`
19 декабря 2017

В помощь логопеду: новые поступления за 2017 г.

Уважаемые читатели!

 Предлагаем вам список книг и  журнальных статей по коррекционной логопедической работе за 2017 год. Предлагаемая литература рекомендована как специалистам и воспитателям,  работающим с детьми с нарушениями речи, так и родителям, в помощь организации логопедической работы с ребенком в домашних условиях.

Акимова, А. Ю. Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в рамках реализации краткосрочных проектов с применением информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе [Текст] / А. Ю. Акимова, Р. Ф. Ситдикова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №7. — С. 47-49.

Антонова, О. А. Актуальные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. А. Антонова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 51-53.

Баканова, Ю. А. Использование элементов песочной терапии в профилактике дисграфии у детей с ТНР в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / Ю. А. Баканова, Н. В. Урбонавичене // Дошкольная педагогика. — 2017. — №9. — С. 45-47.

Использование песочной терапии в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать напряжение эмоционального характера, а также для непосредственной речевой коррекции, является весьма эффективным методом работы.

Виноградова, Е. А. Вариативный подход к содержанию логопедических занятий в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / Е. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №8. — С. 42-45.

Разнообразие речевого материала и его реализации продемонстрировано на примере двух вариантов логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Виноградова, Е. А. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №2. — С. 41-43.

В данной работе представлены игры по каждому направлению в развитии ориентировки в пространстве, с помощью которых можно успешно проводить коррекцию звукопроизношения.  Игры подбираются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а также с учетом этапа логопедической работы по формированию правильного произношения конкретного звука.

Гладышева, И. В. Проект по взаимодействию учителя-логопеда с семьями воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Вместе весело шагать» [Текст] / И. В. Гладышева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №4. — С. 31-33.

Данный проект направлен на оптимизацию коррекционно-образовательного процесса развития детей с общими нарушениями речи через выстраивание стратегии активного сотрудничества учителя-логопеда и семьи в условиях ФГОС ДО.

Давлетшина, Т. И. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста: проект «Тропинками грамоты» [Текст] / Т. И. Давлетшина // Дошкольная педагогика. — 2017. — №2. — С. 20-27.

Статья включает описание этапов проекта, мастер-класс для родителей «Как помочь ребенку в подготовке к школе», конспект НОД в подготовительной группе «По тропинкам в страну Грамоту».

Гладковская, Л. М. Часы с кукушкой [Текст] : сказка для детей с общими нарушениями речи и заиканием / Л. М. Гладковская // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 71-72.

Еромыгина, М. В. Авторское игровое пособие «Артикуляционная мнемотаблица» [Текст] / М. В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. — 2017. — №1. — С. 70-71.

Предлагаемый автором подход показал эффективность применения в логопедической практике, так как позволяет ребенку самостоятельно развивать артикуляционный аппарат с опорой на зрительный анализатор. С пособием легко и удобно работать логопеду, а для ребенка логопедическое занятие превращается в увлекательную игру.

 Жукова, М.А. Логопедический букварь [Текст] /  М. А. Жукова. — М. : С-Трейд, 2017. — 96 с. : ил.

Как выбрать правильную азбуку среди многообразия различных методик? Правило простое: пособие должно быть составлено логопедом и одобрено дошкольными педагогами. Этот букварь составлен М. А. Жуковой, логопедом с многолетним стажем работы в дошкольных образовательных учреждениях и опытом преподавания грамоты будущим первоклассникам. Материал подобран так, что все трудные звуки изучают тогда, когда уже освоены остальные, а тексты и задания апробированы на занятиях. Выполняя игровые упражнения по развитию общих способностей (памяти, внимания, мышления, пространственного восприятия), ребёнок не будет путать, пропускать, переставлять буквы. Логобукварь является не только книгой для обучения чтению, но и хрестоматией, в которой собраны тексты познавательного и воспитательного характера. Рекомендуется широкому кругу специалистов-дошкольников, гувернёрам, родителям для занятий с детьми на дому.

 Косова, О. В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях логопункта ДОО [Текст] / О. В. Косова, Е. В. Валабугина // Дошкольная педагогика. — 2017. — №6. — С. 52-56.

Объединение усилий психолога и логопеда позволяет более качественного отслеживать процесс развития ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием, выстраивать комплексную коррекционно-развивающую работу в режиме логопункта.

Краева, Е. А. Роль игры в коррекционной работе с дошкольниками [Текст] / Е. А. Краева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 70.

Описание многофункционального игрового логопедического пособия «Знай-ка», разработанного автором статьи.

 Лабузнова, Т. М. Развитие просодических компонентов речи у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Т. М. Лабузнова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №7. — С. 50-52.

Автор статьи делится своими наработками в данном направлении коррекционной работы.

Лавренова, Е. И. Использование авторских электронных образовательных ресурсов в логопедической работе с дошкольниками [Текст] / Е. И. Лавренова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №4. — С. 64-66.

Описание игр на закрепление правильного произношения изолированного звука и игр на развитие фонематического слуха.

 Любомирская, Э.  Моделирование образовательной деятельности по развитию речи дошкольников [Текст] : семинар-практикум / Э. Любомирская  // Дошкольное воспитание. — 2017. — №2. — С. 76-83.

Максименко, О.  Лягушка Клава [Текст] : логопедическая игрушка / О. Максименко // Дошкольное воспитание. — 2017. — №1. — С. 74-76.

Описание авторской логопедической игрушки-пособия, предназначенной для использования на занятиях по коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Максименко, О. П. Мой веселый звонкий мяч [Текст] / О. П. Максименко // Дошкольная педагогика. — 2017. — №1. — С. 47-49.

Описание вариантов игр с использованием мяча в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи.

 Мурашова, И.  Дифференциация видов логопедической диагностики [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. — 2017. — №7. — С. 64-70.

В статье рассматривается проблема определения четких критериев ТНР дошкольников и дифференциации разных видов диагностики нарушений речевого развития обучающихся в дошкольной организации в соответствии с современными запросами. Описываются линии логопедического обследования по возрастам, дается алгоритм индивидуальной оценки качества результатов логопедической работы.

Сагитова, А. Ф. Логопедический проект для старших дошкольников «Весело играем — звук «р» закрепляем» [Текст] / А. Ф. Сагитова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №8. — С. 53-58.

Описание проекта и конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «День рождения буквы Р».

 Смелова, Н. А. Использование приемов самомассажа с детьми во взаимодействии с родителями [Текст] / Н. А. Смелова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №3. — С. 42-44.

Автор статьи описывает свою работу по преодолению нарушений звукопроизношения у детей: различные виды массажа — активизирующий и расслабляющий. Целью логопедического самомассажа являются стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

 Татаренцева, Е. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с заиканием как фактор снижения школьной дезадаптации [Текст] / Е. В. Татаренцева, Ж. В. Зайцева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №6. — С. 38-40.

Тихоненкова, Е. П. Развивающие игры в работе учителя-логопеда [Текст] / Е. П. Тихоненкова // Дошкольная педагогика. — 2017. — №3. — С. 33-35.

Автор статьи дает описание дидактических игр («Говорящие ладошки», «Пальцеходы», камешки «марблс», массажный мяч су-джок), использующихся в работе логопеда и являющихся уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Тычинская, А. Ю. Дырокол как помощник в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст] / А. Ю. Тычинская // Современный детский сад. — 2017. — №3. — С. 48-49.

Описание вариантов дидактических игр с использованием нетрадиционного для логопедической и дефектологической практики инструмента — фигурного дырокола.

 Фалева, А. С. Логопедический поход как инновационная форма взаимодействия с родителями дошкольников с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО [Текст] / А. С. Фалева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №7. — С. 45-46.

Фалева, А. С. Природный материал для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи [Текст] / А. С. Фалева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №5. — С. 37-43.

Исходя из проблемы, что дети с плохо развитой ручной моторикой испытывают трудности и в быту, и в образовательной деятельности, у автора статьи возникла идея создания проекта «Природные материалы для самомассажа детей с нарушениями речи».

Шаховская, С.  Знакомство с книгой [Текст] : оптимизация коррекционно-педагогической работы / С. Шаховская, Т. Ковалева // Дошкольное воспитание. — 2017. — №11. — С. 64-68.

Статья посвящена актуальной для современной коррекционной педагогики проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой. Рассмотрены инновационные приемы логопедической работы.

 Щепилина, С. С. Использование камешков марблс с целью повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями при автоматизации звуков [Текст] / С. С. Щепилина // Дошкольная педагогика. — 2017. — №9. — С. 42-44.

Автор статьи рассказывает как использует камешки марблс в работе над автоматизацией звуков.