`
08 августа 2018

Кабинет логопеда: обзор статьи

Тихомирова, Е.  Кабинет логопеда [Текст] / Е. Тихомирова // Дошкольное воспитание. — 2018. — №7. — С. 74-79.

Аннотация: В статье представлен опыт работы логопеда-практика по организации развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.

Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоемкий, требующий от ребенка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это дается нелегко, поэтому специалисты ДОО вынуждены искать новые формы, подходы, технологии взаимодействия с воспитанниками.

Логопедический кабинет можно условно разделить на несколько основных зон. В зоне консультирования и информирования для педагогов и родителей происходит взаимодействие учителя-логопеда с родителями. В зоне индивидуальной работы есть стол с большим зеркалом и дополнительной подсветкой, логопедические зонды. Здесь реализуется игровая и коммуникативная деятельность детей.

Содержательно насыщенная среда кабинета

Образовательное пространство кабинета оснащено средствами обучения и воспитания, необходимыми материалами, игровым и оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой программ: это программы для детей с ФНР, ФФНР, ОНР, ЗПР. Наполнение центров (зон) игровой деятельности предусматривает одновременную игру нескольких детей.

Трансформируемая среда кабинета

Наглядно-дидактический материал благодаря удобным приспособлениям легко снимается и меняется в зависимости от темы. Зеркало и окно по мере необходимости закрываются шторами. В кабинете – легкая детская мебель, которую ребенок сам может передвинуть. Рабочее место может быть оборудовано для одного ребенка, для двух-трех детей или для подгруппы дошкольников. В кабинете есть система сменяемой атрибутики, модули для дыхательной гимнастики. Еженедельно меняется оформление по лексическим темам. Игрушки-мобили всегда привлекают внимание детей. Это пособие используется для развития физиологического и речевого дыхания, для артикуляционной и дыхательной гимнастики. При работе над дыханием одновременно совершенствуется умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету и форме предметы.

Полифункциональная среда кабинета

В кабинете собраны лэпбуки, бизиборд, тактильные книги. Лэпбук используем для коррекционно-развивающих занятий, как индивидуальных, так и подгрупповых. С его помощью решаем задачи по коррекции звукопроизношения, совершенствованию фонетико-фонематических процессов. Формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи и мелкой моторики. У детей есть возможность использовать лэпбук в свободной самостоятельной деятельности для автоматизации поставленных звуков и закрепления пройденного материала. В логопедическом кабинете можно найти интерактивные папки на разные темы. Каждый элемент развивающей доски функционален, полезен, интересен детям.

Доступная среда кабинета

Материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках на уровне роста детей. Методическая литература и документация для логопеда находятся в закрытых шкафах и на верхних полках.

Создание и правильная организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета – необходимое условие для успешного развития коррекции речевых недостатков детей.

Учитель-логопед высшей категории Е. Тихомирова

Более подробно на данную тему, а также другие статьи вы можете прочитать в журнале «Дошкольное воспитание» №7 за 2018 г.