13 апреля 2020

Советы логопеда: всё об общем недоразвитии речи (ОНР)

Общее недоразвитие речиэто непростое нарушение. Оно означает, что страдают почти все компоненты речи, а не только звукопроизношение, на что всегда обращают внимание внимательные родители. При ОНР, кроме этого, недостаточно развит фонематический слух, словарный запас беден, нарушен грамматический строй речи.

Обратите внимание: диагноз ОНР может быть поставлен ребёнку только после трёх лет. При постановке такого диагноза, специалисты определяют степень выраженности нарушений. Это может быть I, II, III или IV уровень ОНР. Сложность нарушений увеличивается от IV к I уровню и включает в себя большое количество речевых отклонений – от полного отсутствия речи (I уровень) до минимальных нарушений (III-IV уровень).

Для речи детей с ОНР характерны следующие признаки: ребёнок начинает говорить в более поздние сроки; ребёнок может неправильно согласовывать различные части речи между собой («пять карандашов», «моя папа», «синяя море»); не использует в речи предлоги («мама пошла магазин»); испытывает затруднения при образовании новых слов (маленький стол — «стольчик», хвост собаки – «собачный»); не умеет строить полные предложения; искажает произношение нескольких групп звуков.

Если родители столкнулись с диагнозом ОНР у ребёнка, то им нужно самим разобраться в том, какая сторона речи страдает в большей мере у их малыша. Это важно для того, чтобы в дальнейшем объективно оценивать успехи ребёнка. Тогда вы станете настоящим помощником не только для своего малыша, но и для специалиста, который будет работать с ребёнком. Но к логопеду обратиться в данной ситуации нужно обязательно!

Очень важно – всегда верить в своего ребёнка и оптимистично настраиваться на коррекционно-развивающий процесс. Поверьте, при вашем участии эта работа, даже если она будет продолжительной или сложной (в зависимости от уровня выраженности нарушения) обязательно даст результат.

Чтобы добиться положительных результатов как можно быстрее, родителям нужно соблюдать следующие правила:

  1. В присутствии ребёнка никогда не говорите в быстром темпе, т.к. ваша речь является образцомдля подражания.
  2. Разговаривая с ребёнком, чёткопроизносите окончания слов и предлоги, чтобы ваш ребёнок отчётливо слышал их.
  3. Мягко и ненавязчиво исправляйтеречевые недочёты.

4.Отвечайте на все вопросы вашего малыша, объясняйте значение непонятных для ребёнка слов.

  1. Осуществляйте контрольза произношением уже поставленных звуков.
  2. Если ребёнок не может проговорить длинное слово, то предложите ему проговорить это слово медленно вместе с вами, в один голос. Если после этого малыш всё равно не может выговорить слово, то можно проговорить его по слогам, делая хлопок или взмах рукой на каждый слог.

Поддерживайте ребёнка, хвалите его за самые маленькие достижения, и у вас всё получится.

Только близкие люди, не владея специальными методиками, интуитивно могут найти путь, который приведёт малыша в мир полноценного общения.