Для авторизации на сайте введите имя пользователя и пароль
В помощь дефектологу: новые поступления литературы за 2-е полугодие 2018 г.
В рекомендательный список литературы «В помощь дефектологу» включены библиографические описания статей по дефектологии. В данный список вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых за 2-е полугодие 2018 года, и содержит следующие разделы: «Общие вопросы», «Логопедия», «ЗПР», «Нарушение интеллекта», «Нарушение речи». Предлагаемый список литературы адресован дефектологам, воспитателям детей с различными нарушениями в развитии, библиотекарям, студентам.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Божева, Т. М. Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей 6-7 лет с ОВЗ. Квест-игра «В поисках пропавшей азбуки» [Текст] / Т. М. Божева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №8. — С. 30-33.
Верещагина, Н. В. Индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа и диагностика индивидуального развития: точки соприкосновения [Текст] / Н. В. Верещагина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №6. — С. 33-36.
Автор статьи анализирует образовательные программы для дошкольников с ОВЗ, указывая на недостаточно разработанные моменты.
Горбушина, С. Б. Конспект НОД «Стирка кукольного белья» для детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] / С. Б. Горбушина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №8. — С. 34-35.
Дмитричева, Н. С. «Разноцветные пуговицы». Картотека игр и игровых упражнений с кинетическим песком с использованием пуговиц [Текст] / Н. С. Дмитричева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №8. — С. 61-68.
Новизна данной работы заключается в попытке обобщить и систематизировать игры с кинетическим песком с использованием пуговиц для создания новых возможностей в развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Закрепина, А. Индивидуальная программа развития: ФГОС ДО и коррекционная помощь детям с особыми нуждами [Текст] / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. — 2018. — №9. — С. 4-12.
Статья посвящена исполнению требований ФГОС в части применения индивидуальных программ развития в процессе коррекционной помощи детям, нуждающимся в специальных условиях образования. Рассматриваются структурные компоненты и содержание индивидуальной программы с учетом особенностей развития ребенка и доступных ему способов усвоения общественного опыта. Основной вывод определяется социальным контекстом коррекционной помощи детям с проблемами развития.
Кинаш, Е. Подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе как целевой ориентир ФГОС ДО [Текст] / Е. Кинаш // Дошкольное воспитание. — 2018. — №9. — С. 47-53.
В статье освещаются целевые ориентиры ФГОС ДО по подготовке к школе детей с ОВЗ, педагогические условия формирования готовности их к школьному обучению. Определены составляющие школьной зрелости, выделены акценты для формирования общих условий универсальных умений, а также обозначены компоненты психологической готовности дошкольников с ОВЗ к школьному обучению. Раскрыты основные направления коррекционного обучения детей с ОВЗ по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
Кондратьева, С. Ю. Профилактика вербальной дискалькулии у детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования [Текст] / С. Ю. Кондратьева, Е. А. Осипова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №10. — С. 56-59.
Особенности формирования интерактивного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Современный детский сад. — 2018. — №4. — С. 5-8.
Парижская, Н. В. Комплекс сюжетно-дидактических игр «Разноцветный паровозик» в работе учителя-дефектолога [Текст] / Н. В. Парижская // Современный детский сад. — 2018. — №4. — С. 69-73.
Ростомашвили, Л. Н. Адаптация образовательного процесса в высшем учебном заведении в соответствии со стандартом по направлению подготовки 49.03.02 — физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 23.
В статье рассматриваются возможность и перспективность создания адаптированных программ, обеспечивающих успешность получения образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС высшего образования.
Ростомашвили, Л. Н. Дидактические средства адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили.
В представленных дидактических средствах значительное место отводится тем средствам, которые наилучшим способом способствуют формированию у «особых» детей двигательных действий, входящих в разряд жизненно необходимых.
Ростомашвили, Л. Н. Интерпретация результатов комплексного исследования проявлений тревожности у детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 47.
В статье рассматриваются результаты исследования диагностики проявления тревожности, их взаимосвязь между признаками различных психических образований у детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития с целью последующего уточнения направлений и объема коррекционно-педагогического воздействия на этих детей.
Ростомашвили, Л. Н. (к.п.н., доцент). Методические рекомендации и требования к организации процесса адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили.
В статье раскрывается краткая характеристика особенностей развития детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития. Представлены методические рекомендации и некоторые требования к организации процесса адаптативного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития.
Ростомашвили, Л. Н. Программно-методическое обеспечение адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 52.
Рассматриваются особенности психофизического развития, своеобразие психомоторного развития детей со сложными нарушениями, методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, включающее в себя коррекционно-развивающую программу и инновационную методику обучения двигательным действиям детей со сложными нарушениями развития.
Ростомашвили, Л. Н. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 8.
В статье представлена краткая характеристика сенсорной системы и своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными нарушениями развития.
Ростомашвили, Л. Н. Технология коррекционно-развивающего обучения детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи. — 2011-2016. — С. 18.
В статье представлено краткое содержание отдельных компонентов технологии коррекционно-развивающего обучения двигательным действиям детей со сложными нарушениями развития.
Хабарова, Т. В. Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации [Текст] / Т. В. Хабарова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №6. — С. 11-17.
Описание разработки адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
АУТИЗМ
Кондратьева, С. Ю. Особенности работы с семьей воспитанника с расстройствами аутистического спектра (РАС) [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №6. — С. 37-39.
Статья определяет ряд факторов, которые необходимо учитывать при работе с родителями детей с РАС, а также перечисляются основные задачи работы с родителями.
Шлемко, А. Параллельные миры [Текст] : практико-ориентированный проект социально-педагогической направленности / А. Шлемко, И. Вельгоша // Дошкольное воспитание. — 2018. — №11. — С. 9-17.
В ходе данного проекта воспитанники детского сада общаются с подростками, страдающими расстройством аутистического спектра. Цель этого проекта — расширение социальных контактов в доступных формах для подростков с РАС.
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Акулич, А. И. Игра в действии [Текст] / А. И. Акулич // Дошкольная педагогика. — 2018. — №9. — С. 26-31.
Описание коррекционной работы по развитию лексико-грамматического строя речи с дошкольниками с ОНР средствами словесных игр.
Будник, Н. Н. Блок занятий с детьми средней группы с ТНР по лексической теме «Осень. Признаки осени» [Текст] / Н. Н. Будник, Т. В. Киселева, Е. Н. Толкушенкова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №9. — С. 32-39.
Конспекты подгрупповых занятий по формированию и развитию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи дошкольников средней группы с ТНР.
Васильева, И. Н. Использование здоровьесберегающих технологий и приемов нейростимуляции в коррекции речи дошкольников в условиях логопункта [Текст] / И. Н. Васильева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №8. — С. 36-38.
Опыт использования в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов в условиях логопункта.
Виноградова, Е. А. Работа по развитию зрительно-моторной координации в рамках подготовки к письму дошкольников с ОНР [Текст] / Е. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №9. — С. 40-43.
Грошенкова, В. Коррекция недостатков речи дошкольников в процессе работы с мультфильмами [Текст] / В. Грошенкова // Дошкольное воспитание. — 2018. — №7. — С. 27-35.
В статье представлено содержание работы по развитию речи детей. Описаны игры и упражнения, которые можно использовать при ознакомлении дошкольников с мультфильмами.
Заходякина, К. Ю. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с общим недоразвитием речи средствами адаптивного физического воспитания [Текст] / К. Ю. Заходякина, Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 14.
Применение программы адаптивного физвоспитания у младших школьников с ОНР явилось эффективным средством коррекции двигательных нарушений, повышения физической подготовленности, а также оптимизации психоэмоционального состояния и стимулирования речевого развития.
Кибатьярова, А. А. План-конспект НОД по развитию коммуникативной деятельности у детей седьмого года жизни с ОНР [Текст] / А. А. Кибатьярова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №10. — С. 42-45.
Кузнецова, М. Б. Взаимосвязь специалистов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР в группе комбинированной направленности [Текст] / М. Б. Кузнецова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №6. — С. 40-44.
Автор статьи предлагает несколько вариантов планирования совместной работы специалистов на основе общей лексической темы и конспект спортивного музыкально-речевого праздника «Русская пословица не мимо молвится».
Ростомашвили, Л. Н. Коррекция явлений вегетативной дисфункции у младших школьников с общим недоразвитием речи средствами адаптивного физического воспитания [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 12.
Применение разработанной коррекционно-развивающей методики адаптивного физического воспитания у младших школьников с ОНР явилось эффективным средством оптимизации регуляции вегетативных функций организма.
Тараканникова, В. В. Как хорошо уметь читать… [Текст] / В. В. Тараканникова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №10. — С. 69-70.
Описание авторского метода обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Харченко, Е. П. Нарушенный онтогенез речи [Текст] / Е. П. Харченко, М. Н. Тельнова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №7. — С. 4-9.
Об особенностях обучения в ДОУ детей со специфическими расстройствами речевого развития.
Шабалина, Н. Телесно-ориентированные методы [Текст] / Н. Шабалина // Дошкольное воспитание. — 2018. — №12. — С. 67-72.
Автор статьи иллюстрирует возможность использования описанных методов воздействия в логопедической практике на примере занятия в старшей группе для детей с ОНР.
ЛОГОПЕДИЯ
Акентьева, А. Ю. Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда в старшей логопедической группе «Фантастический пейзаж» [Текст] / А. Ю. Акентьева, А. К. Тренихина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №7. — С. 39-40.
Бабинова, Н. В. Лэпбук как средство поддержки детской инициативы в логопедической работе [Текст] / Н. В. Бабинова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №10. — С. 39-41.
Васильева, И. Н. Авторская логопедическая сказка для автоматизации звука «р» с применением артикуляционной гимнастики, биоэнергопластики, кинезитерапии, тактильно-кинестической и мозжечковой стимуляции и речедвигательной гимнастики [Текст] / И. Н. Васильева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №7. — С. 41-43.
Васильева, И. Н. Использование здоровьесберегающих технологий и приемов нейростимуляции в коррекции речи дошкольников в условиях логопункта [Текст] / И. Н. Васильева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №8. — С. 36-38.
Опыт использования в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов в условиях логопункта.
Ишкова, Е. Ю. Возможности использования логопедических сказок с мини-флеш-игрой в логопедической работе по развитию словаря старших дошкольников с ОНР [Текст] / Е. Ю. Ишкова, С. В. Усманова, И. А. Федорова, Т. А. Гелунова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №10. — С. 52-55.
Казова, Н. А. Конспект занятия с детьми старшей группы с ОНР. Логосказка «Как звуки Ж и Ш стали добрее» [Текст] / Н. А. Казова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №8. — С. 28-30.
Косогорова, А. Н. План-конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста с расстройствами речевого развития «Прогулка по зимнему лесу» [Текст] / А. Н. Косогорова, Н. А. Кочергина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №10. — С. 46-49.
Мурашова, И. Проблема постановки логопедических заключений у дошкольников с ОВЗ с вторичными тяжелыми нарушениями речи [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2018. — №6. — С. 67-73.
В статье приводятся характерные особенности речевых нарушений детей с ОВЗ при разном психическом статусе. Рассматривается проблема постановки логопедических заключений у дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи в качестве вторичного дефекта при задержке психического развития и легкой умственной отсталости. Даются варианты логопедических заключений у дошкольников этих категорий ОВЗ.
Тарасова, Т. М. Использование синквейна в работе логопеда [Текст] / Т. М. Тарасова // Дошкольная педагогика. — 2018. — №10. — С. 50-52.
Терновская, Г. И. Игровая деятельность как способ актуализации речевых навыков дошкольников [Текст] / Г. И. Терновская, В. Г. Смышляева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №7. — С. 35-36.
Авторы статьи показывают, как с помощью игр и различных игровых атрибутов можно актуализировать полученные в процессе коррекционно-образовательной деятельности речевые навыки.
Тихомирова, Е. Кабинет логопеда [Текст] / Е. Тихомирова // Дошкольное воспитание. — 2018. — №7. — С. 74-79.
В статье представлен опыт работы логопеда-практика по организации развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО.
Тихомирова, Е. Многофункциональная сенсорная книга-игрушка в работе логопеда [Текст] / Е. Тихомирова // Дошкольное воспитание. — 2018. — №12. — С. 73-79.
Описание авторского логопедического многофункционального пособия — сенсорной развивающей книги.
Фалева, А. С. «Дерево Успеха». Познавательно-исследовательский проект по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. С. Фалева // Дошкольная педагогика. — 2018. — №10. — С. 8-15.
ОДА
Орлова, С. Ю. Деятельность учителя-дефектолога в построении и реализации индивидуальной траектории развития воспитанников с ОДА [Текст] / С. Ю. Орлова, Т. А. Пигина // Дошкольная педагогика. — 2018. — №8. — С. 25-27.
В статье описывается опыт специалистов сопровождения ДОУ в построении и реализации индивидуального образовательного маршрута для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
ЗПР
Чудесникова, Т. А. Интерактивный комплекс к образовательной области «познавательное развитие» для дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Чудесникова // Современный детский сад. — 2018. — №4. — С. 50-55.
НАРУШЕНИЯ СЛУХА, СЛЕПОГЛУХИЕ
Андреева, Е. Л. Игры-квесты как средство формирования межличностных отношений в группах детей с нормальным и нарушенным слухом [Текст] / Е. Л. Андреева, Т. Ю. Сироткина // Современный детский сад. — 2018. — №4. — С. 56-58.
Ростомашвили, Л. Н. Современное состояние образования слепоглухих детей в Российской Федерации [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Избранные статьи Л.Н. Ростомашвили. — 2011-2016. — С. 26.
В статье представлено своеобразие психофизического развития слепоглухих детей, стратегические направления физкультурного образования, современное состояние обучения и воспитания слепоглухих, анализ работы конференции, организованной Фондом поддержки слепоглухих.