`
18 ноября 2020

В помощь тифлопедагогу: новые поступления литературы за первое полугодие 2020 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь тифлопедагогу» включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в 1-м полугодии 2020 года. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

Бойкова, Е. Начертано рукой судьбы [Текст] : [незрячий переводчик поднимает ряд проблем] / Е. Бойкова // Наша жизнь. — 2020. — № 6. — С. 64-68.

В статье рассказывается история девушки, которая потеряла зрение и в сложившейся ситуации училась жить по-новому, приспосабливаясь к обстоятельствам.

Брайль на ANDROID [Текст] : [о встроенной виртуальной клавиатуре Брайля] // Наша жизнь. — 2020. — № 6. — С. 73-74.

Бухтияров, В. Обманки [Текст] / В. Бухтияров // Наша жизнь. — 2020. — № 3. — С. 47-57.

Обзор художественных произведений, героями которых являются незрячие люди. Статья подготовлена главным редактором журнала Владимиром Бухтияровым.

Гостищев, Д. Брат, Брайль и музыка [Текст] : [шрифт Брайля в жизни незрячего] / Д. Гостищев // Наша жизнь. — 2020. — № 3. — С. 21-24.

Гостищев, Д. Исповедь затворника [Текст] : [дневник периода самоизоляции писателя — инвалида по зрению] / Д. Гостищев // Наша жизнь. — 2020. — № 8. — С. 62-70.

Денискина, В. З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье (часть 1) [Текст] : воспоминания / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №3. — С. 26-34.

Венера Закировна — дефектолог, делится своим опытом из детства по рассказам своей мамы о воспитании незрячего ребенка, которые она теперь передает родителям и тифлопедагогам.

Денискина, В. З. Из опыта воспитания слепого ребенка (часть 2) [Текст] / В. З.  Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — № 5. — С. 27-36.

Воспоминания автора статьи о своем детстве и отношениях в семье.

Денискина, В. З. Особенности обучения элементам геометрии слепых младших школьников [Текст] : монография / В. З. Денискина. — М. : ООО «ИПТК «Логосвос», 2019. — 332 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

Монография посвящена подробному изучению особенностей усвоения слепыми детьми младшего школьного возраста геометрического материала, включенного в программу начального курса математики. В работе показаны пути, приемы и средства преодоления и предупреждения трудностей, испытываемых учащимися в процессе обучения. Книга адресована педагогам, реализующим требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ применительно к слепым, изучающим начальный курс математики по вариантам 3.1 и 3.2. Она также будет интересна ученым и методистам в области тифлопедагогики, студентам дефектологических факультетов, обучающимся по направлению «Тифлопедагогика», и родителям слепых детей.

Его голос звучать не перестанет [Текст] : [биография диктора В. Герасимова, по заказу ВОС озвучившего более трёх тысяч изданий] // Наша жизнь. — 2020. — № 6. — С. 69-71.

Здесь готовят верных спутников незрячих [Текст] : [шестьдесят лет исполнилось единственной в России Школе по подготовке собак-проводников ВОС] // Наша жизнь. — 2020. — № 7. — С. 14-15.

Ингларов, М. «Кубок удачи» [Текст]: [инвалид по зрению придумал виртуальный чемпионат в WhatsApp] / М. Ингларов // Наша жизнь. — 2020. — № 5. — С. 77-80.

Ингларов, М. Эх, прокачу! [Текст] / М. Ингларов // Наша жизнь. — 2020. — № 6. — С. 37-41.

Рубрика «Реабилитация по существу» представлена статьей «Эх, прокачу!». Кто сказал, что за рулем автомобиля могут быть только зрячие люди? Разработки Лаборатории робототехники и механических устройств Virginia Tech в свое время доказали, что вождение может быть вполне доступно и слепым.

Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих. 2021 год [Текст]. — М. : РГБС, 2020. — 328 с.

Календарь имеет не только рекомендательный, но и научно-вспомогательный характер. Он адресован работникам специальных библиотек для слепых, а также профессионалам, которые занимаются проблемами социокультурной реабилитации инвалидов по зрению и их интеграции в общество.

Кириллова, В. Сила нечаянной радости [Текст]: [влияние самоизоляции на психику слепого] / В. Кириллова // Наша жизнь. — 2020. — № 7. — С. 79-86.

Компанцева, М. А. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения в группах общеразвивающей направленности [Текст] / М. А. Компанцева // Дошкольная педагогика. — 2020. — №2. — С. 44-46.

Автор статьи описывает общие требования, которые необходимо соблюдать в ДОУ при проведении образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми с нарушением зрения.

Контиков, В. Информационная реабилитация незрячих важна [Текст] : [ВОС и защита прав инвалидов по зрению] / В. Контиков // Наша жизнь. — 2020. — № 8. — С. 2-8.

В статье рассматривается роль информационной реабилитации в жизни незрячего человека. Уделяется внимание вопросам защиты прав и законных интересов инвалидов.

Куприянов, В. Без прошлого нет будущего [Текст] / В. Куприянов // Школьный вестник. — 2020. — №3. — С. 26-34.

Рассказ о Народном музее истории Санкт-Петербургской региональной организации ВОС. Музеи о слепых и для слепых начали возникать в Западной Европе при специализированных учебных заведениях ещё в XIX веке. В России такой музей был создан в 1880-е годы по инициативе К.К. Грота в Александро-Мариинском училище в Петербурге.

Лазарева, И. «Музыка лечит людей» [Текст]: [судьба О. Грачевой, незрячей пианистки] / И. Лазарева // Наша жизнь. — 2020. — № 3. — С. 24-27.

Ланге, И. А. Конспект занятия с элементами психологических игр для детей подготовительной к школе группы «Путь к успеху» [Текст] / И. А. Ланге // Дошкольная педагогика. — 2020. — №2. — С. 54-55.

Целью данного занятия является создание условий для накопления социального опыта, саморазвития и самосовершенствования у детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения.

Листратенко, С. А. Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Крош и геометрические фигуры» [Текст] / С. А. Листратенко // Дошкольная педагогика. — 2020. — №2. — С. 36-37.

Маршрутами здоровья [Текст] : [два социальных проекта реализует Комсомольская МО ВОС] // Наша жизнь. — 2020. — № 3. — С. 38-40.

Меженцева, Г. Н. Из отчета попечителя училища о состоянии учебно-воспитательной части в Смоленском училище слепых в 1903 году [Текст] / Г. Н. Меженцева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 126-131.

В статье подробно изложены режимные моменты рабочего дня учащихся, расписание уроков, сведения о поведении и успехах учащихся, смета ремесленной мастерской и много других познавательных сведений для современных тифлопедагогов.

Митрохина, Л. Брайль и воображение [Текст] : [значение шрифта Брайля для слепоглухого человека] / Л. Митрохина // Наша жизнь. — 2020. — № 4. — С. 58-62.

Творческая работа, предоставленная на конкурс Европейского Союза Слепых «Всемирное брайлевское эссе».

Наумова, Анна. Мне без Брайля — никуда! [Текст] : [шрифт Брайля в жизни незрячего] / А. Наумова // Наша жизнь. — 2020. — № 3. — С. 18-21.

О том, как навыки чтения и письма по Брайлю помогают в жизни слепого человека.

Неумывакин, А. Я. (президент ВОС). Вехи большого пути [Текст] : [история ВОС глазами её президента] / А. Я. Неумывакин // Наша жизнь. — 2020. — № 3. — С. 4-11.

Неумывакин, А. Я. (президент ВОС). Следуя принципам исторической справедливости [Текст]: [уточнена дата создания ВОС — 06.07.1925] / А. Я. Неумывакин // Наша жизнь. — 2020. — № 7. — С. 15-17.

Новые горизонты «Верных друзей» [Текст] // Наша жизнь. — 2020. — № 9. — С. 83-84.

Информация о новостях Комсомольской местной организации Хабаровской РО ВОС. Там продолжают реализовывать на средства Фонда президентских грантов проект «Спортивно-туристический клуб «Верные друзья – новые горизонты», в котором наряду с дальнейшим развитием лыжного спорта и водного туризма активисты ВОС осваивают велотуризм!

Носачева, Е. Письмо матери [Текст] : [значение шрифта Брайля в жизни слепого ребенка] / Е. Носачева // Наша жизнь. — 2020. — № 4. — С. 19-22.

Нуруллина, А. Опыт живых людей [Текст] / А. Нуруллина // Школьный вестник. — 2020. — №3. — С. 22-25.

Проект «Типичный незрячий», где люди с нарушениями зрения могут рассказать о себе, поделиться с другими своими переживаниями, взлётами и падениями, вместе искать пути разрешения различных ситуаций и получить поддержку в том, что они не одиноки в своих проблемах.

Оуэн, Н. Мир глазами души [Электронный ресурс] : аудиокнига / Наташа Оуэн. — Электрон. дан. — Сатки : Фонд «Собрание», 2020. — 1 USB-флеш-накопитель : зв. : фот.цв.  (6 час.44 мин.44 сек.). — Загл. с обложки. — Общее время звучания 06 час 44 мин.

Проект «Мир глазами души» — это составленная на основе рассказов писательницы Наташи Оуэн аудиокнига, которую создавали ее друзья из разных стран и городов, люди разных профессий и возрастов от 11 до 80 лет. В книге звучат голоса 104 чтецов из 14 стран.

Павлюченкова, А.  Голоса «Логоса». Беседа с руководителем цеха звукозаписи ИПТК «Логосвос» А.В. Михайловым [Текст] : как устроен и как работает этот уникальный интернет-ресурс / А. Павлюченкова // Школьный вестник. — 2020. — №2. — С. 15-32.

Поддержка для школ [Текст] : [повышение качества образования для незрячих  детей] // Наша жизнь. — 2020. — № 4. — С. 47-52.

Преодоление [Текст] : сборник произведений победителей межрегионального конкурса незрячих самодеятельных авторов Сибирского региона. — Красноярск : КСБ, 2019. — 159 с. — (Издание для слабовидящих).

В конкурсе «Преодоление-2019» участвовало более 40 творческих личностей с проблемами зрения из Сибирского региона. В данном сборнике опубликованы произведения победителей в различных номинациях. Издание будет интересно читателям и специалистам, занимающимся реабилитацией инвалидов по зрению.

«Прикоснись к невидимому» [Текст] : [в России впервые вышел методический комплект для изучения основ православной культуры детьми с нарушением зрения] // Наша жизнь. — 2020. — № 8. — С. 81-82.

Рачкин, В. Жив курилка! [Текст] : [слепоглухие в самоизоляции] / В. Рачкин // Наша жизнь. — 2020. — № 7. — С. 69-76.

Рогова, М. С. «Зорко одно лишь сердце» [Текст] : беседа по книге М.А. Самарского «Радуга для друга» для учащихся 6-8 классов / М. С. Рогова // Читаем, учимся, играем. — 2019. — №11. — С. 64-67.

Учебно-методическое пособие «Программирование без визуального контроля» [Текст] // Школьный вестник. — 2020. — №1. — С. 1-5.

Российская ассоциация незрячих студентов и специалистов уже подготовила несколько специально ориентированных на работу без визуального контроля учебно-методических пособий. Это первая книга по программированию, разработанная специально для школьников с нарушением зрения. Изложение материала книги учитывает особенности работы без визуального контроля. В тексте приведены все необходимые клавиатурные команды программы JAWS for Windows, а также приёмы работы с брайлевским дисплеем, использование которого существенно повышает эффективность программирования. В пособии изложены основы теории алгоритмов и практического программирования на таком популярном языке, как Python. Материал пособия соответствует уровню школьной программы по информатике и ИКТ. Python — это высокоуровневый скриптовый язык программирования интерпретирующего типа, достаточно простой для изучения язык. Используя предлагаемое пособие, вы сможете освоить программирование на нём. Язык Python входит в школьную программу, используется в контрольно-измерительных материалах единого государственного экзамена по информатике и ИКТ, что делает пособие весьма полезным для подготовки к ним.

Федосеева, Е. Типичный незрячий [Текст] : [история блога «Типичный незрячий» и его создателя слепого блогера А. Нуруллиной] / Е. Федосеева // Наша жизнь. — 2020. — № 4. — С. 62-66.

Алия Нуруллина своим примером доказывает, что жизнь тотальных слепых может быть интересной и разнообразной. Сегодня она жена, студентка, социально активный человек, идеолог, организатор и редактор блога «Типичный незрячий».

Чеботарева, О. В. Методические рекомендации по воспитанию слепых детей в семье посредством игры  [Текст] / О. В. Чеботарева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020. — №2. — С. 98-103.

Новизна данных рекомендаций заключается в описании алгоритма действенной помощи детям со стороны родителей по построению коррекционно-развивающего процесса в условиях семейного воспитания. В работе обращается внимание родителей на значимость раннего начала работы со слепыми детьми.

«Шаг навстречу миру» [Текст]  // Наша жизнь. — 2020. — № 8. — С. 82-84.

Комсомольская местная организация Хабаровской РО ВОС на площадке TeamTalk в дистанционном режиме провела итоговое мероприятие, во время которого были обсуждены итоги и планы на будущее в рамках одноименного социального проекта, реализуемого МО ВОС при поддержке правительства края.

Шевичева, Е.  Кем быть? [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2020. — №3. — С. 1-9

Автор статьи размышляет на тему трудоустройства инвалидов по зрению и делает вывод, что на практике инвалиды сталкиваются с рядом проблем при выборе работы. Даёт рекомендации по трудоустройству.

Универсальный дизайн в быту [Текст] // Наша жизнь. — 2020. — № 9. — С. 73-75.

Знаем ли мы, что такое универсальный дизайн? Это такой дизайн зданий, изделий или окружающей среды, который делает их доступными для всех людей, независимо от возраста, инвалидности или других факторов. В статье «Универсальный дизайн в быту» (рубрика «Тифломир») рассказывается об интересном проекте частного дома для слабовидящей женщины в Италии.