`
14 марта 2024

В помощь тифлопедагогу: новые поступления литературы за второе полугодие 2023 г.

В рекомендательный список литературы «В помощь тифлопедагогу» включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых во 2-м полугодии 2023 года.

Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

Айвазян, Е. Б. Возрастно-психологический подход к психологическому исследованию психического развития слепых детей первых лет жизни [Текст] / Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина // Дефектология. — 2023. — № 4. — С. 3-14.

В статье анализируется применение двух альтернативных методологических принципов анализа развития психики в отечественных эмпирических исследованиях раннего онтогенеза слепых детей. Анализ конкретных исследований позволил обнаружить варианты смешения этих принципов, продемонстрировать возможности последовательного применения принципа анализа «по возрастам» для построения целостной картины психического онтогенеза при слепоте, наметить направления дальнейшего поиска.

Бруштейн, И.  Путешествия — это шанс «перезагрузить» дальнейшую жизнь! [Текст] : интервью с Владимиром Васкевичем / И. Бруштейн // Школьный вестник. — 2023. — № 8. — С. 10-24.

Интервью Ильи Бруштейна  с Владимиром Васкевичем, незрячим путешественником, блогером, организатором инклюзивных мероприятий, автором книги «Путешествия без границ», ведущим тревел-шоу «Куда глаза не глядят». Владимир является координатором инклюзивных программ Всероссийского форума «Педагоги России» и вице-президентом петербургской автономной некоммерческой организации «Инклюзивные решения». Владимир также является активным пользователем социальных сетей, в том числе и Вконтакте, где он выкладывает фотографии, видео и интересные подробности своих путешествий и проектов.

Васильева, Ю.  Азбука цифровой грамотности [Текст] / Ю. Васильева // Школьный вестник. — 2023. — № 9. — С. 22-26.

У родителей незрячих детей возникает проблема – как научить ребёнка пользоваться смартфоном или компьютером. Зрячие дети видят, как технику используют родители, и просто копируют их поведение. Незрячий ребёнок может работать на смартфоне или компьютере с помощью программ экранного доступа (скринридерами) или тактильного дисплея Брайля. Зрячие родители никогда сами не пользовались этими программами. Как же им научить ребёнка ими пользоваться? Ответ на этот вопрос и грамотные советы вы найдёте в статье Юлии Васильевой, PR-менеджера базового курса по цифровой грамотности для незрячих людей.

Волкова, И. П. Самоотношение как фактор социальной реабилитации и адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. П. Волкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2023. — № 7. — С. 69-79.

Статья посвящена изучению особенностей самоотношения подростков с ОВЗ, детерминирующих показатели их социально-психологической адаптированности и реабилитированности. Результаты корреляционного анализа позволили выявить особенности взаимосвязей психологических характеристик самоотношения и показателей социальной реабилитировнности и соцально-психологической адаптированности подростков с задержкой психического развития и детским церебральным параличом.

Володин, О.  Учимся кататься на роликах [Текст] / О. Володин // Школьный вестник. — 2023. — № 7. — С. 37-40.

Практические советы для детей с проблемами зрения.

Зуева, Е.  Навсегда запутавшаяся в нитях… [Текст] : беседа со слабовидящей женщиной и рассказ о её хобби — вязании сумок / Е. Зуева // Школьный вестник. — 2023. — № 8. — С. 25-36.

Календарь знаменательных и памятных дат. Из жизни и деятельности незрячих. 2024 г. [Текст] / Российская государственная библиотека для слепых. — М., 2023. — 222 с.

В издании отобрана и систематизирована информация о знаменательных событиях из жизни и деятельности выдающихся незрячих и тифлологов, юбилейных годовщинах школ для слепых, общественных организаций незрячих и т. д.

Незрячие и общество [Электронный ресурс] : текущий библиографический указатель за 2022 год / Российская государственная библиотека для слепых. — Электрон. текстовые дан. — М., 2023. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Систем. требования: Windows 10 ; Adobe Reader DC. — Загл. с этикетки диска.

Издание представляет собой ежегодный библиографический указатель, включающий библиографические описания озвученных и напечатанных рельефно-точечным и плоскопечатным шрифтом книг и статей, опубликованных за указанный период и имеющих прямое или опосредованное отношение к тифлологии. Большую часть указателя составляет аналитическая роспись сборников и публикаций из периодической печати. Издание ориентировано на тифлопедагогов, офтальмологов, сотрудников библиотек, обслуживающих инвалидов по зрению, а также на другие категории читателей, интересующихся проблемами тифлологии. Снабжено QR-кодом для скачивания каталога в текстовом формате, минуя использование CD-носителя.

Рельефно-точечная система обозначений Л. Брайля. Начальная школа [Текст] : практическое руководство / сост. В.З. Денискина, Н.П. Шведова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Логосвос, 2023. — 204 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В книге представлены основные сведения для обучения письму и чтению с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля. Эти материалы необходимы учителям образовательных учреждений, где обучаются дети с нарушениями зрения. Пособие также пригодится реабилитологам, которые занимаются с ослепшими взрослыми.

Издание содержит изображения рельефно-точечным шрифтом Брайля русского, латинского и греческого алфавитов, цифр и знаков математических действий, единиц измерения длины и других величин. Отдельные главы посвящены морфемному и синтаксическому разбору на уроках русского языка, а также правилам оформления письменных текстов.  Приведены примеры оформления математических записей. Кроме того, в книгу включены методические статьи по развитию навыков письма и чтения у слепых школьников.

Роговских, И.  Максимальный результат [Текст] / И. Роговских // Школьный вестник. — 2023. — № 7. — С. 23-36.

Плавать для человека также естественно, как и ходить. Для людей с проблемами зрения плавание является одним из самых доступных адаптивных видов спорта. Всероссийское общество слепых вместе с Федерацией спорта слепых создают отличные условия для тренировок пловцов, делая акцент на подрастающее поколение. Беседа корреспондента журнала с одним из таких юных спортсменов-пловцов.

Саматова, А. В. Воспитание зрячего ребенка незрячим родителем [Текст] : методическое пособие / А. В. Саматова ; Российская государственная библиотека для слепых. — М. : [б. и.], 2023. — 48 с. — (Заочная школа для родителей).

Книга посвящена воспитанию ребёнка в третий год жизни и последующие дошкольные годы. В ней собраны результаты опыта незрячих родителей, которые преодолели множество трудностей и изобрели свои способы, помогающие в той или иной ситуации.

Седельникова, Н.  Семейный разговор. Первые шаги к самостоятельности [Текст] / : консультация психолога / Н. Седельникова // Школьный вестник. — 2023. — № 10. — С. 2-13.

В своей статье Наталья Седельникова, педагог-психолог, рассуждает о важности самостоятельности для незрячих и о том, как к этому прийти и ребёнку, и его родителям.

Седельникова, Н.  Семейный разговор. Пойми и прими [Текст] : консультация психолога / Н. Седельникова // Школьный вестник. — 2023. — № 9. — С. 6-16.

В этом выпуске Наталья Седельникова, педагог-психолог, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе», поговорит о восприятии себя и своего ребёнка, а также о восприятии ребёнком самого себя. А также, для начала, предлагает немного разобраться в терминологии.

Седельникова, Н.  Семейный разговор. Ресурсный родитель — счастливый ребенок! [Текст] : консультация психолога / Н. Седельникова // Школьный вестник. — 2023. — № 8. — С. 1-9.

Статья из практико-ориентированного проекта «Мир иначе». Наталья Седельникова в своём материале предлагает родителям выполнить несколько заданий на тему ресурсного состояния и даёт ряд рекомендаций по этому вопросу.

Седельникова, Н.  Семейный разговор. Самостоятельность как ключ к большому миру [Текст] : консультация психолога / Н. Седельникова // Школьный вестник. — 2023. — № 11. — С. 2-9.

В своей статье педагог-психолог Наталья Седельникова рассказывает о нескольких проблемах, в том числе о «принятии белой трости» и «как быть интересным?». Все материалы, ориентированы на практику и состоят из комплекса последовательных рекомендаций и упражнений.

Седельникова, Н.  Тренинг «Путь родителя» [Текст] / Н. Седельникова // Школьный вестник. — 2023. — № 7. — С. 2-12.

Статья о воспитании детей с нарушениями зрения в семье.

Скляднева, В. М. Организация коррекционно-педагогической помощи младенцам с нарушениями зрения в процессе комплексной реабилитации [Текст] / В. М. Скляднева // Дефектология. — 2023. — № 5. — С. 38-47.

В статье изложен дифференцированный подход к разработке содержания коррекционно-педагогической помощи младенцам с нарушениями зрения в системе комплексной реабилитации. Представлены результаты исследования динамики психического развития младенцев первого полугодия жизни в условиях ранней коррекционной помощи по индивидуальной программе воспитания и обучения. Психолого-педагогические характеристики двух вариантов психического развития детей изучаемой категории содержат показатели формирования компенсаторных механизмов, предпосылок к общению со взрослым и познавательной активности.

Соловьева, Т. А. Компьютерная грамотность и средства её формирования у детей с глубоким нарушением зрения [Текст] / Т. А. Соловьева, В. В. Соколов // Дефектология. — 2023. — № 4. — С. 15-23.

Статья посвящена раскрытию понятия «компьютерная грамотность» на современном этапе становления информационного общества с позиции незрячего пользователя, а также условиям и особенностям ее формирования у слепых детей в системе школьного обучения. Показано отличие понятия «компьютерная грамотность» в общеупотребительном смысле и в условиях невизуальной работы. В статье описаны современные достижения в области обеспечения процесса формирования компьютерной грамотности у детей с глубоким нарушением зрения техническими и учебно-методическими средствами. Раскрыты причины трудностей, возникающих в процессе обучения детей этой категории практическим приёмам работы на персональном компьютере и намечены пути их преодоления.

Шевичева, Е.  Действия говорят громче слов [Текст] : программа «Шаг в профессию» / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2023. — № 7. — С. 13-22.

Проблема трудоустройства людей с инвалидностью актуальна во все времена. И сложность здесь в том, что большинство инвалидов имеют низкую мотивацию к труду, испытывая различные психологические трудности относительно собственной инвалидности, и недооценивают свои реальные возможности, способности и профессиональные компетенции. О том, как помочь такому соискателю поверить, прежде всего, в себя, преодолеть коммуникативные барьеры и общественные стереотипы, приобрести пусть небольшой, но практический опыт по выбранной специальности и стать конкурентоспособным специалистом на открытом рынке труда.

Шевичева, Е.  Переводчик — ремесло или искусство? [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2023. — № 9. — С. 27-42.

Постоянный корреспондент журнала Екатерина Шевичева поможет читателям разобраться в тонкостях профессии – переводчик, и расскажет о возможностях, которые эта профессия предоставляет незрячим. Беседа с Анной Фоминой, преподавателем, переводчиком, генеральным директором бюро переводов «Словарный запас».

Шевичева, Е.  Профессия для бескорыстных людей [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2023. — № 7. — С. 10-24.

Бытовая техника стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Но даже самое невероятное техническое изобретение не заменит того, в чём нуждается каждый из нас, – простое человеческое общение, заботу и понимание. Поэтому профессия социального работника будет нужной и востребованной во все времена. Вы узнаете, кто такой специалист по социальной работе и чем он отличается от социального работника, могут ли в социальной сфере работать люди с нарушением зрения.

Шевичева, Е.  Рекрутер — кто это такой и как им стать [Текст] / Е. Шевичева // Школьный вестник. — 2023. — № 10. — С. 14-26.

Персонал – основа любого предприятия, а вот подбор квалифицированных сотрудников и есть главная миссия рекрутера. От его профессионализма зависит успех предприятия или компании, для которых он ищет кадры. Что такое рекрутмент, кому подходит эта профессия и чем она привлекла уже состоявшегося психолога, рассказывает Мария Бояркина, педагог-психолог, специалист в области профессионального ориентирования, член Международной профессиональной ассоциации психологов, финалист проекта «Шаг в профессию» 2023 года, начинающий рекрутер.