09 февраля 2017

В помощь тифлопедагогу: список литературы за 1-ое полугодие 2016 г.

 В список литературы включены библиографические описания статей из периодических изданий и книг. В этот выпуск вошла литература, полученная Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в 1-м полугодии 2016 года. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована тифлопедагогами, тифлопсихологами, воспитателями специальных школ, родителями слепых и слабовидящих детей, студентами.

 

Бодренкова, Л. Г. Как подготовить ребенка с нарушением зрения к посещению врача-офтальмолога [Текст] / Л. Г. Бодренкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — №5. — С. 40-43.

В статье представлены практические рекомендации для родителей и педагогов по подготовке ребенка к посещению врача. Рекомендации могут быть использованы родителями всех детей, испытывающих трудности при прохождении медицинских процедур.

Божева, Т. М. Забавные буквы [Текст] : наглядное пособие / Т. М. Божева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №7. — С. 70-72.

Описание методики изготовления наглядного пособия для работы со слабовидящими детьми.

Быстрова, Н. Н. Рекомендации по составлению программы коррекционной работы в школе для слепых и слабовидящих детей [Текст] / Н. Н. Быстрова, Н. Ю. Кузина, Е. Б. Якушева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — № 4. — С. 15-20.

Программа коррекционной работы является важнейшим документом для образовательной организации для детей с ОВЗ – она позволяет правильно планировать коррекционную работу, отбирать содержание для нее в соответствии с особенностями контингента обучающихся, организовывать деятельность педагогов и достигать планируемых результатов. Статья раскрывает цели, содержание, общую стратегию и структуру Программы коррекционной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Представлены инновационные разработки педагогического коллектива, особое внимание уделено формированию социальной компетентности детей с нарушением зрения и развитию их адаптивных способностей.

Галишина, А.  Требования к оформлению компьютерной презентации для учеников с нарушенным зрением [Текст] / А. Галишина, Г. Широкова // Школьный вестник. — 2015. — №11. — С. 1-9.

Демидова, И. Е. Методические приемы работы с географическими картами материков в школах для слепых и слабовидящих обучающихся [Текст] / И. Е. Демидова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — №5. — С. 33-39.

В статье представлены алгоритмы действий при работе с географическими картами материков, способствующие более прочному усвоению картографических знаний и повышению качества усвоения программного материала по географии в целом. В качестве примера представлена работа над формированием понятия «Природный комплекс территории».

Журавлёва, М. В. К вопросу об изучении идентификации у слабовидящих подростков [Текст] / М. В. Журавлёва // Коррекционная педагогика. Теория и практика : научно-методический журнал. — 2016. — № 2. — С. 40-50.

Замятина, А.  Методические рекомендации по организации преподавания в школе курса «Социально-бытовая ориентировка» в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ [Текст] / А. Замятина // Школьный вестник. — 2016. — №1. — С. 1-9.

Калугин, И.  Формирование правильной походки слепых и слабовидящих школьников [Текст] / И. Калугин, Г. Мурзагильдина // Школьный вестник. — 2015. — №10. — С. 1-10.

Князев, И.  Организация итогового повторения по алгебре за курс основной общей школы: дифференцированный подход [Текст] / И. Князев // Школьный вестник. — 2016. — №1. — С. 1-12.

Автор статьи, учитель математики коррекционного образовательного учреждения (г.Санкт-Петербург), описывает накопленный определенный  опыт в проблеме подготовки слепых и слабовидящих школьников к экзаменам за курс основной школы по алгебре. Основу решения проблемы автор видит в дифференцированном подходе к учащимся. В приложении даны примерные задания для факультативных занятий и уроков.

Комова, Н. С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС [Текст] / Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. — 2016. — N 3. — С. 19-28.

В статье проводится анализ ФГОС с точки зрения обучения детей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих) на всех образовательных ступенях общего образования в соотношении с основными положениями тифлопедагогики. Описываются условия, позволяющие ребенку со зрительной депривацией осваивать основную образовательную программу. Приводится перечень средств, рекомендуемых к применению при обучении слепых и слабовидящих детей.

Кочеткова, Н.  Доступная среда в музеях становится реальностью [Текст] / Н. Кочеткова // Школьный вестник. — 2016. — №6. — С. 29-32.

Описание проекта «Доступная среда в музеях Московского Кремля».

Левченко, И. Ю. Экспериментальное изучение базовых составляющих изобразительной деятельности старших дошкольников с нарушениями развития [Текст] / И. Ю. Левченко // Дефектология. — 2016. — №4. — С. 36-43.

В статье представлены результаты сравнительного изучения психических процессов, лежащих в основе успешного овладения изодеятельностью старшими дошкольниками с ЗПР, нарушениями зрения, ОДА и их нормально развивающимися сверстниками.

Лоскова, И. В. Реализация индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО [Текст] / И. В. Лоскова, И. И. Алексенцева, Н. А. Алексенцева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №7. — С. 52-55.

Мелковская, Н.  Коррекционные игры и упражнения по развитию зрительного восприятия в контексте проектов по сказкам на занятиях учителя-дефектолога [Текст] / Н. Мелковская // Школьный вестник. — 2016. — №7. — С. 1-7.

Описание проекта по коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения.

Мясникова, Л. В. Создание коррекционно-развивающей среды для слепого ребенка в домашних условиях [Текст] / Л. В. Мясникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — №5. — С. 29-32.

В статье изложены основные принципы организации коррекционно-развивающей среды в условиях семьи, имеющей ребенка с тяжелой зрительной патологией. Раскрывается роль коррекционно-развивающей среды в психическом развитии слепых детей раннего и дошкольного возраста, рассматриваются правила построения такой среды в домашних условиях и необходимость организации занятий в естественной для ребенка среде.

Незрячие. Истории успеха : музыка [Текст] / Рос. гос. б-ка для слепых; [сост. и пер. Г. С. Елфимова]. — М., 2015. — 43 с.

В брошюре представлен реферативный перевод отдельных статей из книги Джеймса Уилсона «Биография слепого», повествующих о жизни и творчестве незрячих музыкантов, достигших успеха в профессиональной деятельности.

Организация работы с детьми в условиях специальной библиотеки [Текст]  : метод. рекомендации / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. С. М. Максименко]. — М., 2015. — 42  с.

В основу издания положен опыт работы с детьми в Российской государственной библиотеке для слепых, в специальных библиотеках для слепых и слабовидящих регионов России.

Советы учителям и родителям незрячих детей, имеющих дополнительные проблемы развития [Текст] : реф. пер. брошюры Королев. нац. ин-та слепых Великобритании. Ч. II / Рос. гос. б-ка для слепых; [ сост.- пер. Г.С. Елфимова]. — М., 2015. — 48 c. — (Заочная школа для родителей).

Трунова, Г.  Развитие пространственной ориентировки [Текст] / Г. Трунова, Т. Шапошник // Дошкольное воспитание. — 2016. — №5. — С. 99-107.

Опыт использования уникального коррекционного средства — игры «9 клеток» для приобретения навыков свободного самостоятельного ориентирования дошкольников с нарушениями зрения.

Трунова, Г.  Развитие пространственной ориентировки [Текст] / Г. Трунова, Т. Шапошник // Дошкольное воспитание. — 2016. — №6. — С. 80-89.

Методическая картотека игр для занятий с дошкольниками с нарушением зрения.

Фомина, Л. А. Некоторые важные аспекты развития незрячего ребенка и становления его личности [Текст] / Л. А. Фомина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2015. — 54 с. — (Заочная школа для родителей).

Автор — тифлопедагог и тифлопсихолог Центра ранней интервенции Российской государственной библиотеки для слепых — касается вопросов воспитания и развития незрячего ребенка во время лечения, его взаимоотношений с членами семьи, с домашними животными, подготовка его к школе. В работе приводятся упражнения и другие авторские материалы, призванные помочь ребенку освоить чтение и письмо по системе Брайля. Издание адресовано родителям и другим членам семьи детей с нарушениями зрения.