`
09 февраля 2017

В помощь логопеду: список литературы за 2015 г.

Уважаемые читатели! Предлагаем вам список книг и журнальных статей по коррекционной логопедической работе за 2015 год. Предлагаемая литература рекомендована как специалистам и воспитателям,  работающим с детьми с нарушениями речи, так и родителям, в помощь организации логопедической работы с ребенком в домашних условиях.

Алферова, Ю.С. Семинар-практикум для родителей «Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» [Текст] / Ю.С. Алферова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 35-38.

      Семинар-практикум знакомит родителей с оптической дисграфией и ее предпосылками, с приемами работы логопеда, показывает значение выполнения заданий на предупреждение оптической дисграфии. Дается описание хода семинара-практикума и заданий, направленных на предупреждение оптической дисграфии.

Андреева, М.Б. Коррекция сенсорных и моторных нарушений у детей с алалией [Текст] / М. Б. Андреева // Логопед. — 2015. — №8. — С. 92-103.

Описание занятий по коррекции речевых нарушений.

Андреева, М.Б. Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи [Текст] / М. Б. Андреева // Логопед. — 2015. — №7. — С. 92-99.

Анисимова, Ю.Н. Логопед и родители в процессе коррекции речевых нарушений: поиски эффективных форм взаимодействия [Текст] / Ю. Н. Анисимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №4. — С. 17-43.

Статья посвящена выстраиванию отношений сотрудничества логопеда с родителями детей. Автор описывает различные формы вовлечения родителей в процесс коррекции речи этапы формирования партнерских отношений с родителями учеников.

Антонова, О.А. Конспект подгруппового логопедического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе ограничения речи [Текст] / О. А. Антонова, А. В. Силина  // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 54-56.

Антонова, О. А. Логопедическая работа с ребенком в домашних условиях [Текст] : родительское собрание / О. А. Антонова // Логопед. — 2015. — №7. — С. 56-65.

Организации логопедической работы с ребенком в домашних условиях целесообразно посвятить родительское собрание.

Артемьева, И.В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи [Текст] / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. — 2015. — №7. — С. 31-35.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игре, организованной взрослым или самостоятельной.

Бобровская, Н.И. Профилактика оптической дисграфии у учащихся с ОВЗ [Текст] / Н. И. Бобровская // Логопед. — 2015. — №9. — С. 80-83.

В статье даны рекомендации и упражнения, направленные на профилактику оптической дисграфии, Они помогают сформировать у учащихся с ОВЗ правильное письмо, зрительно-моторную координацию, ассоциативное мышление.

Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. – 2-3 изд., испр. – М. : Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда).

В книге предлагаются тексты для диагностики состояния развития моторики. Даются рекомендации для организации занятий. Основная часть пособия посвящена описанию пальчиковых игр. Для занятий предлагаются инсценировки, тексты для пересказа в сопровождении ручных движений, теневые игры. Предложенные упражнения стимулируют также развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, воображения. Пособие может использоваться на групповых, индивидуальных занятиях в ДОО и дома. Рекомендуется для логопедов, воспитателей, родителей.

Борисенко, Т. Н. Первичная социализация дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях стационара [Текст] / Т. Н. Борисенко // Логопед. — 2015. — №1. — С. 80-90.

Статья посвящена проблеме социальной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются особенности развития таких детей, специфика и принципы коррекционной логопедической работы с ними, а также способы первичной социализации в условиях стационара.

Веселова, Е.И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. Ч. 2. [Текст] / Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда).

В книге представлены игры и упражнения на каждый день по лексическим темам, направленные на коррекцию психоречевой недостаточности у детей 4-5 лет с ОНР. Материал включает не только задания на формирование лексико-грамматического строя и связной речи, но и упражнения на развитие двигательной сферы ребенка, его внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, работу над просодическими компонентами речи, коррекцию нарушений слоговой структуры. В первой части книги представлены занятия с сентября по декабрь, во второй – с января по май. Книга адресована логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям.

Волкова, Т. А. Рабочая программа для логопедического пункта ДОО [Текст] / Т. А. Волкова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №5. — С. 48-52.

Описание программы, цель, задача, основные принципы.

Воробьева, С.  Посиделки в кафе [Текст] : занятие с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, и с их родителями / С. Воробьева // Дошкольное воспитание. — 2015. — №3. — С. 67-71.

Занятие ставит своей задачей повышение интереса родителей к логопедической работе, развитие навыков общения между детьми и взрослыми.

Гальцова, П.С. Логопедические сказки для самых маленьких [Текст] / П.С. Гальцова, И.С. Дудко, О.В. Ильина. – М. : Сфера, 2015. – 55 с. – (Библиотека логопеда).

Голубец, О. Д. «В царстве снежной королевы», или здоровьесберегающие технологии в работе логопеда и психолога [Текст] / О. Д. Голубец // Современный детский сад. — 2015. — №2. — С. 26-30.

Голых, Е.А. Сказочная деревня звуков [Текст] : авторское пособие для старших дошкольников с нарушениями речи / Е. А. Голых // Логопед. — 2015. — №7. — С. 49-53.

Описание многофункционального настенного пособия «Сказочная деревня звуков». Пособие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Может быть применено как в образовательной, так и в свободной деятельности детей. В процессе работы с панно у детей формируются все компоненты речи, развиваются пространственные представления, закрепляются знания о цвете, развивается мелкая моторика.

Горюнова, Н.Ю. Театр теней в работе логопеда со старшими дошкольниками [Текст] / Н. Ю. Горюнова // Логопед. — 2015. — №1. — С. 106-111.

Гуцал, И.Ю. Развитие мелкой моторики детей 4-5 лет с ОНР [Текст] : интеграционный подход / И. Ю. Гуцал // Логопед. — 2015. — №2. — С. 102-108.

Давидович, Л.  Логопедия: семейное воспитание детей с нарушениями в развитии [Текст]  / Л. Давидович // Здоровье дошкольника. — 2015. — №10. — С. 42-66.

Дьяченко, Л.Б. Использование нетрадиционных средств коммуникации с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. Б. Дьяченко // Дошкольная педагогика. — 2015. — №4. — С. 43-47.

       Жесты в логопедической работе не способны самостоятельно развивать речь ребенка, однако, как вспомогательное средство имеют большое значение. Они стимулируют речевую активность и помогают сформировать основные навыки и умения у дошкольников.

Елистратова, Е.А. Сценарий логопедического досуга для детей 6-7 лет «День родного языка» [Текст] / Е. А. Елистратова, О. А. Теплова // Дошкольник. — 2015. — №5. — С. 71-74.

Игнатьева, С. И. Развитие речи с помощью сказок у дошкольников с ОНР 5-6 лет [Текст] : календарно-тематическое планирование / С. И. Игнатьева // Логопед. — 2015. — №2. — С. 31-43.

Киреева, О.Н. Методическое пособие «Занимательные часики» [Текст] / О. Н. Киреева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 61-68.

Для повышения продуктивности коррекционной работы в условиях логопедического пункта авторы статьи изготовили многофункциональное методическое пособие «Занимательные часики». Пособие позволяет в доступной для дошкольников игровой форме проводить работу по развитию фонематических процессов, по формированию навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Описание игр на развитие фонематического слуха и восприятия.

Киреева, О.Н. Учим стихи с удовольствием [Текст] / О. Н. Киреева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №4. — С. 32-36.

Описание методического пособия «Учим стихи с удовольствием». Пособие многофункциональное: может быть использовано при работе с текстами цепной структуры, при пересказе описательных рассказов, при составлении рассказов по серии картинок.

Климанова, Г.Б. Что за чудо эти игры! [Текст] : игры с использованием шариков марблс и декоративных камешков с детьми 3-5 лет / Г. Б. Климанова // Логопед. — 2015. — №8. — С. 43-48.

Ковалева, А.В. Развитие мелкой моторики рук и речи дошкольников с помощью авторских пособий [Текст] / А. В. Ковалева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №4. — С. 50-52.

Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики [Текст] / Н.Ю. Костылева. — М. : Сфера, 2014. — 64 с. — (Библиотека логопеда).

Куделина, Ю.Ю. Учимся слышать звуки [Текст] : консультация для родителей / Ю. Ю. Куделина // Логопед. — 2015. — №7. — С. 71-73.

Кузнецова, М. Б. Использование моделей в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / М. Б. Кузнецова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 57-64.

Кучмезова, Н.В. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ [Текст] : методические рекомендации / Н.В. Кучмезова, И.А. Лигостаева. – М.: Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда).

Лебедева, Т. Н. В гости к ежику [Текст] : индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ДЦП / Т. Н. Лебедева // Логопед. — 2015. — №6. — С. 88-91.

Макаренкова, Е.  Мы раскрасим этот мир [Текст] : занятие для детей с общим недоразвитием речи / Е. Макаренкова, Д. Куликова, Е. Тупицына // Дошкольное воспитание. — 2015. — №1. — С. 84-89.

Малютина, Т. С. Детско-родительский клуб «Логодомик» [Текст] : совместный проект семьи и детского сада / Т. С. Малютина // Логопед. — 2015. — №2. — С. 75-78.

Авторы статьи рассказывают о создании детско-родительского клуба «Логодомик», его мероприятия отвечают задачам ДОО, интересам и потребностям родителей, особенностям обучения в коррекционно-логопедической группе.

Малых, Н.А. Обогащение лексики детей 5-6 лет с речевой недостаточностью средствами физического воспитания [Текст] : из опыта работы / Н. А. Малых // Логопед. — 2015. — №2. — С. 88-92.

Мастерова, И.В. Особенности логопедической работы с детьми в период сменного прикуса [Текст] / И. В. Мастерова, Е. А. Абдрахимова // Логопед. — 2015. — №2. — С. 16-19.

В своей работе учитель-логопед сталкивается с такой проблемой как сменный прикус. Специфика диагностики и коррекции в данный период меняется. Любые изменения артикуляционного аппарата могут привести к нарушению артикуляции.

Морозова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в логопункте [Текст] / Л. Н. Морозова // Логопед. — 2015. — №7. — С. 65-71.

Нартова, И.  Развиваем мелкую моторику [Текст] / И. Нартова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №4. — С. 83-86.

Автор статьи, логопед, предлагает некоторые игры и упражнения, которые развивают мелкую моторику. Задания имеют свое название, обязательно сопровождаются проговариванием текстов, которые автор придумала сама. Систематическое использование этих упражнений помогает повысить речевую активность, концентрировать внимание, развивать память, воображение, воспитывают усидчивость, повышают интерес к обучению.

Новиковская, О.А. Домашний логопед [Текст] / О.А. Новиковская : худож. С. Емельянова, А. Рахманов, О. Серебрякова. – М. : АСТ, 2013. – 96 с. : ил.

Османова, Г.А. Превращение ладошки : Играем и развиваем мелкую моторику [Текст] /  Г.А. Османова. – СПб. : КАРО, 2013. – 64 с. : ил. – (Популярная логопедия).

В книге содержится материал по применению игрового самомассажа кистей рук в педагогической работе с детьми. В нее включены оригинальные забавные стихи о превращениях ладошки и подробное описание техники выполнения массажных движений. Кроме того, в предисловии автор дает инструкцию по работе с детьми. Все стихи сопровождаются замечательными картинками, которые привлекут внимание ребенка, и помогут ему выполнить занимательные задания.

Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7) [Текст] / авт.-сост. А.В. Никитина. – СПб. : КАРО, 2009. – 128 с. : ил. – (Популярная логопедия).

       В пособии, которое создано на основе многолетнего опыта работы, представлены все лексические темы, изучаемые в логопедическом дошкольном учреждении с детьми в возрасте 6-7 лет. Это пособие позволит логопедам спланировать занятия на весь учебный год, составить конспекты, сделать занятие интересным для детей, познакомить их со сказками о пальчиках, привлечь их внимание веселыми стихотворениями, разминками и играми. Книга адресована воспитателям, логопедам дошкольных учреждений и, конечно, заинтересованным, внимательным родителям.

Поникарова, Л. А. Моя первая книга [Текст] : детско-родительский проект социализации школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Поникарова // Логопед. — 2015. — №2. — С. 44-50.

Пономарева, Т. И. Формы работы с детьми на дошкольном логопедическом пункте. Логопедическая сказка-спектакль «Приключения поросят» [Текст] / Т. И. Пономарева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №5. — С. 53-54.

Ратникова, О. А. Дидактическое пособие «Фишки-звуки, или Умные фишки» [Текст] / О. А. Ратникова, Л. Н. Славина-Бурнина // Дошкольная педагогика. — 2015. — №3. — С. 68-69.

          Описание логопедических игр и упражнений с использованием авторских дидактических пособий.

Рассохина, И. Ю. Путешествие на поляну звуков и букв [Текст] : авторское дидактическое пособие из тряпичных кукол для детей 5-7 лет / И. Ю. Рассохина // Логопед. — 2015. — №7. — С. 54-55.

      Описание пособия, предназначенного для индивидуальных логопедических занятий. Оно представляет собой набор тряпичных кукол и панно, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие помогает создать мотивационную ситуацию перед занятием.

Сергоманова, З.  Дидактическое пособие «Цветок» [Текст] / З. Сергоманова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №4. — С. 88-89.

Дидактическое пособие «Цветок» необходимо в работе по развитию фонематического слуха ребенка перед поступлением в школу.

Сидорова, К.Ю. Развитие речи у детей с РАС [Текст] / К. Ю. Сидорова // Логопед. — 2015. — №6. — С. 28-38.

Описание этапов работы над речевой функцией детей с РАС.

Слободчикова, Л. А. Скрапбукинг в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР [Текст] / Л. А. Слободчикова // Логопед. — 2015. — №1. — С. 42-49.

Скрапбукинг — особый вид рукоделия, при помощи которого красиво оформляются фотоальбомы, открытки и рамки. Автор статьи описывает свой опыт по применению скрапбукинга в логопедической работе.

Сухонина, Н. И. Использование «умной парты» на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. И. Сухонина // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 42-44.

Танцюра, С.Ю. Коммуникативное взаимодействие родителей и неговорящих детей младшего дошкольного возраста [Текст] / С. Ю. Танцюра // Логопед. — 2015. — №7. — С. 11-14.

Авторы статьи в условиях эксперимента поставили детей и их родителей в различные коммуникативные ситуации, наполненные таким образом, чтобы все они были последовательны, и одна дополняла другую.

Тараканникова, В.В. Проект «Гласные — прекрасные» [Текст] / В. В. Тараканникова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 46-49.

Описание проекта по обучению детей с тяжелыми нарушениями речи — цели, задачи.

Тараненко, А. Развивающие игрушки [Текст] / А. Тараненко. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 79 с. : ил. – (Мастер-класс на дому).

Необыкновенные умные игрушки, сшитые своими руками, непременно станут лучшими друзьями вашего малыша! Игрушки для сюжетно-ролевых игр помогут ему приобрести навыки общения и расширить кругозор, а игрушки с функциональными застежками – развить мелкую моторику и логическое мышление, также они научат его застегивать свою одежду и завязывать шнурки. В книге представлены выкройки и подробное описание более 10 развивающих игрушек, которые легко сшить из самой простой ткани и без помощи машинки. Сделанные добрыми руками, эти игрушки обладают особой энергетикой. С ними малыш везде и всегда весело и с пользой проведет время.

Фадеева Ю.А. В мире слов, букв и звуков : речевые игры на автоматизацию звуков [Текст] / Ю.А. Фадеева, Г.А. Пичугина. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека логопеда).

Чудесникова, Т. А. Как сделать для ребенка с ринолалией интересным занятие?  [Текст] / Т. А. Чудесникова // Современный детский сад. — 2015. — №4. — С. 37-40.

Автор статьи предлагает свои разработки дидактических пособий для дошкольников с ринолалией.

Чумакова, И.  Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №1. — С. 69-83.

Для реализации задач по преодолению фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи авторами был подобран, разработан и апробирован на практике дидактический материал, построенный на основе метода программированного обучения.

Цвях, Н. Н. Деятельность логопеда в условиях работы Службы домашнего визитирования [Текст]  / Н. Н. Цвях // Логопед. — 2015. — №9. — С. 72-78.

В статье рассмотрено внедрение инновационной технологии «Домашнее визитирование» на базе БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония» г. Нягань, ХМАО — Югры. Представлена актуальность данной технологии и описана деятельность логопеда в условиях работы Службы домашнего визитирования, рассмотрены услуги и направления коррекционной работы логопеда, на основе анализа логопедической работы раскрыта эффективность его деятельности.

Якунина В.А. Трудные звуки и буквы Ж и Ш : задания для профилактики нарушений письма [Текст] / В.А. Якунина. — М. : Сфера, 2014. — 64 с. — (Библиотека Логопеда).