`
16 декабря 2022

В помощь логопеду: новые поступления литературы за 2022 г.

Уважаемые читатели! Предлагаем вам список книг и  журнальных статей по коррекционной логопедической работе за 2022 год. Данная литература рекомендована как специалистам и воспитателям,  работающим с детьми с нарушениями речи, так и родителям, в помощь организации логопедической работы с ребенком в домашних условиях.

Абрамова, И. В. Компетентностно-ориентированные задания как форма контроля освоения дисциплин логопедического профиля по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» [Текст] / И. В. Абрамова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 5. — С. 46-56.

Предложены алгоритмы решения и рекомендации по оценке подобных заданий. Приведены примеры заданий с учетом уровня контроля освоения образовательной программы.

Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст]  / З. Е. Агранович. — СПб. : Издательство «Детство-Пресс», 2021. — 112 с.

В сборник включены различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР, у детей дошкольного возраста. В соответствии с предложенным планированием занятий с сентября по май включительно, специалисты совместно с родителями смогут эффективно корректировать речевые дефекты у детей. Дидактический материал пособия ориентирован на «красные даты» календаря, выполнение типовой программы обучения и воспитания в детском саду, а также на методические рекомендации, используемые в работе с дошкольниками с ОНР. Для воспитателей логопедических групп ДОУ компенсирующего вида, воспитателей массовых ДОУ при подготовке к занятиям по развитию речи, родителей.

Александрова, Г. А. «Логопедическая тетрадь» для обучения чтению [Текст] / Г. А. Александрова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 1. — С. 21-23.

Описание авторского пособия по обучению чтению с подробными методическими рекомендациями для родителей.

Бочкарева, Т. А. Выявление особенностей отражения в программном материале компонентов коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в ракурсе профессиональной подготовки логопедов [Текст] / Т. А. Бочкарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 1. — С. 58-65.

В статье, с использованием специально разработанной аналитической модели, выявляются особенности отражения в программном материале компонентов коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и возможные трудности, возникающие при работе с программами у начинающих логопедов.

Виноградова, Е. А. Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Зимующие птицы» [Текст] / Е. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 9. — С. 34-35.

Конспект представлен в виде технической карты.

Грошенкова, В. А. Рисование в логопедической работе с детьми  [Текст] / В. А. Грошенкова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 8. — С. 37-39.

Представлен конспект мероприятия «Праздник цветных карандашей».

Долженко, А. С. Педагогические технологии в развитии речи детей логопедической группы [Текст] / А. С. Долженко // Игра и дети. — 2022. — № 1. — С. 20-21.

Опыт практической логопедической работы специалиста в ДОУ: методика работы по карточкам PECS.

Ежкова, Н. С. Ценностно-ориентированное воспитание детей в процессе логопедической работы [Текст] / Н. С. Ежкова, И. С. Еремчева // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 1. — С. 10-16.

В статье раскрываются содержательные стороны ценностно-ориентированного воспитания. Представлено примерное планирование логопедической работы с детьми старшей группы с элементами ценностно-ориентированного содержания.

Карелина, И. Б. Экспресс-диагностика обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Б. Карелина // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 1. — С. 38-40.

Разработанная авторами статьи экспресс-методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста позволяет отслеживать динамику логопедической работы, а также может быть использована в научно-исследовательской работе.

Кошечкина, Т. В. Алгоритм организации логопедического обследования: направления и задачи работы специалиста [Текст] / Т. В. Кошечкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 3. — С. 41-48.

В статье предлагается последовательность подготовки и проведения логопедического обследования ребенка дошкольного возраста в виде матрицы задач.

Кулибабчук, Н. А. «Мир звуков» [Текст] : мастер-класс для родителей / Н. А. Кулибабчук // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 2. — С. 89-94.

Опыт работы педагогов в группе компенсирующей направленности по проведению речевых мастер-классов с родителями. Предложенные задания направлены на повышение их компетенции и  одновременно могут быть использованы в работе с детьми в домашних условиях.

Лабузнова, Т. М. Дыхательная гимнастика в логопедической работе с дошкольниками [Текст] / Т. М. Лабузнова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 32-33.

Ларина, Е. А. Исследование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией  [Текст] / Е. А. Ларина // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 27-33.

В статье представлено описание типологических функционально значимых просодико-интонационных ошибок на уровне восприятия, воспроизведения и дифференциации просодических показателей.

Левченко, И. Ю. Формирование произношения у детей с врожденными расщелинами губы и нёба в процессе этапной логопедической работы [Текст] / И. Ю. Левченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 1. — С. 16-27.

В статье раскрывается содержание ранней логопедической помощи детям с врожденными расщелинами губы и нёба, которая основана на семейно-центрированном подходе, осуществляется на профилактическом этапе и является основополагающей для последующего коррекционно-развивающего воздействия. Эффективность предлагаемой методики доказана на основном этапе логопедической работы по формированию произношения у детей данной категории.

Левшина, Н. И. Методическое сопровождение коррекционно-логопедической работы [Текст] / Н. И. Левшина, Л. Н. Санникова, С. Н. Юревич // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 1. — С. 48-54.

В статье раскрывается актуальность проблемы методического сопровождения коррекционно-логопедической работы в соответствии с нормативными документами. Представлены задачи, содержание методического сопровождения коррекционно-логопедической работы в условиях цифровизации образования. Авторы статьи предлагают различные формы методического сопровождения с практическими материалами.

Лобашова, Н. Ю. Использование графических схем и зрительных символов в логопедической работе по формированию лексико-грамматических категорий в устной речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] / Н. Ю. Лобашова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 8. — С. 40-42.

Мурашова, И. Ю. Логопедическая экспресс-диагностика дошкольников. Часть 1 [Текст] / И. Ю. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 7. — С. 39-47.

В статье представлен разработанный многоплановый логопедический скрининг детей 4 – 5 лет с подробными качественно-количественными характеристиками компонентов речи. В первой части статьи дано методологическое обоснование логопедической экспресс-диагностики и раскрыто ее содержание для работы с дошкольниками 4 – 5 лет.

Мурашова, И. Ю. Логопедическая диагностика в старшей группе. Часть 2  [Текст] / И. Ю. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 8. — С. 8-15.

В статье представлен разработанный многоплановый логопедический скрининг детей 5 – 6 лет с подробными качественно-количественными характеристиками компонентов речи. Во второй части статьи дано методологическое обоснование логопедической экспресс-диагностики и раскрыто ее содержание для работы с дошкольниками 5 – 6 лет.

Мухаметжанова, К. С. Элементы «музыки тела» в работе логопеда [Текст] : формируем темпо-ритмическую сторону речи / К. С. Мухаметжанова // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 8. — С. 79-83.

В статье рассматривается использование перкуссии тела как метода коррекции нарушений темпо-ритмической стороны у детей с ОВЗ. Основное внимание уделено изучению этого метода как средства коррекции и социализации. Изложен опыт использования приемов перкуссии тела в сочетании с речевым материалом.

Основы дошкольной логопедии [Текст] : учебное пособие / авт.-сост. Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М. : Эксмо, 2019. — 320 с.

В пособии даны четкие рекомендации к организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями речи, обозначена важность и необходимость взаимодействия участников образовательного и реабилитационного процессов. Успех ранней коррекции речевых недостатков во многом зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих в дошкольных образовательных организациях, и участия родителей. Эта книга необходима всем, кто профессионально работает с детьми, — логопедам, дефектологам, воспитателям, а также рекомендована студентам педагогических колледжей, вузов и родителям. Рекомендовано к использованию научно-методическим советом Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Парамонова, Л. Г. О заикании [Текст] / Л. Г. Парамонова. — Санкт-Петербург : Издательство «Детство Пресс», 2021. — 96 с.

Книга адресована неспециалистам, поскольку эффективность преодоления заикания очень во многом зависит именно от них, причем не только от педагогов и родителей, но и от самих заикающихся. Однако все эти люди, более всех других заинтересованные в устранении заикания, в массе своей не имеют необходимого представления ни о самом заикании, ни о причинах его возникновения, ни о путях преодоления. Это неизмеримо затрудняет достижение положительных результатов логопедической работы, поскольку и сами заикающиеся, и окружающие их люди чаще всего невольно противодействуют этому в силу отсутствия у них необходимых знаний. Основной задачей данной книги является восполнение этого пробела путем донесения в доступной для неспециалистов форме необходимых для них сведений о заикании и путях его преодоления. Книга рассчитана на родителей заикающихся детей, на педагогов дошкольных и школьных учреждений и на самих заикающихся, достигших соответствующего возраста. Также книга может быть рекомендована логопедам и студентам дефектологических факультетов педвузов.

Рау, Е. Ю. Логопсихология и реабилитация лиц с заиканием разного возраста [Текст] / Е. Ю. Рау // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 10-17.

В статье представлены теоретические основы прикладных научных исследований и технологических разработок трансдисциплинарного характера, предложенные в последние 15 лет специалистами, работающими в области логопсихологического (логопсихокоррекционного) подхода. Данная патология рассматривается с позиций теории коммуникации, ее нарушения и коррекции при заикании. В работе подчеркивается актуальность и обоснованность применения интегративных технологий в процессе логопсихокоррекции заикающихся разного возраста, в связи с учетом сложной, комбинированной структуры данной патологии.

Ромашко, Е. В. «Три богатыря спасают осень». Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда для детей 5-6 лет с ТНР [Текст] / Е. В. Ромашко, Р. Ф. Колпакова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 34-35.

Рудько, М. В. Домашние мини-квесты для детей с ОВЗ [Текст] / М. В. Рудько, А. В. Сухарева // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 10. — С. 55-59.

Упражнения и лексические темы для домашних занятий родителей с детьми с нарушениями речи.

Садовникова, Е. Н. Логопсихокоррекционный курс с заикающимися детьми как вариант эффективной психолого-педагогической помощи [Текст] / Е. Н. Садовникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 2. — С. 24-32.

Это первая подобная разработка в области коррекции речи. Данная система разработана для детей от 5 до 10 лет. В работу включаются как сами заикающиеся дети, так и их родители. Система эффективна в отношении всех «эволюционных клинических форм заикания».

Седова, Е. В. Логопедическая работа по профилактике нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Седова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 5. — С. 28-29.

Логопедическая работа по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста будет носить устойчивый характер, если будет осуществляться в комплексе и охватывать всех участников образовательного процесса (дети, их родители, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель и педагоги дошкольной образовательной организации или общеобразовательной школы). И, как следствие, такая работа приведет к уменьшению количества детей, имеющих нарушения речи.

Степанова, М. П. Работа учителя-логопеда в условиях консультационного центра ДОУ [Текст] / М. П. Степанова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 7. — С. 11.

О работе консультационного центра для родителей детей с задержкой речевого развития, не посещающих детский сад.

Тихомирова, Е. В. Логошнурочки и другие заморочки [Текст] / Е. В. Тихомирова // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 1. — С. 65-77.

В статье подобраны и систематизированы игры, упражнения со шнурками в сочетании с логопедическими играми и упражнениями, направленными на формирование чистого звукопроизношения, пополнение словаря, развитие связной речи, двигательной активности, коррекции психических процессов.

Шабалина, Н. Н. Авторские и адаптированные игры в коррекции моторной алалии на этапе расширения словаря и формирования грамматического строя речи [Текст] / Н. Н. Шабалина // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 3. — С. 39-42.

Шабалина, Н. Н. Балансир в логопедической работе. Игры и упражнения [Текст] / Н. Н. Шабалина // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 5. — С. 70-76.

Применение упражнений на балансирах в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи способствует решению речевых задач совместно с коррекцией и нормализацией двигательных качеств. кроме этого у ребенка совершенствуются следующие параметры и навыки: физиологическая ритмизация, развитие прослеживающей функции глаз и пространственной ориентации, коммуникация при работе в паре, сотрудничество, ответственность, повышение мотивации.

Шашкина, Г.  Развитие движений и речи у детей с ринолалией средствами логопедической ритмики [Текст] / Г. Шашкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2022. — № 6. — С. 11-19.

В статье представлены особенности двигательных и речевых функций дошкольников с ринолалией, определены направления коррекции моторики и речи средствами логопедической ритмики. При работе над двигательной сферой основное внимание уделяется развитию произвольного внимания, двигательной памяти и ориентации в пространстве; развитию мышечного тонуса; развитию основных качеств мимической, артикуляционной моторики и чувства ритма. При работе над речью основными задачами будут развитие произносительных навыков и фонематического слуха; развитие качеств голоса и преодоление носового оттенка.

Шутова, И. Ю. Формы сотрудничества специалистов образовательного учреждения в рамках организации коррекционно-образовательного пространства [Текст] / И. Ю. Шутова // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 9. — С. 27-28.

Описание опыта сотрудничества логопедов и воспитателей пермского ДОУ.