`
13 марта 2023

В помощь тифлопедагогу: новые поступления литературы за второе полугодие 2022 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь тифлопедагогу» включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых во втором полугодии 2022 года. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

135 лет брайлевской печати в России [Шрифт Брайля] : сборник статей. — Изд. по Брайлю 1-е. — СПб. : Чтение, 2022. — 1 кн. — Перепеч. : М. : РГБС, 2020.

В статьях освещается история создания предприятий, издающих книги РТШ, а также вопросы распространения русской брайлевской азбуки и перспектив ее использования в XXI веке. Издание адресовано работникам библиотек, обслуживающих инвалидов по зрению, другим специалистам, включенным в систему их образования и реабилитации.

Алексеева, Л. В. Чтобы жизнь была в радость [Текст] : оздоровительные советы для тех, кому за 50 / Л. В. Алексеева. — М. : Чинар, 2022. — 2 кн. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих). — Перепеч. : М. : Крылов, 2008.

Опираясь на свой огромный опыт, автор дает эффективные советы тем, кто желает сохранить здоровье и красоту в зрелом возрасте.

Алексенцева, Н. А. Зрительная гимнастика в системе работы педагога [Текст] / Н. А. Алексенцева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 8. — С. 26-28.

Зрительная гимнастка — это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Бикина, И. Нестандартные приемы вязания для нестандартных умельцев [Шрифт Брайля] : реабилитационное пособие для незрячих / И. Бикина. — Изд. по Брайлю 1-е. — СПб. : Чтение, 2022. — 4 кн.

Ирина Бикина уже несколько лет специально для незрячих читателей адаптирует нестандартные техники вязания, представленные в плоскопечатных изданиях и интернет-ресурсах. Ирина Ивановна нашла возможность сделать это занятие доступным для незрячих.

Бруштейн, И.  Обучение в вузе – это шанс на новую жизнь [Текст] / И. Бруштейн // Школьный вестник. — 2022. — № 10. — С. 25-38.

Беседа с заместителем директора Регионального ресурсного учебно-методического центра инклюзивного образования Владимирского государственного университета, кандидатом филологических наук, старшим преподавателем кафедры психологии личности и специальной педагогики Владимирского университета, директором некоммерческой общественной организации Центр содействия всестороннему развитию личности и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья «Акмэ» – Анной Владимировной Мещеряковой.

Вниманию пользователей компьютеров и тех, кто хочет повысить свою компьютерную грамотность! [Текст] // Школьный вестник. — 2022. — № 11. — С. 29-32.

Информация о выходе учебно-методического пособия «Информатика и ИКТ для школьников с глубоким нарушением зрения», подготовленном в рамках реализации проекта «Основа интеграции в информационное общество незрячих школьников и студентов» по информатике для пользователей с нарушением зрения.

Володина, Н.  Бегло по брайлю читать, чтобы успешным стать [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2022. — № 9. — С. 32-37.

Разговор о пользе умения чтения по брайлю.

Володина, Н.  Поговорим об ориентировке [Текст] : опыт передвижения по городу и советы / Н. Володина // Школьный вестник. — 2022. — № 11. — С. 48-55.

«Мой стаж самостоятельного передвижения по городу составляет 25 лет. У меня накопился кое-какой опыт, которым я с удовольствием поделюсь с вами».

Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье [Электронный ресурс] / под ред. А. Феоктистова ; читает Л. Броцкая. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2022. — 1 ффк. : зв.  (4 час.11 мин.). — На фк. 5 кн. — Общее время звучания 39 час 52 мин.

В методическом пособии рассматриваются особенности развития детей в условиях тяжелого зрительного дефекта и даются советы родителям по воспитанию слепых детей дошкольного возраста в семье. Пособие предназначено для родителей, а также учителей-дефектологов специальных дошкольных учреждений, студентов дефектологических факультетов.

Денискина, В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение [Текст] / В. З. Денискина. — М. : Логосвос, 2022. — 64 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В брошюре приведена усовершенствованная классификация детей с нарушением зрения. Рассмотрены особенности зрительного восприятия слепых, имеющих такие формы остаточного зрения как светоощущение, цветоощущение и движения руки перед лицом.

Денискина, В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина. — М. : Логосвос, 2022. — 60 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В данной брошюре на основе анализа имеющихся в тифлологии исследований специфических последствий нарушения зрения и вторичных отклонений в развитии детей со зрительной депривацией сформулированы требования к условиям образования и (ре)абилитации детей с нарушением зрения с учетом их особых образовательных потребностей. Работа адресована педагогам как коррекционных, так и массовых школ, членам психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-педагогических консилиумов, студентам дефектологических факультетов, а также родителям, воспитывающим детей с нарушением зрения.

Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих на 2023 г. [Текст]. — М. : РГБС, 2022. — 172 с.

Календарь адресован работникам спецбиблиотек для слепых, а также профессионалам, которые занимаются проблемами социокультурной реабилитации инвалидов по зрению и их интеграции в общество.

Лихачева, Э. А. Деловая игра в форме погружения для родителей и педагогов «Мир глазами ребенка с нарушениями зрения» [Текст] / Э. А. Лихачева // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 6. — С. 42-44.

Предлагаемая деловая игра позволяет взрослому человеку погрузиться в процесс восприятия ребенком окружающего мира. С помощью специальных очков, которые имитируют нарушенное зрение, участникам предлагается выполнить некоторые, на первый взгляд, элементарные задания: раскрашивание, вырезание из бумаги, игра с мячом.

Михайлина, М. Рекомендации по работе с наглядными пособиями в период обучения грамоте слепых школьников по системе рельефно-точечного шрифта [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2022. — № 9. — С. 2-9.

При подготовке и в первоначальный период обучения грамоте незрячих детей необходимо использовать пособия, облегчающие усвоение рельефно-точечной системы. На практике методика работы с наглядными пособиями раскрыта частично, поэтому учителям-тифлопедагогам приходится на своём опыте, путём проб и ошибок использовать наглядные пособия, опираясь на принципы тифлопедагогики и специальной методики обучения чтению и письму школьников с нарушением зрения.

Московской школе-интернату № 1 для слепых и слабовидящих детей — 140 лет! [Текст] // Школьный вестник. — 2022. — № 11. — С. 12-28.

Исторический очерк.

Незрячие и общество [Электронный ресурс] : текущий библиографический указатель. — Электрон. дан. — М. : РГБС, 2022. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : зв.

Ежегодный указатель включает библиографические описания озвученных и напечатанных рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом книг и статей, опубликованные за указанный период.

Обращение участников конференции «Собаки-проводники России» (Санкт-Петербурге, 25-27 июня 2022 г.) [Текст] // Русский инвалид. — 2022. — № 7-8. — С. 32.

«Мы, инвалиды по зрению I группы, владельцы собак-проводников, считаем необходимым заявить следующее: для эффективной работы собак-проводников и получения высококачественной социально-средовой, социально-бытовой и социально-психологической реабилитации, улучшения качества жизни людей с ограничением зрения необходимым является создание условий для свободного передвижения, личностного роста, безопасной и доступной среды для изменения восприятия окружающей действительности».

Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном ВУЗе [Электронный ресурс] / читает Л. Броцкая. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2022. — 1 ффк. : зв.  (6 час.59 мин.). — На фк. 6 кн. — Общее время звучания 26 час 12 мин.

Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и тифлопедагогов.

Рекомендации по трудоустройству инвалидов по зрению [Электронный ресурс] / авт.-сост. К. Лапшин ; читает А. Упшинский. — Электрон. дан. — М. : ИПТК Логосвос, 2022. — 1 ффк. : зв.  (3 час.14 мин.). — На фк. 6 кн. — Общее время звучания 26 час 12 мин.

Проект подробного методического руководства для слепых и слабовидящих людей в помощь их трудоустройству.

Сизова, А. И. История развития Московской школы для слепых детей (к 140-летию со дня основания) [Шрифт Брайля] / А. И. Сизова. — М. : МИПО Репро, 2022. — 2 кн. — Перепеч. : М. : ИПТК «Логос» ВОС, 1992.

История создания школ для слепых детей. Охватывает период с 1882 г. по наше время.

Хачатрян, М. Е. Развитие зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / М. Е. Хачатрян // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 6. — С. 34-35.

Одной из важных задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, является развитие зрительного восприятия в процессе обучения их зрительно-пространственной ориентации. Описание опыта работы.

Хлебникова, Т. А. Пособие по обучению системе Брайля взрослых слепых [Шрифт Брайля] / Т. А. Хлебникова, Н. Н. Копытин. — М. : МИПО Репро, 2022. — 1 кн. — Перепеч. с электронных материалов заказчика.

Данное пособие позволит обучиться системе Брайля людям, которые потеряли зрение во взрослом возрасте.

Шевичева, Е. IT-сфера — работа будущего для незрячих [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2022. — № 9. — С. 10-25.

Кто такой программист и чем он занимается? Где учатся будущие программисты и может ли незрячий человек реализовать себя в сфере информационных технологий, рассказал Владимир Вячеславович Соколов, доцент кафедры прикладной математики, заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).

Шевичева, Е. Профессия психолог: возможности и перспективы для незрячих [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2022. — № 8. — С. 2-14.

Статья поможет кому-то из читателей журнала определиться с выбором будущей профессии. В настоящее время профессия психолога стала доступной и для незрячих, хотя некоторая часть общества иногда относится к таким специалистам скептически. Но незрячие психологи есть и вполне успешно работают.

Шевичева, Е.  Тестировщик доступности: все тонкости профессии [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2022. — № 10. — С. 15-24.

Тестировщик ищет ошибки в работе мобильных приложений, сайтов или компьютерных программ в различных операционных системах и на разных устройствах, проверяет, насколько качественно IT-продукт выполняет задачи, поставленные разработчиками.

Существуют тестировщики разных уровней, выполняющие задачи определённой сложности. Одной из таких задач является тестирование доступности IT-продукта для людей с инвалидностью. Что это за профессия и чем занимаются тестировщики доступности, нам рассказал Артём Плаксин, руководитель отдела тестирования сайтов и мобильных приложений компании Everland, автор онлайн-курса «Тестирование сайтов и мобильных приложений на доступность для людей с инвалидностью».

Ярмухаметова, А. М. Внеурочная деятельность – как одна их форм воспитательной работы со слепыми и слабовидящими детьми по развитию их эмоционально-волевой сферы и личностных качеств [Текст] / А. М. Ярмухаметова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 92-99.

Статья посвящена влиянию внеурочной театрализованной деятельности на всесторонее развитие личности слепого и слабовидящего ребенка школьного возраста. Так как именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, а также решает и другие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.