Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
В помощь тифлопедагогу: новые поступления литературы за второе полугодие 2024 г.
В рекомендательный список литературы включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых во 2-м полугодии 2024 года.
Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.
Бруштейн, И. Музыкант-мультиинструменталист Сергей Шахов [Текст] / И. Бруштейн // Школьный вестник. — 2024. — № 10. — С. 35-46.
Интервью Ильи Бруштейна с незрячим профессионалом своего дела, умеющем играть на нескольких разных по способу звучания инструментах (например, струнных или духовых) Сергеем Анатольевичем Шаховым.
Власова, О. А. Комплексно-интегрированное обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / О. А. Власова, М. И. Порфирьева, В.М Лудина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 9. — С. 46-48.
Интегрированное обучение способствует формированию у детей с нарушениями зрения целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Володина, Н. Брайль с нами навсегда [Текст] / Н. Володина // Школьный вестник. — 2024. — № 9. — С. 4-10.
Автор статьи предлагает обсудить тему важности шрифта Брайля.
Денискина, В. З. Роль В.И. Федотова в разработке и создании отечественной тифлотехники [Текст] / В. З. Денискина, А. Тяпкина // Школьный вестник. — 2024. — № 7. — С. 36-39.
У людей с нарушениями зрения появляются трудности, связанные с получением образования, ориентацией и адаптацией в окружающей среде. Благодаря использованию различных специальных технических средств, приборов, приспособлений облегчается их учебная, профессиональная и социокультурная жизнедеятельность. Все технические средства, которые помогают людям с глубокими нарушениями зрения в получении образования, в социально-бытовой и пространственной ориентировке, интеграции в открытое общество носят единое название – тифлотехника. Статья посвящена деятельности Виктора Ивановича Федотова, человека, внёсшего существенный вклад в развитие отечественных тифлотехнических средств обучения и реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения.
К 100-летию основания ВОС. Вехи истории [Текст] // Школьный вестник. — 2024. — № 9. — С. 11-23.
Кузнецова, Е. А. Логоритмическое занятие для детей с нарушениями зрения «Осень» [Текст] / Е. А. Кузнецова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 7. — С. 24-25.
Ларина, А. Дидактическое пособие (система дидактических упражнений) по коррекции нарушений написания и чтения «зеркальных» букв у обучающихся по системе рельефно-точечного шрифта Луи Брайля [Текст] / А. Ларина // Школьный вестник. — 2024. — № 11. — С. 3-13.
Использование приёма дифференциации комбинаций по количеству точек и месту их расположения позволяет облегчить процесс овладения брайлевскими знаками. В процессе выполнения предложенных заданий у детей происходит знакомство с новыми словами, отрабатываются навыки словообразования, словоизменения, составления связного высказывания, формируются компоненты произвольной деятельности (принятие и удержание инструкции, доведение начатого дела до конца, нахождение и исправление ошибок), увеличивается объём смысловой и механической памяти. При выполнении упражнений одним детям может понадобиться помощь педагога, другие смогут выполнить задания самостоятельно.
Никитина, Е. В. Перспективно-тематическое планирование работы тифлопедагога в группе для детей с нарушением зрения с 3 до 5 лет [Текст] / Е. В. Никитина // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 7. — С. 37-42.
Перспективно-тематическое планирование составленое понедельно, имеет единую с воспитателем лексическую тему и единые коррекционные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности детьми с нарушениями зрения.
Проглядова, Г. А. Специфика изготовления и предъявления наглядного материала для младших школьников с бисенсорными нарушениями [Текст] / Г. А. Проглядова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2024. — № 3. — С. 23-31.
Авторами представлен диагностический материал для обследования навыков письма и чтения детей данной группы с учетом нарушенного слуха и зрения.
Сабурова, Н. И. Коррекционно-педагогическая работа с незрячим ребенком в группе слабовидящих детей [Текст] / Н. И. Сабурова // Дошкольная педагогика. — 2024. — № 8. — С. 50-51.
Седельникова, Н. Семейный разговор. Вера в ребенка — залог его успеха [Текст] / Н. Седельникова // Школьный вестник. — 2024. — № 7. — С. 1-10.
В одиннадцатой части статьи Наталья Седельникова, педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе», тренинг «Путь родителя», предлагает подытожить результаты проделанной работы за предыдущие десять месяцев и посмотреть, как изменились ваши внутренние установки и ваши взгляды на будущее вашего незрячего ребёнка.
Седельникова, Н. Семейный разговор. Круг возможностей [Текст] / Н. Седельникова // Школьный вестник. — 2024. — № 8. — С. 4-11.
Все материалы этой темы, ориентированы на практику и состоят из комплекса последовательных рекомендаций и упражнений. В предыдущих статьях цикла говорилось о том, как принять особенности здоровья своего ребёнка, как влияет ваше восприятие его слепоты на формирование его личности, как можно изменить своё отношение к ситуации, в которой оказалась ваша семья, и как важна для незрячего самостоятельность. Что же дальше? Представим, что все умения и навыки сформированы, что ребёнок стоит на пороге взрослой жизни и вполне уверен в себе. Какие у него есть возможности? Об этом пойдет речь в данной статье.
Сенченко, В. В. Путешествие по сказкам. Мероприятие по развитию речи у детей с амблиопией и косоглазием [Текст] / В. В. Сенченко // Дошкольное воспитание. — 2024. — № 10. — С. 40-44.
Уникальный феномен младенчества в фокусе внимания науки. Изучение особенностей «комплекса оживления» у слепых детей. Сообщение II [Текст] // Дефектология. — 2024. — № 6. — С. 23-31.
В статье представлены результаты изучения комплекса оживления (КО) у слепых младенцев, проведенного с целью выявления особенностей его развития в ситуации зрительного дефицита и выделения трудностей, возникающих при его становлении. Показано, что в условиях слепоты КО характеризуется сниженной интенсивностью, неполным составом, замедленным разворачиванием и быстрым угасанием, а его развитие характеризуется отставанием по срокам появления и замедлением по темпу становления.
Усова, А. В. Изучение использования функциональных возможностей остаточного зрения слепыми младшими школьниками, имеющими светоощущение с правильной проекцией [Текст] / А. В. Усова, В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 8. — С. 62-69.
Исследование по методике констатирующего эксперимента.
Шевичева, Е. «Мне нужно чувствовать жизнь» [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2024. — № 10. — С. 24-34.
Беседа Екатерины Шевичевой с актрисой, литератором, художником, психологом и арт-терапевтом, мотивационным тренером, человеком, который практически ничего не видит и не слышит Ириной Поволоцкой.
Шевичева, Е. Профессия преподавателя маркетинга. Альтернатива для незрячих экономистов [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2024. — № 7. — С. 11-23.
Статья будет полезна и интересна тем, кто получил экономическое образование или планирует его получать. Как обустроиться незрячему экономисту? Одним из способов заработка и профессиональной самореализации незрячих и слабовидящих экономистов является педагогическая деятельность. О возможностях преподавательской работы для незрячих экономистов журналу рассказал Максим Чардымский, к.э.н., доцент кафедры коммуникационного менеджмента и управления отношениями, преподаватель маркетинга, рекламы и связей с общественностью Российского государственного социального университета.
Шевичева, Е. Психолог для незрячих: в чём уникальность такого специалиста [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2024. — № 11. — С. 14-31.
Из этой статьи вы узнаете, что такое психология и какие специалисты повышают качество жизни людей с нарушением зрения. Интервью с Натальей Седельниковой, педагогом-психологом, равным консультантом, автором нескольких социальных проектов для слепых и слабовидящих, членом Ассоциации незрячих психологов.
Шевичева, Е. Специалист по accessibility: кто делает доступным онлайн-банк для незрячих [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2024. — № 9. — С. 32-44.
Интернет открывает широкие возможности для незрячих и слабовидящих. Они активно общаются в соцсетях, оформляют услуги на государственных онлайн-ресурсах, совершают покупки в интернет-магазинах и финансовые онлайн-операции. В РФ обеспечение цифровой доступности закреплено на законодательном уровне, но по-прежнему большая часть онлайн-ресурсов не адаптирована для людей с нарушением зрения. В 2023 году компания «Эверленд» провела исследование невизуальной доступности сайтов и мобильных приложений и выяснилось, что лишь треть российских интернет-сервисов сегодня по-настоящему доступна для незрячих. О том, что такое цифровая доступность в банковской сфере и кто её обеспечивает, рассказывает Алексей Любимов, руководитель проекта департамента цифрового бизнеса банка ВТБ.
Шевичева, Е. «Я делаю свою работу, и людям это нравится» [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2024. — № 8. — С. 12-21.
Всю информацию об окружающей среде мы получаем благодаря нашей сенсорной системе: приблизительно 90% с помощью зрения, около 9% – слуха, и лишь 1 процент приходится на другие органы чувств – осязание, обоняние и вкус. Оказавшись в абсолютной темноте, мы пытаемся собрать сведения об обстановке, окружающих нас предметах и их свойствах, задействуя другие анализаторы. Для того, чтобы люди смогли хоть немного прочувствовать и понять жизнь слепых и слабовидящих, незрячие гиды проводят экскурсии в специально оборудованном помещении. Они рассказывают о некоторых аспектах жизни людей с нарушением зрения, показывают тифлосредства, отвечают на вопросы о социально-бытовой жизни. Директор музея «Мир без света», опытный незрячий гид Николай Пепень в 2017 году впервые вывел группу зрячих на улицы города! Этот эксперимент оказался удачным. Как проводятся такие экскурсии, и что может предложить своим посетителям интерактивный музей, рассказывает Николай Пепень.
Юрьева, Г. В. Ощущаю – воспринимаю – познаю (из опыта работы с детьми со зрительной депривацией) [Текст] / Г. В. Юрьева // Логопед. — 2024. — № 7. — С. 26-32.
В статье затрагивается проблема развития осязания как мощного средства компенсации зрения. Приводятся примеры упражнений с подручными предметами на развитие мелкой моторики. Рассматривается пример нестандартных приемов формирования образа предмета окружающей действительности у незрячих обучающихся.