14 декабря 2021

В помощь логопеду: новые поступления литературы за 2021 г.

Уважаемые читатели! Предлагаем вам список книг и  журнальных статей по коррекционной логопедической работе за 2021 год. Данная литература рекомендована как специалистам и воспитателям,  работающим с детьми с нарушениями речи, так и родителям, в помощь организации логопедической работы с ребенком в домашних условиях.

Акбари, К. А. Развитие связной речи. Логопедические сказки для детей 4-7 лет [Текст] / К. А. Акбари // Дошкольное воспитание. — 2021. — №3. — С. 65-68.

Алферова, О. А. Игровые приемы для стимуляции интереса дошкольников к логопедическим занятиям [Текст] / О. А. Алферова // Игра и дети. — 2021. — №2. — С. 15.

Бабаева, Д. И. Результаты диагностического исследования особенностей звукопроизношения детей в условиях логопункта, дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Д. И. Бабаева // Коррекционная педагогика. — 2021. — №1. — С. 35-39.

Бабинова, Н. В. Организация взаимодействия педагога-психолога, дефектолога и логопеда в работе с неговорящими детьми раннего возраста [Текст] / Н. В. Бабинова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 39-44.

В статье рассматривается содержание деятельности педагога-психолога, дефектолога и учителя-логопеда с неговорящим ребенком раннего возраста, определяются важные направления работы — развитие эмоционально-волевой сферы, развитие зрительно-пространственных представлений, развитие понимания речи. Приводятся примеры эмоциональных игр, которые помогают педагогу установить эмоциональный контакт с ребенком.

Багаева, В. В. Методы и приемы работы с неговорящим ребенком [Текст] / В. В. Багаева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 48-50.

Все описываемые в статье методы и приемы, которые автор применяет в своей работе, направлены на активизацию речевой деятельности неговорящих детей.

Барбосова, Н. Н. Бинарное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя по теме «Домашние животные» [Текст] / Н. Н. Барбосова, М. Н. Савельева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №8. — С. 46-47.

Опыт работы и результаты мониторинга показали, что совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда в проведении бинарных занятий дает высокий уровень усвоения материала в коррекции и развитии всех компонентов речи у детей с ОВЗ.

Бондарева, А. А. Фонологические нарушения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / А. А. Бондарева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №1. — С. 45-47.

Итоги обследования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста по методике Е.Ф. Архиповой.

Вакуленко, Л. С. Развитие звуковой культуры речи [Текст] : методические рекомендации для логопедов и воспитателей ДОО / Л. С. Вакуленко // Дошкольная педагогика. — 2021. — №8. — С. 11-17.

Волкова, Г. А. Система комплексного воздействия на детей в раннем периоде заикания [Текст] / Г. А. Волкова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 8-11.

Специалист по заиканию у детей Г.А. Волкова рассказывает о причинах возникновения заикания и о том, как помочь ребенку справиться с этим недугом.

Воржева, Л. В. Речевой праздник в старшей группе «На лесной полянке» [Текст] / Л. В. Воржева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №8. — С. 9-10.

Праздник является итоговым мероприятием в старшей логопедической группе и проводится в мае — июне на площадке детского сада. В мероприятии участвуют дети и родители.

Галимова, Г. Р. Студия риторики как средство воспитания художественной речи у детей [Текст] / Г. Р. Галимова, А. А. Акулич // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 13-15.

Описание метода технологии проектной деятельности, способствующего развитию речевого творчества дошкольников.

Домаркова, Н. В. Интересные находки в коррекционной работе учителя-логопеда [Текст] / Н. В. Домаркова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №7. — С. 50-54.

В статье представлены игровые приемы и методы коррекционной работы, в которых речевые упражнения сочетаются с упражнениями для пальцев и кисти руки; сопряженные упражнения; игры с пуговицами.

Иванова, Н. Ф. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе [Текст] / Н. Ф. Иванова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №9. — С. 36-37.

Ишкова, Е. Ю. Разработка и использование логопедических компьютерных игр, направленных на развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста  [Текст] / Е. Ю. Ишкова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №8. — С. 36-37.

Логопедическая работа с использованием разработанных логопедических компьютерных игр способствует совершенствованию лексико-грамматической стороны речи, а также развитию восприятия, внимания и памяти. В статье приводятся примеры таких игр.

Клепикова, Н. В. Мастер-класс для учителей-логопедов и педагогов ДОУ «Лингвистическое моделирование как средство повышения мотивации к речевой деятельности и результативности обучения» [Текст] / Н. В. Клепикова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №9. — С. 56-57.

Матвеева, А. В. Виртуальное партнерство учителя-логопеда и семьи как залог успешной коррекции ребенка с ОВЗ [Текст] / А. В. Матвеева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 62-63.

Русских, В. И. Игры для развития сенсорных ощущений и речевых навыков у неговорящего ребенка [Текст] / В. И. Русских // Дошкольная педагогика. — 2021. — №2. — С. 61-63.

Предлагаемые в статье игры способствуют развитию сенсорных ощущений и речевых навыков ребенка.

Сартакова, А. С. Перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности с неговорящим ребенком [Текст] / А. С. Сартакова, Е. В. Ставер, И. А. Бибик // Дошкольная педагогика. — 2021. — №4. — С. 34-39.

Цель первого этапа работы — вызвать подражательную речевую деятельность ребенка в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

Сивкова, Е. А. Изготовление логопедических игр и пособий в процессе ручного труда в старшей группе [Текст] / Е. А. Сивкова, Е. А. Ламанова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №1. — С. 48-51.

Токмина, Е. В. Логоритмическое занятие на тему «Гонцы весны» для детей с 6 до 7 лет [Текст] / Е. В. Токмина, Ф. В. Четаева // Дошкольная педагогика. — 2021. — №4. — С. 40-41.

Фиалова, Т. В. «Фразовый конструктор» [Текст] / Т. В. Фиалова // Дошкольное воспитание. — 2021. — №9. — С. 70-76.

Описание авторского варианта пособия для развития речи дошкольников с ОНР. «Фразовый конструктор» является эффективным дополнительным материалом при обучении детей рассказыванию в старшей и подготовительной к школе группах. Пособие может использоваться в работе с детьми как в массовом детском саду, так и в процессе коррекции речевой патологии.

Шичанина, О. В. Особенности подбора дидактического материала при проведении логопедического обследования современных детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2021. — №6. — С. 70-77.

В статье рассмотрены проблемы, связанные с анализом речевого материала для диагностики речевого развития, актуальностью отбора лексики для логопедического обследования.

Шубина, К. А. Применение инновационных логопедических технологий в коррекции дизартрии [Текст] / К. А. Шубина // Дошкольная педагогика. — 2021. — №6. — С. 47-49.

Для повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» наиболее целесообразными и эффективными являются: психосоматическая гимнастика и ритмика, сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика.