`
18 апреля 2023

Пособия для специалистов: обзор новых поступлений

Елфимова, Г. С. Дар прикосновения [Текст] : обзор по материалам журнала Future Reflections за 2018 — 2021 гг. / Г. С. Елфимова. — М. : РГБС, 2022. — 56 с.

Обзор посвящён вопросам развития тактильной беглости восприятия информации незрячими детьми. В нём рассмотрены примеры того, как овладение приёмами тактильной беглости может качественно изменить жизнь слепого человека, практические приёмы развития тактильного восприятия у незрячих детей, забавные упражнения по приобщению детей к научным исследованиям, а также ряд перспективных программных и технических средств в помощь создания тактильной графики.

Лебедева, Е. Н. Организация методической работы в специальных библиотеках для слепых [Текст] : инструктивно-методическое пособие для специалистов / Е. Н. Лебедева. — М. : РГБС, 2022. — 80 с.

В пособии представлена организационная система функционирования методических служб в спецбиблиотеках для слепых. Рассмотрены векторы деятельности различных библиотечных структур, выполняющих методические функции. В приложении приводятся примерные формы учётных и отчётных документов по научно-методической и исследовательской работе, которые могут быть использованы в практической деятельности методических служб с учётом особенностей учётной политики и правил делопроизводства, принятых в учреждении. Предназначено для руководителей и специалистов спецбиблиотек для слепых, центральных библиотек субъектов РФ, муниципальных библиотек.

Захарова, Е. В. Основные тенденции развития специальных библиотек Российской Федерации [Текст] / Е. В. Захарова. — М. : РГБС, 2022. — 184 с.

В настоящем издании представлены результаты мониторинга и краткий обзор деятельности библиотек для слепых Российской Федерации за 2016–2020 годы. На основе анализа отчётных документов, материалов профессиональных мероприятий и публикаций обозначены основные направления в их деятельности и тенденции развития. Издание адресовано работникам специальных библиотек, руководителям сферы культуры, специалистам, занятым в сфере информационного обеспечения инвалидов.

Денискина, В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение [Текст] / В. З. Денискина. — М. : Логосвос, 2022. — 64 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В брошюре приведена усовершенствованная классификация детей с нарушением зрения. Рассмотрены особенности зрительного восприятия слепых, имеющих такие формы остаточного зрения как светоощущение, цветоощущение и движения руки перед лицом.

Москва в контакте [Текст] : справочник музеев Москвы, адаптированных для слепых и слабовидящих / сост. Е.Н. Лебедева. — М. : РГБС, 2022. — 100 с.

Настоящее издание содержит справочно-информационные материалы об условиях доступности для посетителей с нарушениями зрения музеев города Москвы. В справочнике представлены 19 московских музеев, входящих в 7 музейных объединений различной ведомственной принадлежности и тематической направленности. Издание адресовано работникам библиотек, обслуживающих инвалидов по зрению, а также другим специалистам, включенным в систему их образования и реабилитации.

Никитенко, М. П. Современный низкий жанр — запрещать или поощрять. Развитие интереса к чтению и познанию мира через «плохие-хорошие» книги [Текст] : методическое пособие / М. П. Никитенко. — М. : РГБС, 2022. — 116 с.

В пособии представлена история, современное состояние и тенденции развития жанра страшной, или хоррор-литературы, а также примеры исследований социологов, психологов, физиологов, фольклора и филологии, посвящённых данному жанру. Приводятся конкретные приёмы и примеры руководства чтением подростков – любителей литературы ужасов. Материалы пособия будут полезны родителям, библиотекарям и педагогам для лучшей ориентации в современной и классической хоррор-литературе и культуре, руководства чтением подростков, подбора литературы в домашнюю библиотеку или фонд, а также для создания литературных мероприятий и проектов.

Специальная библиотека как платформа для диалога культур [Текст] : по материалам докладов, подготовленных к заседанию секции библиотек, обслуживающих инвалидов (XXVI Ежегодная конференция РБА, Нижний Новгород, 15-20 мая 2022 г.). — М. : РГБС, 2022. — 84 с.

Сборник содержит материалы, подготовленные к заседанию секции библиотек, обслуживающих инвалидов, проведённое в рамках Всероссийского библиотечного конгресса: XXVI Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации (Нижний Новгород, 15–20 мая 2022 г.) на тему «Специальная библиотека как платформа для диалога культур». Издание адресовано сотрудникам библиотек, обслуживающих инвалидов по зрению и других категорий, а также всем специалистам, занятым в сфере их воспитания, обучения, реабилитации.

Любимова, М.  Маша открывает мир: путь к самостоятельности незрячей девочки [Текст] : методическое пособие / М. Любимова. — М. : РГБС, 2022. — 172 с.

Методическое пособие предназначено для обучения незрячих детей с 4 лет для привития им знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни и социализации. Материал подаётся через истории о том, как незрячая девочка Маша учится самостоятельной жизни. В конце каждой главы приведено обращение к ребёнку с пожеланием или вопросом и рекомендации для родителей. Иллюстрации к пособию отобраны в результате конкурса детского и юношеского рисунка, объявленного автором.

Организация библиотечно-информационного обслуживания пользователей в специальной библиотеке для слепых [Текст] : инструктивно-методическое пособие для специалистов. — М. : РГБС, 2022. — 80 с.

В пособии представлена фундаментальная основа организации библиотечно-информационного обслуживания пользователей в специальной библиотеке для слепых, включающая в себя не только многолетний опыт работы, но и современные запросы, требования, реалии. Авторский коллектив — Т. Н. Елфимова, Е. Ю. Глазова, О.В. Новикова, А. Д. Семенихина, Н. В. Ходырева — уделили большое внимание методике и порядку организации статистического учёта процесса обслуживания пользователей, чтобы сориентировать руководителей и специалистов библиотек на принятие собственных решений по технологии учёта библиотечной работы, внесение изменений в соответствующие локальные организационно-регламентирующие документы.

Киреева, Л. Н. Организация работы волонтеров в специальных библиотеках для слепых [Текст] : инструктивно-методическое пособие для специалистов / Л. Н. Киреева. — М. : РГБС, 2022. — 76 с.

В пособии даны практические советы и примеры завершённых проектов по организации волонтёрской помощи в работе библиотеки, разбираются типичные ошибки, а также приведён словарь терминов, необходимых для координатора волонтерского объединения.

Денискина, В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина. — М. : Логосвос, 2022. — 60 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

В данной брошюре на основе анализа имеющихся в тифлологии исследований специфических последствий нарушения зрения и вторичных отклонений в развитии детей со зрительной депривацией сформулированы требования к условиям образования и (ре)абилитации детей с нарушением зрения с учетом их особых образовательных потребностей… Работа написана на основе двух статей автора: «Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями» и «Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения», опубликованных в журнале «Дефектология» (2012, №5, с. 3—12; №6, с. 17—24). Работа адресована педагогам как коррекционных, так и массовых школ, членам психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-педагогических консилиумов, студентам дефектологических факультетов, а также родителям, воспитывающим детей с нарушением зрения.

Любимова, М.  Безопасная дорога: учим незрячего ребенка самостоятельности на проезжей части [Текст] : методическое пособие / М. Любимова. — М. : РГБС, 2022. — 154 с.

В пособии собран материал для педагогов и родителей о том, как обучать слепых и слабовидящих детей среднего и старшего школьного возраста самостоятельному переходу через проезжую часть. Берутся во внимание только два способа пересечения дороги — время «тихо» и «ближняя параллельная машина», которые регулируются знаками приоритета, без светофора. Вся информация условно разделена на беседы. В рамках каждой из них есть инструкции по объяснению материала ребёнку, примеры разговора с ним, а также практические занятия с использованием белой трости.

Киреева, Л. Н. Издательская деятельность специальной библиотеки для слепых [Текст] : инструктивно-методическое пособие для специалистов / Л. Н. Киреева. — М. : РГБС, 2022. — 108 с.

В пособии даны практические советы по организации издательского процесса, разбираются типичные ошибки, допускаемые в производстве литературы для слепых и слабовидящих людей, а также приведён расширенный словарь терминов, необходимых для профессионального понимания издательского дела.