и первичные результаты апробации авторской проективной методики исследования локуса контроля у детей старшего дошкольного возраста в ситуациях неуспеха. Методику отличает небольшая по длительности процедура психодиагностики и простота обработки данных.

Верещагина, Н. В. Проблема единообразия педагогической диагностики дошкольников с нормотипичными вариантами развития и ОВЗ в комбинированных группах в контексте ФОП ДО и ФАОП ДО [Текст] / Н. В. Верещагина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 8. — С. 6-10.

Вольнер, Е. Н. Педагогические технологии в инклюзивном образовании [Текст] / Е. Н. Вольнер // Логопед. — 2024. — № 9. — С. 17-23.

В статье раскрывается актуальная проблема отбора и реализации педагогических технологий в условиях внедрения инклюзивного подхода в образовании. Представлены наиболее эффективные педагогические технологии, которые помогут гарантированно достичь поставленных педагогических целей.

Взаимодействие коррекционной общеобразовательной организации с родителями для развития жизненных компетенций у детей с ОВЗ [Текст] // Логопед. — 2024. — № 10. — С. 63-73.

В статье затрагивается тема установления партнерских отношений между родителями, воспитывающими ребенка с интеллектуальными нарушениями, и государственной общеобразовательной организацией как важнейшего фактора успешного формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и успешной профилизации.

Взаимодействие специалистов реабилитационно-образовательного центра с родителями детей с ОВЗ [Текст] // Логопед. — 2024. — № 10. — С. 80-85.

В статье представлено взаимодействие специалистов с педагогами, форма сотрудничества с родителями в трех направлениях.

Гапоненко, С. М. Использование информационно-компьютерных технологий в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С. М. Гапоненко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 3. — С. 61-66.

В статье рассмотрены преимущества применения ИКТ в образовании и возможности использования их в условиях современного образования, в том числе и инклюзивного.

Групповая тренинговая работа с родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования [Текст] // Логопед. — 2024. — № 10. — С. 73-79.

Статья посвящена актуальной теме содействия инклюзии семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ дошкольного возраста, в социум. Один из приемов психолого-педагогического сопровождения таких семей – тренинговая работа с группой родителей дошкольников, куда включаются родители детей с ОВЗ. В статье приведен конспект группового занятия с комментариями автора.

Дорогова, М. В. Международный день инвалидов [Текст] : сценарий мероприятия для детей 5-8 лет / М. В. Дорогова, И. В. Зверева // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 10. — С. 45-48.

Воспитание толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста к людям с особенностями в развитии.

Драганчук, В. А. В библиотеке. Занятие для детей 6–7 лет с ОВЗ [Текст] / В. А. Драганчук // Логопед. — 2024. — № 9. — С. 102-106.

В статье представлено коррекционно-развивающее занятие на речевое, познавательное и физическое развитие. Материал будет полезен учителям-логопедам для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Егорова, А. В. Исследование самостоятельности и необходимого сопровождения лиц с выраженными психическими нарушениями в рамках комплексной диагностической оценки потенциальных возможностей их профессиональной подготовки (в области кулинарии) [Текст] / А. В. Егорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 51-62.

В статье представлены результаты исследования, проведенного в группе из 22 человек в возрасте от 18 до 42 лет с различными нарушениями, в т.ч. нарушениями интеллекта, эмоционально-волевой сферы и др. Основным инструментом исследования выступил опросник «Оценка степени самостоятельности лиц с нарушениями психических функций и необходимого им сопровождения». Исследование не выявило среди них полностью самостоятельных людей. В соответствии с полученными результатами для каждой группы предложены рекомендации по организации необходимого сопровождения (его объем и тип, наиболее актуальные направления коррекционной работы), а также краткие характеристики молодых людей, попавших в ту или иную группу.

Залога, Т. А. Если мы вместе, нам интересней! Выстраивание партнерства с родителями в решении задач развития ребенка с ОВЗ в инклюзии [Текст] / Т. А. Залога // Логопед. — 2024. — № 9. — С. 80-83.

В статье представлена работа с родителями в условиях инклюзии, даны рекомендации по проведению домашних заданий.

Зарецкая, Е. Н. Формирование начального этапа становления речи у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / Е. Н. Зарецкая // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 4. — С. 15-23.

Дети с ТМНР даже при поступлении в школу не владеют речью, поэтому им необходима целенаправленная коррекционная работа по формированию звукоподражания, как начального этапа становления речи.

Зеленова, Е. В. Путешествие в свой внутренний лес. Технология выявления и коррекции тревожности и страхов у дошкольников с ОВЗ [Текст] / Е. В. Зеленова // Логопед. — 2024. — № 6. — С. 62-69.

В статье представлена технология, направленная на выявление и коррекцию тревожности и страхов у дошкольников с ОВЗ. Дан опыт объединения сказко- и арттерапии, элементов проективных методик. Предлагаемое многофункциональное пособие «Лес» ориентировано на поддержку и развитие, помощь и самореализацию личности детей с ОВЗ.

Каморина, Е. А. Путешествие в страну сказок. Интегрированное занятие для детей 7–8 лет с ОВЗ [Текст] / Е. А. Каморина // Логопед. — 2024. — № 9. — С. 30-33.

В статье представлено психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ с использованием сказкотерапии. Занятие направлено на всестороннее развитие личности ребенка и создание оздоровительной направленности.

Каратеева, И. В. Для вас, учителя! Праздник ко Дню учителя для воспитанников начальной школы с ОВЗ [Текст] / И. В. Каратеева // Логопед. — 2024. — № 8. — С. 72-78.

В статье представлен сценарий праздника, посвященного Дню учителя. В празднике участвуют дети вместе с родителями.

Ковязина, А. А. Деятельность клубов правопорядка для обучающихся с ОВЗ в рамках реализации инновационного проекта [Текст] / А. А. Ковязина // Логопед. — 2024. — № 6. — С. 19-25.

В статье говорится о создании адекватного образовательного процесса и ценности социальной интеграции для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, а также эффективности правового воспитания и социализации детей.

Кузнецова, Н. Ю. Опыт организации инклюзивных смен во Всероссийском детском центре «Алые паруса» [Текст] / Н. Ю. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 70-79.

Всероссийский детский центр «Алые паруса»: образовательная организация для отдыха и оздоровления одаренных обучающихся с ОВЗ, с соматическими заболеваниями, в том числе имеющих ментальные нарушения.

Кустова, О. И. Организация психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников с ОВЗ [Текст] / О. И. Кустова // Логопед. — 2024. — № 7. — С. 59-72.

В статье представлена организация психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников с ОВЗ. Приводятся примеры успешного взаимодействия педагогов, родителей и детей, даются практические советы и рекомендации.

Лапп, Е. А. Педагогическая помощь обучающимся с инвалидностью, обусловленной соматическими заболеваниями [Текст] / Е. А. Лапп // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 63-69.

Целью данного исследования стало определение педагогического репертуара помощи детям с инвалидность, обусловленной соматическими заболеваниями, для коррекции несовершенств развития познавательной сферы.

Левченко, И. Ю. Инновационный подход к оценке профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов [Текст] / И. Ю. Левченко // Дефектология. — 2024. — № 4. — С. 63-74.

В статье рассматриваются организация, содержание и результаты Всероссийской Олимпиады студентов «Я – профессионал». Данные представлены за 5 сезонов Олимпиады. В Олимпиаде участвуют студенты и преподаватели большинства вузов РФ, обучающих студентов по направлению «специальное (дефектологическое) образование». Анализ данных за ряд сезонов показывает, что Российские вузы работают в едином образовательном пространстве и успешно готовят педагогов-дефектологов в русле отечественной научной школы.

Леонова, М. А. Металлические конструкторы на занятиях техническим творчеством [Текст] : для детей 6-8 лет / М. А. Леонова // Дошкольное воспитание. — 2025. — № 1. — С. 36-40.

В статье представлен опыт организации коррекционно-развивающей деятельности для детей 6-7 лет с особыми образовательными потребностями.

Любимова, Е. С. Формирование мыслительных операций у дошкольников с множественными нарушениями в развитии на интегрированных занятиях [Текст] / Е. С. Любимова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 4. — С. 40-50.

В статье представлен опыт коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительных операций у дошкольников с ТМНР.

Митина, Е. А. Криотерапия в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) [Текст] / Е. А. Митина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 7. — С. 32-35.

Могилецкая, О. Ф. Мир один для всех. Инклюзивное пространство для всех [Текст] / О. Ф. Могилецкая // Логопед. — 2024. — № 9. — С. 107-109.

В статье рассматривается концепция инклюзии, подчеркивающая важность равного доступа детей к образованию, независимо от их физических или умственных особенностей. Статья призывает к созданию условий, способствующих интеграции и поддержке людей с особыми потребностями, подчеркивая, что мир должен быть единым и доступным для каждого. Инклюзия рассматривается как основа для формирования более справедливого и гармоничного общества.

Мошнина, О. В. К проблеме выявления вариативных трудностей в обучении у младших школьников, осваивающих основную общеобразовательную программу [Текст] / О. В. Машнина // Дефектология. — 2024. — № 5. — С. 67-79.

В статье представлены результаты экспериментальной работы, направленной на изучение вариативных трудностей в обучении младших школьников, осваивающих основную общеобразовательную программу. Использование двухуровневой методики первичной диагностики позволило выделить и охарактеризовать четыре группы учащихся схожих по типичным проявлениям совокупной картины школьной неуспеваемости: «дети с выраженными стойкими трудностями в обучении», «дети с нерезко выраженными стойкими трудностями в обучении», «дети с парциальными трудностями в обучении», «дети с ситуативными трудностями в обучении». Данная типология определяет условия реализации дифференцированного подхода к проектированию стратегии психолого-педагогической помощи младшим школьникам с трудностями в обучении с учетом вариативного характера проблем.

Организация образовательной деятельности в инклюзивном образовании [Текст] // Логопед. — 2024. — № 10. — С. 6-11.

Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов – одно из основных условий их успешной интеграции в социум, обеспечение их участия в жизни общества без ущемлений, эффективной самореализации в различных видах деятельности. Автор делает попытку оценить современные технологии коррекционного обучения и воспитания детей с ОВЗ и приводит примеры работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Одинокова, Г. Ю. Изучение ориентированности специалистов ранней помощи на работу с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. — 2024. — № 4. — С. 43-54.

В статье рассматривается содержание работы специалистов, работающих с детьми младенческого и раннего возраста с ОВЗ и их семьями. Эмпирическое исследование позволило сопоставить ориентированность специалиста на работу с семьей в заявляемой профессиональной позиции и в его практике. Анализ результатов исследования показал единство в понимании и декларировании профессиональных задач и различия в их практической реализации.

Психологическое благополучие педагогов в условиях инклюзии [Текст] // Не будь зависим. — 2024. — № 8. — С. 46-48.

Пятаков, М. А. Значение мониторинга в выявлении и преодолении современных проблем инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М. А. Пятаков // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 3. — С. 72-78.

В статье определяется важность взаимодействия педагогов и родителей воспитанников с ОВЗ.

Разенкова, Ю. А. Применение семантического анализа в ходе изучения субъективных представлений родителей о трудностях, связанных с обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ [Текст] / Ю. А. Разенкова // Дефектология. — 2024. — № 5. — С. 3-14.

Ответы семей 1140 подростков и старшеклассников с ОВЗ на вопрос о причинах самого трудного периода в жизни их ребенка были подвергнуты семантическому анализу для выявления специфики используемого словаря и описываемой проблематики в зависимости от диагноза ребенка. Полученные данные подтверждают результаты проведенного ранее контент-анализа и могут быть использованы для разработки критериев оценки трудной жизненной ситуации семьи ребенка с ОВЗ.

Свисткова, В. В. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья как психолого-педагогический инструмент для постановки целей в реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / В. В. Свисткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 25-36.

В статье описан практический опыт диагностики и проведения коррекционных занятий с детьми с ТМНР. Статья будет полезна психологам, логопедам, дефектологам, социальным педагогам, чья профессиональная деятельность связана с психолого-педагогическим сопровождением детей с тяжелой степенью выраженности нарушений и значительным снижением социального функционирования и адаптивных возможностей.

Семенова, О. Н. Особый ребенок в детском саду [Текст] / О. Н. Семенова // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 9. — С. 12-15.

Рассматриваются закономерности аномального развития ребенка; выявляются особенности, свойственные любому отклоняющемуся развитию, а также наиболее вероятные причины появления этих нарушений.

Сибирцева, С. А. Нейропсихологический подход к работе с детьми с ОВЗ как здоровьесберегающий фактор процесса их социализации [Текст] / С. А. Сибирцева, И. П. Верзакова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 6. — С. 32-33.

Слиткова, Т. А. Методическая разработка «Оптимизация коррекционно-развивающего обучения в работе со школьниками с ОВЗ» [Текст] / Т. А. Слиткова // Логопед. — 2024. — № 8. — С. 98-101.

В статье представлен комплекс занимательных упражнений и заданий по профилактике и коррекции разных видов дисграфии. Данная методическая разработка может применяться в работе учителями-логопедами и педагогами начальных классов.

Соколова, Т. М. Методическое сопровождение модели взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве [Текст] / Т. М. Соколова, А. А. Акулич // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 6. — С. 49-51.

Сокольникова, С. Б. Использование жестов в логопедической работе с детьми с ОВЗ [Текст] / С. Б. Сокольникова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 7. — С. 35-37.

Сопровождение родителей детей с ОВЗ на дистанте [Текст] // Не будь зависим. — 2024. — № 8. — С. 42-46.

Стрессоустойчивость в условиях инклюзии [Текст] // Не будь зависим. — 2024. — № 8. — С. 37-41.

Статья посвящена теме «Поддержание стрессоустойчивости участников образовательных отношений в условиях инклюзии».

Танцюра, С. Ю. Изучение семей с ребенком с ОВЗ: потребности и взаимодействие [Текст] / С. Ю. Танцюра // Логопед. — 2024. — № 8. — С. 12-21.

В статье анализируются основные проблемы семей в современном обществе, рассматриваются психолого-педагогические и социокультурные основы комплексного сопровождения и поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Терапевтические сказки [Текст] : по итогам лекции «Книготерапия: как ещё могут помочь терапевтические сказки?» // Не будь зависим. — 2024. — № 10. — С. 6-11.

Трошина, М. Н. Полезен ли психологический театр для детей с ОВЗ или это модное развлечение? [Текст] / М. Н. Трошина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 9. — С. 56-57.

Автор статьи делает вывод, что психологический театр для детей с ОВЗ у ДОУ может быть использован как интерактивный метод развития эмоционально-волевой сферы ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Цапина, С. Ю. Психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития [Текст] / С. Ю. Цапина // Дефектология. — 2024. — № 4. — С. 24-32.

После проведенной психологической коррекции у родителей детей с ТМНР статистически значимо повысились показатели смысложизненных ориентаций и снизились показатели по Шкале депрессии. Это свидетельствует об адекватности выделенных направлений психологического сопровождения и об эффективности реализованных коррекционных воздействий.

Цифровые инструменты «МЭО Детский сад» в патриотическом воспитании детей с ОВЗ в ДОО ЖУРНАЛ [Текст] // Логопед. — 2024. — № 10. — С. 20-22.

В статье перечислены различные методы и подходы, включая цифровые инструменты, работы ДОО по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ; приведен пример использования «МЭО Детский сад». Использование мобильного электронного образования рассматривается как способ привлечения детей. Также представлены результаты исследования детей по итогам образовательной деятельности.

Чижова, О. Н. Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] / О. Н. Чижова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 6. — С. 37-39.

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Александрина, Е. А. Методическая разработка «Тематическая неделя, посвященная Дню Победы» для детей с речевыми нарушениями [Текст] / Е. А. Александрина // Логопед. — 2024. — № 6. — С. 31-37.

В статье представлена методическая разработка воспитателей для детей с речевыми нарушениями ко Дню Великой Победы.

Александрова, О. Г. Конспект занятия по речевому развитию «Богатыри земли Русской» для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР [Текст] / О. Г. Александрова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 6. — С. 39-41.

Анисимова, Д. В. Формирование безопасного поведения у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: анализ современных методов и средств [Текст] / Д. В. Анисимова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 4. — С. 78-83.

В статье рассматривается анализ современных методов и средств.

Антонова, Е. В. Инверсивный тренинг как новый подход к комплексному развитию младших дошкольников с ОВЗ [Текст] / Е. В. Антонова // Логопед. — 2024. — № 8. — С. 22-26.

В статье представлен опыт работы по использованию кинезиологических упражнений в процессе автоматизации звуков для детей с ОНР, дано теоретическое обоснование данной формы работы.

Белова, А. Р. Мультипликация с использованием даров Ф. Фрёбеля [Текст] : для детей 4-5 лет / А. Р. Белова // Дошкольное воспитание. — 2025. — № 1. — С. 41-44.

Опыт работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи, включающий в себя: использование разных наборов в создании мультфильмов; этапы создания продукта. Читатели могут посмотреть созданные детьми мультфильмы по ссылкам и QR-кодам.

Бондаренко, С. Н. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР [Текст] / С. Н. Бондаренко // Логопед. — 2024. — № 8. — С. 35-41.

В статье описаны упражнения по нейрогимнастике для снятия напряжения с мышц лица, глаз, рта, шеи; улучшения возможности приема и переработки информации; автоматизации и дифференциации звуков при аутизме, синдром  дефицита внимания, задержке психического развития, при тяжелых нарушениях речи.

Власенко, Е. А. Специфика организации коррекционной работы по развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с системными речевыми нарушениями [Текст] / Е. А. Власенко // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 9. — С. 50-51.

Опыт работы по исследованию уровней социально-коммуникативного развития дошкольников старшего возраста с ОНР.

Воздушный пластилин в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] // Логопед. — 2024. — № 10. — С. 23-28.

В статье представлен опыт работы по использованию воздушного пластилина в создании игрового пособия совместно с детьми. Предлагаемый материал поможет учителям-логопедам сделать коррекционную работу с детьми более интересной и эффективной.

Галимова, Г. Р. Конспект образовательного события с детьми разновозрастной группы ТНР на тему «Путешествие по музеям народных промыслов» [Текст] / Г. Р. Галимова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 8. — С. 21-22.

Генералова, О. М. Дом для кошки Милки. Занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] / О. М. Генералова // Логопед. — 2024. — № 8. — С. 50-56.

В статье представлено занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с использованием разных речевых упражнений и игровых приемов.

Горбунова, Т. А. Комплексная коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста: методическая копилка для специалистов и родителей [Текст] / Т. А. Горбунова // Логопед. — 2024. — № 7. — С. 92-101.

Статья посвящена комплексной коррекции речевых нарушений у дошкольников. В контексте реализации задач ФОП и ФАО ДО, общего речевого развития воспитанников и оказания логопедической помощи каждая дошкольная образовательная организация должна сформировать методическую ресурсную базу, отвечающую критериям валидности, надежности и эффективности.

Гребенщикова, О. Л. Занятие по обучению грамоте «Дружные звуки и буквы» [Текст] / О. Л. Гребенщикова // Логопед. — 2024. — № 9. — С. 39-44.

В статье представлено занятие по обучение грамоте детей 6-7 лет с нарушениями речи. Занятие насыщено разнообразными игровыми упражнениями для отработки звуков [п], [п’] и буквы П.

Детерминанты успешности адаптации к условиям коррекционной школы детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] // Дефектология. — 2024. — № 6. — С. 3-12.

Статья освещает итоги двухлетнего мониторинга психосоциального развития, определяющего успешность школьной адаптации детей, обучающихся в коррекционной школе по варианту 5.2. Многообразие вариантов индивидуально-психологических проблем делает обязательным многоаспектный мониторинг развития, позволяющий определить содержание и кратность психологического сопровождения.

Дженгурова, Л. Н. Использование деревянного массажера в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР [Текст] / Л. Н. Дженгурова // Логопед. — 2024. — № 7. — С. 17-20.

В данной статье представлены игры с помощью массажера для детей с нарушениями речи. Автор предлагает использовать данные игры не только логопедам дошкольных учреждений, но и родителям в домашних условиях.

Емельянцева, М. В. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР [Текст] / М. В. Емельянцева, К. А. Шаповалова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 9. — С. 54-56.

Опыт работы по развитию новых направлений логопедической работы, внедрения инновационных методов и приемов, позволяющих осуществить психолого-педагогическую реабилитацию дошкольников с ТНР.

Зяблицева, А. В. Формирование лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / А. В. Зяблицева // Логопед. — 2024. — № 9. — С. 12-16.

В статье рассматриваются понятия: лексико-грамматические представления и общее недоразвитие речи, дана характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР и выделена специфика у данной категории детей путем формирования лексико-грамматических представлений.

Канаева, Г. С. «Кубик на кубик» [Текст] : методическая разработка для развития артикуляционной моторики / Г. С. Канаева // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 7. — С. 56-59.

Описание работы с авторским пособием для формирования артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Караваева, А. Н. Технологии развития чувства ритма у дошкольников с ТНР участниками образовательных отношений [Текст] / А. Н. Караваева // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 9. — С. 52-53.

Опыт работы по созданию технологии, состоящей из цикла тематических занятий по формированию и развитию чувства ритма участниками образовательных отношений в процессе НОД.

Колузанова, Н. В. Приключения маленькой снежинки. Речевое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] / Н. В. Колузанова // Логопед. — 2024. — № 9. — С. 45-51.

В статье представлено речевое мероприятие, направленное на развитие артикуляционного аппарата для детей с ОВЗ. Мероприятие выстроено в игровой форме с интересными коррекционными заданиями.

Крикленко, О. В. Коррекция звукопроизношения у детей с ТНР посредством авторской технологии РИР (рука-игра-речь) [Текст] / О. В. Крикленко // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 6. — С. 24-31.

Кошмак, Е. Н. День рождения лисы. Занятие по развитию речи детей 6–7 лет с ОНР с использованием интерактивных чистоговорок [Текст] / Е. Н. Кошмак // Логопед. — 2024. — № 9. — С. 34-38.

Статья предназначена педагогам ДОО, которые стремятся максимально реализовать инклюзивное направление педагогики и эффективно включить ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Кузнецова, А.  Межполушарное взаимодействие как средство автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / А. Кузнецова // Логопед. — 2024. — № 7. — С. 21-26.

В статье представлен опыт работы по использованию кинезиологических упражнений в процессе автоматизации звуков для детей с ОНР, дано теоретическое обоснование данной формы работы.

Максимова, С. Н. Современные методики при стимуляции речевых механизмов неговорящих детей [Текст] / С. Н. Максимова // Логопед. — 2024. — № 6. — С. 12-18.

В статье представлен теоретический анализ технологий стимуляции речевых механизмов у неговорящих детей. Дается краткое описание современных логопедических технологий и методик, нацеленных на стимуляцию речи.

Медиастудия – ресурс повышения качества образования в условиях реализации инклюзивного образования [Текст] // Логопед. — 2024. — № 10. — С. 29-32.

В статье представлен творческий проект, направленный на развитие условий инклюзивного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Мельникова, С. В. Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений всех компонентов речи детей с ОВЗ [Текст] / С. В. Мельникова // Логопед. — 2024. — № 7. — С. 12-16.

В статье рассматривается опыт эффективного использования разных видов театрализации для стимулирования и совершенствования речевых навыков дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Нищева, Н. В. Задержки речевого развития. Почему дети не говорят? [Текст] / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 9. — С. 10-12.

Покалина, В. П. Онтогенез словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Текст] / В. П. Покалина // Логопед. — 2024. — № 9. — С. 6-11.

В статье представлен онтогенез развития речи ребенка с ОНР. На основе психолого-педагогических (логопедических) исследований приведены примеры усвоения языка ребенком с нарушением речи.

Потапова, Т. С. Игра-тренажер «Чебурашка и его друзья» по подготовке к обучению грамоте детей с ТНР [Текст] / Т. С. Потапова // Логопед. — 2024. — № 8. — С. 79-83.

В статье представлена методическая разработка «Чебурашка и его друзья» – интерактивная игра-тренажер по подготовке к обучению грамоте детей с ТНР.

Стадник, А. Е. Характеристика связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / А. Е. Стадник // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 4. — С. 36-40.

В статье представлены материалы для исследования уровня сформированности связных высказываний у младших школьников с ОНР.

Фиалова, Т. В. Использование активных форм развития для формирования познавательного интереса к речевой деятельности [Текст] / Т. В. Фиалова // Логопед. — 2024. — № 6. — С. 26-30.

В статье раскрываются активные формы работы учителя-логопеда, которые могут быть использованы с целью формирования познавательного интереса к речевой деятельности у детей с речевыми нарушениями.

Формирование развивающего коммуникативного пространства как средства социализации дошкольников с ТНР [Текст] // Дефектология. — 2024. — № 6. — С. 13-22.

В статье дается определение понятия коммуникативного пространства, анализируются условия и средства его формирования в группе воспитанников детского сада. Результаты формирующего эксперимента подтверждают гипотезу о том, что индикатором улучшения коммуникативного климата в группе детей с ТНР, показателем амплификации коммуникативного пространства служит положительная динамика позитивно-личностного отношения в общении дошкольников с взрослыми и сверстниками.

Шамбер, С. В. Познавательная изба. Многофункциональное наглядно-дидактическое пособие для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями [Текст] / С. В. Шамбер // Логопед. — 2024. — № 6. — С. 70-77.

В статье представлено авторское пособие, направленное на речевое и познавательное развитие и коррекцию детей дошкольного возраста.

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Азбукина, О. Д. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с интеллектуальным нарушением в условиях медицинского центра: экспериментальное исследование [Текст] / О. Д. Азбукина // Дефектология. — 2024. — № 9. — С. 34-46.

В статье раскрыты особенности психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями в условиях медицинского центра. Подробно описаны этапы первичного обследования, а также алгоритм взаимодействия специалистов центра по сопровождению ребенка в процессе коррекционного обучения. Показана необходимость мониторинга динамики продвижения ребенка на каждом этапе междисциплинарного сопровождения для коррекции содержания и объемов помощи, оказываемой специалистами центра.

Алехина, О. Г. Индивидуальное занятие по коррекционному курсу «Альтернативная и дополнительная коммуникация» с учащимися 1 класса с ТМНР [Текст] / О. Г. Алехина // Логопед. — 2024. — № 6. — С. 90-96.

В статье представлено логопедическое занятие по курсу «Альтернативная коммуникация» для неговорящих учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями с использованием жестов по курсу «Альтернативная и дополнительная коммуникация».

Гвоздева, А. Ю. Проблемы профессионального обучения подростков с нарушением интеллекта [Текст] / А. Ю. Гвоздева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 4. — С. 59-69.

Содержание статьи построено на анализе собранных данных о выпускниках коррекционных школ с нарушением интеллекта и об их выборе профессионального обучения после школы.

Дифференциация букв И, Е. Логопедическое занятие по коррекции дислексии и дисграфии у обучающихся с интеллектуальными нарушениями [Текст] // Логопед. — 2024. — № 10. — С. 86-89.

Оппозиционная пара гласных букв И-Е является одной из распространенных среди специфических артикуляторно-акустических ошибок чтения и письма у школьников с нарушениями интеллекта. Во многих учебно-методических пособиях классической логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи отсутствует материал по данной оппозиционной паре букв.

Евтушенко, А. И. Особенности формирования элементарного чувства ритма у подростков с умственной отсталостью с помощью танцевальных движений [Текст] / А. И. Евтушенко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 3. — С. 56-60.

Автором статьи представлен комплекс упражнений, способствующих совершенствованию двигательных действий, соответствующих воспринимаемому ритмическому рисунку.

К вопросу формирования навыков жизненной компетенции у обучающихся с легкой умственной отсталостью в младших классах [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 8. — С. 25-35.

В статье рассматриваются навыки жизненной компетенции в аспекте их формирования у детей с нарушением интеллекта по пяти основным областям. Авторами систематизируются общие и специфические группы жизненных компетенций, конкретизируются жизненные умения и навыки, доступные для формирования у данной категории обучающихся, приводятся индикаторы их сформированности, которые определяют практические направления и ожидаемые результаты работы учителей и специалистов.

Кузьмина, А. С. Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью через моделирование сюжетной картины [Текст] / А. С. Кузьмина, Н. В. Ярушкина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 9. — С. 48-49.

Моделирование – это метод, эффективный для детей с ЗПР и УО, которые испытывают трудности с абстрактным мышлением и пониманием абстрактных понятий. Цель метода — создать для детей визуальную и контекстуальную среду, в которой они могут лучше понимать и использовать речь.

Попович, Ю. А. Подготовка подростков с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни (из опыта работы центров содействия семейному воспитанию) [Текст] / Ю. А. Попович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 12-24.

В статье описана пилотная двухмодульная модель, включающая в себя модуль 1, направленный на диагностику уровня готовности к самостоятельной жизни, в процессе которой выявляется социально-бытовая и психологическая готовность, и модуль 2, целью которого является формирование у подростков социально-бытовых навыков и повышение психологической компетентности. В статье приведены экспериментальные данные, свидетельствующие об эффективности разработанной пилотной двухмодульной модели по подготовке подростков с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни.

Представления участников образовательных отношений о сфере жизненной компетенции подростков с интеллектуальными нарушениями [Текст] // Дефектология. — 2024. — № 6. — С. 45-52.

В статье представлены результаты исследования представлений специалистов психолого-педагогического сопровождения и родителей детей с ОВЗ о сфере жизненной компетенции подростков с нарушениями интеллекта. Полученные данные конкретизируют содержание жизненных компетенций на уровне иерархии умений и навыков, являющихся, по мнению респондентов, наиболее значимыми образованиями, отражающими и обеспечивающими процессы социальной адаптации и социализации данной категории подростков. Результаты исследования позволяют сделать выводы о необходимости координации взаимодействия всех участников образовательных отношений и разработке методического обеспечения их сотрудничества, как в условиях образовательной организации, так и семьи.

Скира, Е. В. Обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями понимать текст арифметической задачи [Текст] / Е. В. Скира // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 3. – С. 18-22.

В статье определены педагогические условия работы над пониманием текста арифметической задачи и некоторые педагогические пути, облегчающие восприятие условия задачи таким обучающимся.

Фролова, Ю. А. Коррекция познавательной деятельности у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога в условиях образовательного учреждения [Текст] / Ю. А. Фролова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 4. — С. 101-108.

Статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам и учителям домашнего обучения.

РАС

Артяева, К. К. Технологии виртуальной реальности как средство формирования навыка самостоятельного проезда на автобусе у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра [Текст] / К. К. Артяева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 56-69.

Статья посвящена проблеме формирования навыка самостоятельного проезда на автобусе детей и подростков от 10 до 14-летнего возраста с РАС с помощью технологии виртуальной реальности. Обоснована актуальность темы исследования, а также представлены результаты краткого теоретического обзора исследований на тему применения технологии виртуальной реальности для психолого-педагогического и коррекционного сопровождения детей с аутизмом. К обсуждению предлагаются результаты эмпирического исследования эффективности методики, основанной на применении технологии виртуальной реальности для формирования навыка самостоятельного передвижения на автобусе.

Гращенкова, Н. С. Игровые методы в комплексной коррекции расстройств аутистического спектра у дошкольников [Текст] / Н. С. Гращенкова // Дефектология. — 2024. — № 4. — С. 33-42.

В статье рассматриваются особенности и возможности различных игровых методов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с аутизмом, в том числе: коммуникативные игры «лицом к лицу», совместная сюжетная эмоционально-смысловая игра и её специфика при работе с группой детей с РАС, развивающие игры Воскобовича в реализации задач подготовки дошкольников с аутизмом к ученичеству. Описан опыт и результаты проведения сюжетно-ролевых игр со спонтанным выстраиванием сюжета и использованием предметов-заместителей в работе с детьми с аутизмом старшего дошкольного возраста.

Журавлева, Е. Ю. Пути преодоления социальных дефицитов у дошкольников с РАС [Текст] / Е. Ю. Журавлева, Н. А. Лозовая // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 9. — С. 2-8.

Авторами использован комплекс методик, предусматривающий изучение обобщенных радикалов социального интеллекта с целью усиления диверсификации коррекционно-педагогических ресурсов, дополненный структурированным наблюдением. Результаты исследования подтвердили гипотезу авторов о недостаточно эффективной системе работы, осуществляемой в ДОО; позволили разработать мобильный комплекс коррекционно-образовательных мероприятий для реализации гибкой модульной коррекционно-развивающей технологии.

Евтеев, А. А. Исследование факторов, влияющих на формирование навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А. А. Евтеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 37-50.

В статье показано, что формирование навыков самообслуживания (НС) у детей с РАС существенно зависит от ряда факторов: возраста, выраженности аутистических проявлений и особенностей сопровождения (с участием специалистов и родителей). Предложен способ минимизации влияния возрастного фактора, что расширяет возможности метода и позволяет давать дифференцированную оценку влиянию различных факторов на формирование НС. Рассмотрены проблемы сопоставления общих результатов исследований становления НС у детей с РАС с отдельными случаями.

Индивидуальное речевое занятие для детей 3-4 лет с РАС [Текст] // Логопед. — 2024. — № 10. — С. 40-45.

Данное занятие предназначено для неговорящих детей с расстройствами аутистического спектра, понимающих простые инструкции, владеющих навыками использования средств альтернативной коммуникации, визуального расписания.

Куликов, А. В. Речевые нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра и шизофренией: психопатологический аспект [Текст] / А. В. Куликов // Дефектология. — 2024. — № 5. — С. 57-66.

В статье приводится описание клинической феноменологии речевых нарушений у детей при РАС и шизофрении, при которых может отмечаться кататонический синдром. Описываемые речевые нарушения, при их своевременном выявлении могут способствовать уточнению клинического и психолого-педагогического диагноза, и, соответственно, проведению более ранних коррекционно-педагогических и лечебных вмешательств и улучшению прогноза.

Макарова, И. А. Анализ профессиональных дефицитов педагогов в работе с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра. Часть 1. Научно-методическая база и дизайн исследования [Текст] / И. А. Макарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 45-55.

В первой части статьи описана научно-методическая база и дизайн исследования, проведенного среди педагогов ДОО Амурской области в период 2021-2024 гг. Содержание исследования предусматривало проведение комплексной диагностики профессиональных дефицитов и включало три самостоятельных, но взаимосвязанных блока: изучение общего отношения к инклюзии; диагностику областей профессиональных дефицитов; изучение проявления социальной желательности в поведении педагогов.

Матвеева, Г. Ю. Первые дни ребенка с расстройством аутистического спектра в детском саду [Текст] / Г. Ю. Матвеева // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 8. — С. 48-49.

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям и педагогам в разрешении сложных педагогических ситуаций.

Немцева, С. В. Проведение виртуальных экскурсий с помощью квестбука в условиях инклюзии (из опыта работы) [Текст] / С. В. Немцева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 70-73.

Опыт работы с детьми с РАС в центре детского творчества.

Степанова, С. Н. Обучение речевым навыкам и навыкам общения детей с РАС [Текст] / С. Н. Степанова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 6. — С. 34-36.

Методика логопедической работы по обучению пониманию и развитию речи дошкольников с расстройствами аутистического спектра: задачи, правила, этапы, алгоритмы, рекомендации.

Янушко, Е.  Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст] / Е. Янушко. — М. : Теревинф, 2023. — 132 с. — (Особый ребенок).

Книга посвящена раннему детскому аутизму. В ней описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия. Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют, как оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Также намечены пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между специалистами и семьей аутичного ребенка. В книге представлена информация об организациях, оказывающих помощь аутичным детям, и ресурсы Интернет, посвященные этой проблеме. Материал намеренно изложен кратко и в популярной форме, снабжен множеством примеров из опыта работы. «Игры с аутичным ребенком» может стать настольной книгой как для специалистов, так и для близких аутичного ребенка.

ЗПР

Вовк, В. В. Социальный театр как средство профилактики и коррекции дезадаптивного поведения подростков с задержкой психического развития [Текст] / В. В. Вовк // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 14-26.

В статье представлены результаты разработки эффективных средств профилактики и коррекции школьной дезадаптации подростков с ЗПР в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности. В частности, речь идет о технологии социального театра и его возможностях в преодолении поведенческого компонента школьной дезадаптации. Рассматривается использование данной педагогической технологии для формирования позитивного поведения подростков с ЗПР, содержание примерной дополнительной программы «Социальный театр», особенности формирования театральной труппы, корректное предложение данной педагогической технологии подростку; обсуждаются практические результаты ее реализации.

Ильина, А. П. Формирование навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе логопедической работы [Текст] / А. П. Ильина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 4. — С. 70-77.

В статье рассматривается применение комплекса наиболее эффективных средств формирования навыков словобразования у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе логопедической работы.

Климова, О. Ю. Эффективные методы и средства устранения сенсорного дефицита у детей с ЗПР [Текст] / О. Ю. Климова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 10. — С. 42-45.

Автор статьи предлагает собственные модернизированные разработки дидактических игр, которые находят широкое применение в сенсорном развитии дошкольников с ЗПР.

Костина, Н. М. Трехглазый помощник. Занятие на закрепление правил дорожного движения для детей 5–6 лет с ЗПР [Текст] / Н. М. Костина // Логопед. — 2024. — № 6. — С. 38-43.

В статье представлено занятие на закрепление ПДД для детей 5-6 лет с ЗПР. Материал направлен на формирование ответственного отношения к собственной безопасности, а задачи реализуются через игровые ситуации.

Мухаметшина, Н. Ш. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития путем приобщения к художественной литературе [Текст] / Н. Ш. Мухаметшина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 3. — С. 67-71.

Автор говорит о ценности художественной литературы в процессе формирования личности детей с ЗПР.

Потапова, Л. М. Дидактическое многофункциональное пособие «В гостях у тетушки Совы» [Текст] / Л. М. Потапова // Логопед. — 2024. — № 8. — С. 86-92.

В статье представлено авторское дидактическое многофункциональное пособие «В гостях у тетушки Совы» как форма работы учителя-дефектолога и воспитателей с детьми с задержкой психического развития.

Психолого-педагогические условия обучения школьников с задержкой психического развития предметам естественно-научного цикла [Текст] // Дефектология. — 2024. — № 6. — С. 60-70.

В статье представлены результаты исследования, цель которого состояла в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий обучения предметам естественно-научного цикла (на примере физики), позволяющих обучающимся с ЗПР достигать планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.

Селезнева, О. И. Особенности развития нравственных качеств детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / О. И. Селезнева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 3. — С. 79-84.

На основе теоретического обзора проблемы нравственного развития детей с ЗПР разработана программа экспериментального исследования уровня овладения дошкольниками с ЗПР моральными нормами в ситуации нравственного выбора.

Типологический подход в реализации исследования психологического благополучия подростков с задержкой психического развития [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 8. — С. 36-46.

Разработанная авторским коллективом стандартизированная анкета, в основу которой была положена теоретическая модель психологического благополучия, позволила изучить переживания подростков в области учебной деятельности, межличностных отношений, физического самочувствия, личной удовлетворенности. Проведенный кластерный анализ выделил три типа переживания психологического благополучия: «дезадаптивный», «комплементарный», «флексибильный». Даны рекомендации по проведению психокоррекционной работы с целью гармонизации эмоциональной жизни.

Швецова, А. А. Применение бережливых технологий в группах компенсирующей направленности (ЗПР) [Текст] / А. А. Швецова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 8. — С. 51-53.

В данной статье рассматривается вопрос использования бережливых технологий в работе педагогов работающих с детьми групп с задержкой психического развития. Дается описание практических действий, таких как использование своеобразных подсказок, разметок, маркёров, которые помогут воспитателям сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной.

НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Богданова, Т. Г. Деятельностный подход в обучении детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / Т. Г. Богданова // Дефектология. — 2024. — № 9. — С. 24-33.

В статье рассматривается значение деятельности в коммуникативно-деятельностной системе обучения языку детей с нарушениями слуха. Основное внимание уделяется анализу роли различных видов деятельности для психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха, связи формирующихся видов детской деятельности со слухоречевым развитием.

Королева, И. В. Методика оценки сформированности процессов слухового анализа у детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты [Текст] / И. В. Королева // Дефектология. — 2024. — № 4. — С. 3-14.

Статья продолжает анализ сурдопедагогической диагностики сформированности процессов слуховой обработки неречевых и речевых стимулов у детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты, с позиций авторского подхода. Определены основные процессы слуховой обработки, необходимые для развития у ребенка восприятия окружающих звуков, речи и развития собственной устной речи посредством слуха. Представлен методический комплекс для оценки сформированности слуховых процессов у эффективно слухопротезированных детей.

Ресурсный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха после высокотехнологичного хирургического лечения [Текст] // Дефектология. — 2024. — № 6. — С. 53-59.

В статье анализируется проблема формирования ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с кохлеарными имплантами (КИ). Представлены результаты анкетирования членов семьи ребенка с КИ, описаны средовые образовательные ресурсы, обеспечивающие формирование у членов семьи компетентности в контексте готовности и способности создавать условия для развития личностного потенциала и функциональных умений детей с КИ.

Мартемьянова, О. Г. Особенности профессионального самоопределения лиц с нарушениями слуха [Текст] / О. Г. Мартемьянова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 4. — С. 51-59.

В статье рассматриваются результаты исследования профориентации слабослышащих.

Особенности обучения студентов-сурдопедагогов дактильной речи: новые подходы [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 8. — С. 4-13.

Впервые предлагается уточненная двухсторонняя модель дактильного алфавита (восприятие пальцевых знаков со стороны говорящего и со стороны воспринимающего), даются рисунки и варианты словесного описания дактилем, унифицированные правила дактилирования, система тренировочных упражнений для закрепления и совершенствования навыка дактилирования. Впервые создан дидактический материал: настольная рельефная дактильная азбука и 3D модели дактилем в объемном их отображении с возможностью восприятия со всех сторон. Практическое изучение дактилологии представляет интерес не только для студентов и сурдопедагогов, но и специалистов смежных отраслей научного знания, а также родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Четверикова, Т.Ю. Проектирование коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с комплексными нарушениями слуха и интеллектуального развития. Часть 1. Содержание программного материала [Текст] / Л. Н. Четверикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 5. — С. 4-11.

Данный курс предназначен для коррекции вторичных и последующих отклонений, отмечающихся у обучающихся с комплексными нарушениями слуха и интеллекта. Он содействует их социальной адаптации, интеграции в систему общественных отношений и формированию социокультурного опыта. В первой части статьи освещаются особенности организации и подходы к определению содержания курса «Социально-бытовая ориентировка». Он представлен пятью разделами, каждый из которых ориентирован на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с комплексными нарушениями слуха и интеллекта.

Четверикова, Т. Ю. Проектирование коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с комплексными нарушениями слуха и интеллектуального развития. Часть 2. Выявление и оценка образовательных результатов [Текст] / Т. Ю. Четверикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 37-44.

Во второй части статьи представлены рекомендуемые диагностические карты. Они предназначены для фиксации образовательных достижений обучающихся – по результатам освоения программного материала по курсу «Социально-бытовая ориентировка».

НОДА  

Богданова, О. В. Дифференцированный подход к внедрению ассистивных средств в обучение школьников с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст] / О. В. Богданова // Дефектология. — 2024. — № 4. — С. 15-23.

В статье представлены результаты исследования особенностей развития младших школьников данной группы, выявления и конкретизации их особых образовательных потребностей в части использования ассистивных средств. Анализ результатов показал, что группа детей с тяжелыми двигательными нарушениями не является однородной с точки зрения манипулятивных и коммуникативных возможностей и требует дифференцированного подхода при подборе ассистивных средств и введении их в образовательный процесс. Автором представлен алгоритм такого подбора с учетом моторных и речевых ограничений школьников.

Валитова, И. Е. Закономерности психофизического развития детей раннего возраста с церебральной органической патологией [Текст] / И. Е. Валитова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 3. — С. 39-50.

В результате исследования установлены такие закономерности психофизического развития детей с ДЦП как: замедление темпа развития с возрастом, вариативность развития. Выделены шесть типов профилей развития детей, установлена частота их представленности у детей с разными неврологическими диагнозами.

Зинченко, Е. И. Конспект занятия по изобразительной деятельности «Дождь в осеннем лесу» для воспитанников с НОДА [Текст] / Е. И. Зинченко // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 7. — С. 28-29.

Каратеева, И. В. День последнего звонка в начальной школе. Сценарий мероприятия для детей с НОДА [Текст] / И. В. Каратеева // Логопед. — 2024. — № 7. — С. 78-87.

В статье представлено мероприятие для начальной школы с участием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Крутякова, Е. Н. Структура речевых нарушений у подростков с двигательной патологией [Текст] / Е. Н. Крутякова // Дефектология. — 2024. — № 5. — С. 47-56.

Основным методом исследования было комплексное обследование, которое включало оценку общей и мелкой моторики, состояния сенсорных функций и логопедическую диагностику. Результаты исследования позволили обосновать особые образовательные потребности обучающихся с НОДА на уровне основного общего образования, связанные с особенностями речевой сферы. К ним относятся потребности в систематической индивидуально-ориентированной логопедической помощи, в особом подходе к оценке образовательных результатов по русскому языку с учетом структуры речевого нарушения, а также потребность в использовании вспомогательных технических средств и ассистивных технологий, в том числе для альтернативной и/или дополнительной коммуникации у части обучающихся.

Орлова, С. Ю. Конспект занятия по РЭМП «Незнайкина математика» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ЗПР [Текст] / С. Ю. Орлова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 7. — С. 26-27.

Переверзева, Е. Е. К истории становления отечественной системы медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательными нарушениями [Текст] / Е. Е. Переверзева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 6. — С. 74-79.

История создания и становления системы комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Хвастунова, Е. П. Влияние лечебной физкультуры на физическое воспитание дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата [Текст] / Е. П. Хвастунова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 4. — С. 30-35.

В статье даны методические рекомендации при организации занятий в условиях ДОУ.